|
Тема 25. Конфликты и их разрешение. Управление конфликтами и стрессами.
План лекции:
- Стресс, его характеристика и последствия.
- Причины стрессов в деятельности предприятия.
- Методы предупреждения и профилактики стресса.
- Сущность, структура и значение конфликта.
- Виды конфликтов, их причины и последствия.
- Методы разрешения конфликтов.
Стресс, его характеристика и последствия.
Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый (биолог) Ганс Селье в 1936 году. В переводе с английского оно означает "напряжение".
Стресс — всякое внешнее воздействие на организм, требующее ответной реакции путем мобилизации тех или иных его защитных сил.
Стресс — это обычное и часто встречающееся явление, естественная часть человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает проблемы для работников и организации в целом.
Отношение к стрессу неоднозначно:
- одни исследователи признают лишь его отрицательное влияние на человека;
- другие — отмечают побудительную силу стресса, направленную на эффективное решение проблем, видя в этом позитивную сторону стрессовых ситуаций.
В последнее время утвердилось мнение, что стресс для работы полезен.
Однако необходимо научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.
Все зависит от частоты повторения стресса (периодичности), продолжительности и силы его воздействия. Стресс должен быть:
- нечастым;
- непродолжительным;
- несильным, тогда его последствия для организма будут относительно безвредны, т.е. будут иметь "нулевой эффект".
Последствия стресса. Стрессовые ситуации оказывают физиологическое и психологическое влияние на организм человека.
Разовый стресс сопровождается учащением пульса, повышением кровяного давления.
Физиологические последствия переживаемых стрессовых ситуаций проявляются в гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях мозгового кровообращения, язвах желудка, мигренях, инфарктах.
В психологическом плане — снижается мыслительная деятельность, появляется неврологические расстройства, а также психосоматические заболевания.
При высокой частоте негативных воздействий утрачивается способность ориентироваться в конкретной обстановке и принимать верное решение.
Чрезмерный стресс дорого обходится и организации, он прямо или косвенно увеличивает затраты на достижение поставленных целей.
Причины стрессов в деятельности предприятия.
Существует множество причин, вызывающих стрессовые ситуации на предприятиях. Их условно можно подразделить на две группы:
Причины стресса:
- Производственные (61%):
- Зависящие от менеджеров
- Зависящие от работников
- Личные (39%):
- Семейные отношения (болезнь, выход на пенсию, переход на другую работу и др.)
К причинам стресса, зависящим от менеджера, относятся:
- неравномерность нагрузки, устанавливаемой для работников;
- противоречивость требований ("конфликт ролей");
- срочность выполнения поручений;
- множество оперативных вопросов;
- неумение делегировать полномочия;
- неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе;
- информационная перегрузка;
- нарушение деловой этики; крайне жесткий стиль руководства;
- отсутствие санитарно-гигиенических условий.
Причины стресса, зависящие от работников включают:
- личные качества (например, высокое честолюбие);
- неумение отключаться от служебных проблем;
- отсутствие хобби;
- незагруженность;
- неудовлетворенность работой;
- недостаточная компетентность;
- угроза потерять работу;
- неумение найти баланс между работой и радостью бытия.
В составе личных причин выделяют семейные отношения, болезни, выход на пенсию, переход на другую работу, смерть или болезнь близкого человека и др.
Существуют и общегосударственные причины стресса, вызывающие социальную напряженность в обществе (политическая, экономическая нестабильность, снижение уровня жизни, сложная криминальная обстановка, правовой беспредел, экологические проблемы, возрастающая урбанизация).
Методы предупреждения и профилактика стресса.
Предупреждение и профилактика стресса включает множество методов и приемов.
Общими мерами борьбы со стрессом являются:
- организационно-экономические;
- рациональная система управления;
- научная организация труда;
- повышение уровня культуры управления с учетом соблюдения этических, правовых, эстетических норм;
- решение экологических проблем (внедрение безвредных технологий);
- развитие физической культуры населения (самое эффективное средство от стресса);
- психологические меры (использование приемов внушения: "провал", "триумф", "стреляный воробей", " полезность ошибок " и др.);
- использование различных форм самоконтроля.
К мерам личного свойства относят:
- двигательную активность (гимнастику, ходьбу, танцы);
- релаксацию (расслабление): смехотерапия, цветомузыка, аутотренинг, медитация, сон;
- укрепление нравственного здоровья.
Известна формула выживаемости менеджера:
где,
t1 — время рекреации (восстановление физической активности), 1 ч;
t2 — время релаксации (психическое расслабление и переключение эмоций), 1 ч;
t3 — время катарсиса (моральное очищение и возвышение, нравственное здоровье), 1 ч;
24 ч — время суток.
Сущность, структура и значение
Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в связи с разрешением каких-либо вопросов на производстве или в личной жизни.
Конфликт — это столкновение сторон, мнений, сил, интересов одного или нескольких участников, у которых имеются свои различные пути и методы достижения целей, частных или общих.
Производственный конфликт возникает в процессе совместного труда из-за непонимания или противоположности интересов.
Поводом для конфликта является инцидент, когда одна из сторон действует, ущемляя интересы других. Инцидент может возникать как по инициативе оппонентов, так и под влиянием внешних причин.
В конфликте выделяются:
- субъекты конфликта — оппоненты;
- объект — их интересы.
Достаточно часто конфликты на предприятии носят скрытый характер.
Руководитель должен стремиться не столько к бесконфликтному взаимодействию с подчиненными, сколько к своевременному выявлению и эффективному разрешению конфликта, устраняя негативные последствия и используя позитивное начало.
