Маркетинговое управление предприятием

Тема 25. Конфликты и их разрешение. Управление конфликтами и стрессами.


План лекции:

  1. Стресс, его характеристика и последствия.
  2. Причины стрессов в деятельности предприятия.
  3. Методы предупреждения и профилактики стресса.
  4. Сущность, структура и значение конфликта.
  5. Виды конфликтов, их причины и последствия.
  6. Методы разрешения конфликтов.

Стресс, его характеристика и последствия.

Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый (био­лог) Ганс Селье в 1936 году. В переводе с английского оно означает "напряжение".

Стресс — всякое внешнее воздействие на организм, тре­бующее ответной реакции путем мобилизации тех или иных его защитных сил.

Стресс — это обычное и часто встречающееся явление, естественная часть человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает проблемы для работников и организации в целом.

Отношение к стрессу неоднозначно:

  • одни исследователи признают лишь его отрицательное влияние на человека;
  • дру­гие — отмечают побудительную силу стресса, направленную на эффективное решение проблем, видя в этом позитивную сторону стрессовых ситуаций.

В последнее время утвердилось мнение, что стресс для работы полезен.

Однако необходимо научиться различать допустимую сте­пень стресса и слишком большой стресс.

Все зависит от час­тоты повторения стресса (периодичности), продолжительно­сти и силы его воздействия. Стресс должен быть:

  • нечастым;
  • непродолжительным;
  • несильным, тогда его последствия для организма будут относительно безвредны, т.е. будут иметь "нулевой эффект".

Последствия стресса. Стрессовые ситуации оказывают физиологическое и психологическое влияние на организм че­ловека.

Разовый стресс сопровождается учащением пульса, повышением кровяного давления.

Физиологические послед­ствия переживаемых стрессовых ситуаций проявляются в гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушени­ях мозгового кровообращения, язвах желудка, мигренях, инфарктах.

В психологическом плане — снижается мыслительная деятельность, появляется неврологические расстройства, а также психосоматические заболевания.

При высокой частоте негативных воздействий утрачива­ется способность ориентироваться в конкретной обстановке и принимать верное решение.

Чрезмерный стресс дорого обхо­дится и организации, он прямо или косвенно увеличивает затраты на достижение поставленных целей.

Причины стрессов в деятельности предприятия.

Существует множество причин, вызывающих стрессовые ситуации на предприятиях. Их условно можно подразделить на две группы:
Причины стресса:

  1. Производственные (61%):
    • Зависящие от менеджеров
    • Зависящие от работников
  2. Личные (39%):
    • Семейные отношения (болезнь, выход на пенсию, переход на другую работу и др.)

К причинам стресса, зависящим от менеджера, относятся:

  • неравномерность нагрузки, устанавливаемой для ра­ботников;
  • противоречивость требований ("конфликт ролей");
  • срочность выполнения поручений;
  • множество оперативных вопросов;
  • неумение делегировать полномочия;
  • неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе;
  • информационная перегрузка;
  • нарушение деловой этики; крайне жесткий стиль ру­ководства;
  • отсутствие санитарно-гигиенических условий.
Причины стресса, зависящие от работников включают:
  • личные качества (например, высокое честолюбие);
  • неумение отключаться от служебных проблем;
  • отсутствие хобби;
  • незагруженность;
  • неудовлетворенность работой;
  • недостаточная компетентность;
  • угроза потерять работу;
  • неумение найти баланс между работой и радостью бытия.

В составе личных причин выделяют семейные отноше­ния, болезни, выход на пенсию, переход на другую работу, смерть или болезнь близкого человека и др.

Существуют и общегосударственные причины стресса, вызывающие социальную напряженность в обществе (поли­тическая, экономическая нестабильность, снижение уровня жизни, сложная криминальная обстановка, правовой беспре­дел, экологические проблемы, возрастающая урбанизация).

Методы предупреждения и профилактика стресса.

Предупреждение и профилактика стресса включает мно­жество методов и приемов.