На это он должен ориентировать и подчиненных, чтобы обеспечить благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Обычно к характерным чертам конфликта относят неопределенность исхода развивающейся ситуации для всех ее участников, наличие различных целей, интересов, методов действий у каждой из сторон.
Конфликты в организации возможны, они являются движущей силой, выявляющей разнообразие точек зрения, альтернатив, личностей.
Конфликты могут быть:
- функциональными, ведущими к повышению эффективности организации,
- дисфункциональными, приводящими к снижению личной удовлетворенности, уровня группового сотрудничества и эффективности достижения цели, следовательно, необходимо управлять конфликтами.
Конфликтная ситуация может возникнуть на любом этапе управления организацией.
Рис. 1. Модель конфликта как процесса
Главная задача руководителя — реагировать на конфликты и находить пути их решения (например, организация социального партнерства).
Виды конфликтов, их причины и последствия.
Различают четыре типа и множество причин конфликтов.
Типы конфликтов
Внутриличностные |
Различное понимание роли и результата работы личности, противоречие между заданием и результатами, между производственными требованиями и личными потребностями и ценностями. |
Межличностный |
Борьба руководителей структур за максимальные ресурсы, различные методы работы и ее оценки, борьба кандидатов за повышение при наличии малого количества вакансий и т.п. |
Между личностью и группой |
Отличие в понимании норм поведения, правил и процедур. |
Межгрупповой |
Отличие целей, ценностей между формальными и неформальными группами. |
Причины конфликтов
Распределение ресурсов |
Стремление распределить ресурсы наиболее эффективно и стремление получить их в большем количестве (психология человека). |
Взаимозависимость задач |
Взаимосвязанность задач в структуре организации и неадекватность реакции личности на принципы их решения. |
Различия в целях |
Разграничение целей по подразделениям приводит к их игнорированию. |
Представление о ценностях |
Объективная оценка ситуации заменяется личностными и групповыми интересами. |
Манера поведения |
Характер и темперамент, уровень авторитарности и догматичности, уровень самоуважения и жизненного опыта. |
Неудовлетворенность коммуникациями |
Неадекватное понимание, различные критерии оценки, недостаточная и неполная информация. |
Доведение ситуации до конфликта всегда чревато последствиями, вызывающими снижение уровня эффективности деятельности организации:
- плохое состояние духа;
- уменьшение степени сотрудничества;
- снижение продуктивности;
- возвышение ценности своей работы на фоне других;
- сворачивание взаимодействия и общения;
- увеличение враждебности;
- придание большого значения «победе».
Последствия конфликтов могут быть:
- функциональные (конструктивные);
- дисфункциональные (деструктивные).
Первая группа последствий включает:
- стремление к приемлемости решения всеми сторонами;
- устранение враждебности, несправедливости;
- расположение к сотрудничеству;
- уменьшение группового мышления и синдрома покорности;
- улучшение качества процесса принятия решений.
Вторая группа последствий может содержать:
- неудовлетворенность духовную;
- текучесть кадров;
- снижение производительности труда;
- неприязнь к другим группам;
- уменьшение сотрудничества в будущем;
- отрицание чужих ценностей;
- приоритет не за решением проблемы, а за достижением победы одной из сторон.
Меры предупреждения конфликтов:
- жертвовать второстепенным ради главного;
- избегать оскорбления личности;
- сокращать число претензий;
- не применять категоричные формы;
- предлагать позитивные решения;
- не расширять зону конфликта.
Методы разрешения конфликтов.
В конфликтной ситуации используются следующие стадии регулирования конфликта:
- выяснение интересов и целей участников конфликта;
- отделение причин от повода;
- анализ предшествующих взаимоотношений участников конфликтов;
- выделение субъективных мотивов в конфликте;
- оценка возможных последствий и динамики развития конфликта;
- выбор способов разрешения конфликта.
Методы разрешения конфликта подразделяются на структурные и межличностные.
Структурные методы включают:
- разъяснение требований, координацию и интеграцию работы;
- постановку комплексных целей конфликтующим сторонам для совместной ее реализации;
- использование соответствующей системы вознаграждения.
Межличностные методы разрешения конфликтов содержат:
- уклонение от конфликта (переключение внимания на другое направление);
- сглаживание (поведение будто нет причин раздражаться);
- принуждение (применение законной власти);
- компромисс (пойти на уступки до некоторой степени, другой точке зрения, что может не привести к оптимальному решению проблемы);
- решение проблемы (открытое признание разницы взглядов для поиска варианта решения проблемы, приемлемого для организации в целом).
Социальное партнерство
Трудовые отношения между отдельными работниками и работодателями осуществляются посредством индивидуального трудового права:
Право коллективного договора |
Состоит из права тарифного договора (по заработной плате, условиям для установления размера оплаты на длительный промежуток времени, общих условий трудовых соглашений, отношений между двумя или более союзами работодателей или профсоюзом), а также законов заводской конституции (социальные отношения, фонды времени, оплата труда, отпуск, защита от несчастных случаев, премии, организация труда, персональные дела, экономические отношения и инвестиции). |
Право охраны труда |
Система правовых, технических и санитарных норм, обеспечивающих безопасные для жизни и здоровья трудящихся условия выполнения работ |
Социальное партнерство отражает обусловленный компромисс интересов экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как условия политической стабильности и экономического прогресса за счет уступок двух социальных групп: работодателей и наемных работников.
Работники могут принимать участие в наблюдательном (контрольном) совете предприятия.
Продолжение и полную версию можно скачать здесь
К списку тем
|