Общими мерами борьбы со стрессом являются:

  • организационно-экономические;
  • рациональная система управления;
  • научная организация труда;
  • повышение уровня культуры управления с учетом со­блюдения этических, правовых, эстетических норм;
  • решение экологических проблем (внедрение безвред­ных технологий);
  • развитие физической культуры населения (самое эф­фективное средство от стресса);
  • психологические меры (использование приемов вну­шения: "провал", "триумф", "стреляный воробей", " полез­ность ошибок " и др.);
  • использование различных форм самоконтроля.

К мерам личного свойства относят:

  • двигательную активность (гимнастику, ходьбу, танцы);
  • релаксацию (расслабление): смехотерапия, цветомузы­ка, аутотренинг, медитация, сон;
  • укрепление нравственного здоровья.

Известна формула выживаемости менеджера:

где,
t1 — время рекреации (восстановление физической активности), 1 ч;
t2 — время релаксации (психическое расслабление и пе­реключение эмоций), 1 ч;
t3 — время катарсиса (моральное очищение и возвыше­ние, нравственное здоровье), 1 ч;
24 ч — время суток.

Сущность, структура и значение

Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в связи с разрешением каких-либо вопросов на про­изводстве или в личной жизни.

Конфликт — это столкновение сторон, мнений, сил, интересов одно­го или нескольких участников, у ко­торых имеются свои различные пути и методы достижения целей, част­ных или общих.

Производственный конфликт возникает в процессе совме­стного труда из-за непонимания или противоположности ин­тересов.

Поводом для конфликта является инцидент, когда одна из сторон действует, ущемляя интересы других. Инцидент может возникать как по инициативе оппонентов, так и под влиянием внешних причин.

В конфликте выделяются:

  • субъекты конфликта — оппоненты;
  • объект — их интересы.

Достаточно часто конфликты на предприятии носят скры­тый характер.

Руководитель должен стремиться не столько к бесконф­ликтному взаимодействию с подчиненными, сколько к своев­ременному выявлению и эффективному разрешению конф­ликта, устраняя негативные последствия и используя позитивное начало.

На это он должен ориентировать и под­чиненных, чтобы обеспечить благоприятный социально-пси­хологический климат в коллективе.

Обычно к характерным чертам конфликта относят неопределенность исхода раз­вивающейся ситуации для всех ее участников, наличие различных целей, интересов, методов действий у каждой из сторон.

Конфликты в организации возможны, они являются движущей силой, выявляю­щей разнообразие точек зрения, альтернатив, личностей.

Конфликты могут быть:

  • функциональными, ведущими к повышению эффективности организации,
  • дисфунк­циональными, приводящими к снижению личной удовлетворенности, уровня группо­вого сотрудничества и эффективности достижения цели, следовательно, необходимо управлять конфликтами.

Конфликтная ситуация может возникнуть на любом этапе управления организа­цией.

Рис. 1. Модель конфликта как процесса

Главная задача руководителя — реагировать на конфликты и нахо­дить пути их решения (например, организация социального партнерства).

Виды конфликтов, их причины и последствия.

Различают четыре типа и множество причин конфликтов.

Типы конфликтов
Внутриличностные Различное понимание роли и результата работы личности, противоречие между заданием и результатами, между производственными требованиями и личными потребностями и ценностями.
Межличностный Борьба руководителей структур за максимальные ресурсы, различные методы работы и ее оценки, борьба кандидатов за повышение при наличии малого количества вакансий и т.п.
Между личностью и группой Отличие в понимании норм поведения, правил и процедур.
Межгрупповой Отличие целей, ценностей между формальными и неформальными группами.

Причины конфликтов
Распределение ресурсов Стремление распределить ресурсы наиболее эффективно и стремление получить их в большем количестве (психология человека).
Взаимозависимость задач Взаимосвязанность задач в структуре организации и неадекватность реакции личности на принципы их решения.
Различия в целях Разграничение целей по подразделениям приводит к их игнорированию.
Представление о ценностях Объективная оценка ситуации заменяется личностными и групповыми интересами.
Манера поведения Характер и темперамент, уровень авторитарности и догматичности, уровень самоуважения и жизненного опыта.
Неудовлетворенность коммуникациями Неадекватное понимание, различные критерии оценки, недостаточная и неполная информация.

Доведение ситуации до конфликта всегда чревато последствиями, вызывающими снижение уровня эффективности деятельности организации:

  • плохое состояние духа;
  • уменьшение степени сотрудничества;
  • снижение продуктивности;
  • возвышение цен­ности своей работы на фоне других;
  • сворачивание взаимодействия и общения;
  • увеличение враждебности;
  • придание большого значения «победе».

Последствия конфликтов могут быть:

  • функциональные (конструктивные);
  • дисфункциональные (деструктивные).

Первая группа последствий включает:

  • стремление к приемлемости решения всеми сторонами;
  • устранение враждебности, несправедливости;
  • расположение к сотрудничеству;
  • уменьшение группового мышления и синдрома покор­ности;
  • улучшение качества процесса принятия решений.

Вторая группа последствий может содержать:

  • неудовлетворенность духовную;
  • текучесть кадров;
  • снижение производительности труда;
  • неприязнь к другим группам;
  • уменьшение сотрудничества в будущем;
  • отрицание чужих ценностей;
  • приоритет не за решением проблемы, а за достижени­ем победы одной из сторон.

Меры предупреждения конфликтов:

  • жертвовать второстепенным ради главного;
  • избегать оскорбления личности;
  • сокращать число претензий;
  • не применять категоричные формы;
  • предлагать позитивные решения;
  • не расширять зону конфликта.

Методы разрешения конфликтов.

В конфликтной ситуации используются следующие ста­дии регулирования конфликта:

  • выяснение интересов и целей участников конфликта;
  • отделение причин от повода;
  • анализ предшествующих взаимоотношений участников конфликтов;
  • выделение субъективных мотивов в конфликте;
  • оценка возможных последствий и динамики развития конфликта;
  • выбор способов разрешения конфликта.

Методы разрешения конфликта подразделяются на струк­турные и межличностные.

Структурные методы включают:

  • разъяснение требований, координацию и интеграцию работы;
  • постановку комплексных целей конфликтующим сто­ронам для совместной ее реализации;
  • использование соответствующей системы вознаграждения.

Межличностные методы разрешения конфликтов содер­жат:

  • уклонение от конфликта (переключение внимания на другое направление);
  • сглаживание (поведение будто нет причин раздра­жаться);
  • принуждение (применение законной власти);
  • компромисс (пойти на уступки до некоторой степени, другой точке зрения, что может не привести к оптимально­му решению проблемы);
  • решение проблемы (открытое признание разницы взглядов для поиска варианта решения проблемы, приемле­мого для организации в целом).

Социальное партнерство

Трудовые отношения между отдельными работниками и работодателями осуще­ствляются посредством индивидуального трудового права:

Право коллективного договора Состоит из права тарифного договора (по заработной пла­те, условиям для установления размера оплаты на дли­тельный промежуток времени, общих условий трудовых соглашений, отношений между двумя или более союзами работодателей или профсоюзом), а также законов заводской конституции (социальные отношения, фонды време­ни, оплата труда, отпуск, защита от несчастных случаев, премии, организация труда, персональные дела, экономи­ческие отношения и инвестиции).
Право охраны труда Система правовых, технических и санитарных норм, обеспечивающих безопасные для жизни и здоровья трудящихся условия выполнения работ

Социальное партнерство отражает обусловленный компромисс интересов эконо­мических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как условия политической стабильности и экономического прогресса за счет усту­пок двух социальных групп: работодателей и наемных работников.

Работники могут принимать участие в наблюдательном (контрольном) совете предприятия.

Продолжение и полную версию можно скачать здесь

К списку тем

ЦДО ДГТУ © 2011