|
Тема 24. Взаимоотношения в коллективе.
План лекции:
- Психологические свойства личности.
- Ролевые типы подчиненных и управление ими.
- Стиль руководства и типы руководителей.
- Власть, влияние, лидерство.
- Формальные и неформальные группы в коллективе, роли в группе.
Психологические свойства личности.
К психологическим свойствам личности относятся:
- направленность;
- установка;
- темперамент;
- характер;
- способности;
- эмоции;
- чувства;
- сила воли;
- мышление;
- память и др.
Направленность — это мировоззрение человека, его внутренний мир, духовные ценности, материальные потребности и средства их достижения, жизненные цели.
Установка — определяет готовность человека поступать соответствующим образом в конкретной обстановке.
Темперамент — характеризует врожденные особенности высшей нервной деятельности человека, его психики; силу и скорость протекания психических процессов (возбуждения, торможения и их соотношение).
Характер — совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека в отношении к труду, к людям, к самому себе, к вещам. Во многом характер зависит от темперамента.
По степени общительности выделяют три типа людей:
- экстраверты (коммуникабельные);
- интроверты (замкнутые);
- амбиверты (среднее между экстравертами и интровертами).
Способности — скорость приобретения знаний, овладение навыками выполнения работы.
Эмоции — сиюминутное восприятие человеком окружающей среды. Они бывают отрицательные и положительные и являются основой чувств.
Чувства — характеризуются осознанностью, предметностью и продолжительностью.
Сила воли — сознательное регулирование своих действий, поступков в соответствии с поставленной целью. Они отражают способность к преодолению жизненных трудностей. Волевыми качествами человека являются:
- настойчивость;
- упорство;
- целеустремленность;
- выдержка и др.
Память — это свойство "по требованию" иметь необходимые факты, научные сведения для аргументации принимаемых решений.
Мышление — способность к мыслительным операциям в соответствии с требованиями логики. Различают качественные особенности мышления человека: самостоятельность, широту, глубину, гибкость, быстроту, критичность.
Самостоятельность ума отражает умение выдвигать задачи и находить правильные решения.
Широта ума означает способность охватывать различные области знания, устанавливать связи между объектами, системное видение явления.
Глубина ума — умение проникать в сущность сложных вопросов, выявлять проблему, способность и потребность понять причины явлений, событий и предвидеть их дальнейшее развитие.
Гибкость ума — быстрое изменение действий с учетом обстановки; свобода мысли независимо от существующих догм и прошлого опыта.
Быстрота ума характеризует способность оперативно разбираться в сложившихся обстоятельствах, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные — это люди с быстрым умом.
Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли.
Различают также конкретное и абстрактное мышление.
Конкретное мышление отражает способность в мысленном взоре охватить все сложное во всех деталях.
Абстрактное мышление — это обдумывание голых идей, освобожденных от всего, что может вызывать наглядно-конкретную память. В хозяйственной практике конкретность мышления является необходимым условием успеха.
Опытный руководитель при принятии решений с учетом влияния множества факторов всегда должен мысленно видеть целое и детали.
Ролевые типы подчиненных и управление ими.
Руководителю необходимо ориентироваться в том "кто есть кто" из подчиненных:
- для оптимальной расстановки кадров;
- своевременного продвижения их по службе;
- делегирования полномочий.
В зависимости от особенностей психологического поведения в коллективе специалисты различают ролевые типы подчиненных. В частности, выделяются:
- "вздорный" тип (его не стоит задевать, но и не следует позволять командовать);
- "положительный" тип (он полезен при обсуждении сложных ситуаций; на него необходимо рассчитывать и использовать высказываемые идеи);
- "тихоня" (старателен, в сложных ситуациях теряется; следует поощрять, помогать поверить в себя);
- "опровергатель" (нигилист, для которого собственные амбиции важнее всего; целесообразно использовать его знания, предоставлять возможность для их делового подтверждения);
- "равнодушный" (следует выяснить предмет его творческого интереса и по возможности учесть при распределении обязанностей);
- "высокомерный" (не следует его излишне критиковать; умерить его самомнение могут лишь плохие результаты после громких словесных авансов);
- "болтун" (незаменим во время "перекуров", но в деле надо прерывать, направляя его энергию в полезное русло);
- "творец" (работает умело и красиво, раним, уязвим, нуждается в поддержке и признании; нежелательна категоричность в отношении с ним — "встанет на дыбы"; не наказывайте жестко, выслушивайте его идеи);
- "деловик" (делает операции, не видя общей цели, силен практицизмом, ему следует устанавливать срок исполнения задания);
- "моралист" (любит всех поучать и воспитывать, лучше использовать в роли консультанта);
- "архивариус" (все делает по инструкции, ему нельзя поручать новое — засушит на корню, но справится с неразберихой в документах) и др.
Стиль руководства и типы руководителей.
В литературе основное внимание уделяется методам управления персоналом, но на современном этапе рыночных отношений не менее важен личный вклад руководителя в развитие организации.
Руководитель — это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
Всю работу по управлению можно разделить на две части (рис. 1):
- управление деятельностью фирмы;
- управление людьми (персоналом).
Рис. 1. Основные виды управления
Руководитель должен иметь:
- широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;
- чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;
- творческий подход и умение мотивировать действия, решения свои и персонала;
- желание и способность сотрудничать;
- понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;
- способность идти на риск;
- способность принимать решения;
- готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.
В повседневной работе руководитель должен:
- постоянно (а не случайно) получать результаты;
- иметь личный план работы;
- четко планировать деятельность подчиненных;
- делегировать им необходимые права и ответственность;
- обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных;
- обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя);
- гордиться собою и подчиненными;
- желать сотрудничать;
- разрешать конфликты и т.д.
По своему отношению к работе руководители делятся на пассивных и активных.
Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», действуя только наверняка, не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.
В противоположность пассивному руководитель активного типа:
- не сидит на месте,
- стремится к испытаниям,
- полностью отдает себя работе.
Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству.
Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других.
Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности.
Активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться.
Под стилем руководства понимается совокупность принципов и методов, используемых руководителем в своей деятельности.
Стиль характеризует индивидуальный способ деятельности руководителя, который определяется его интеллектуальными и психологическими особенностями.
Стиль отражает умение применять принципы и методы хозяйствования, выработанные наукой, практикой отечественной и зарубежной. Стиль руководства зависит от двух групп факторов:
- организационно-профессиональных и нравственно-психологических особенностей руководителя (уровня образования, культуры, профессионализма, опыта управления людьми, характера, способностей, темперамента, мышления, коммуникабельности);
- особенностей подчиненных и всего коллектива (их образования, опыта работы, социального состава, культурного уровня, половозрастной структуры и др.).
В зависимости от используемых приемов и методов работы чаще всего в специальной литературе выделяют три типа руководства и соответствующие им типы руководителей (табл. 1):
- авторитарный (автократический);
- демократический;
- либеральный.
Признаки |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Приемы принятия решений |
Единоличное решение вопроса |
Предварительный совет с подчиненными |
"Ждет указаний свыше" или решения совещаний |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказ, распоряжение, команда |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию, необщителен |
Дружеский настрой, любит общение |
Боится общения, контактирует с подчиненными только по их инициативе |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной, жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, относится к людям дифференцированно |
Требует формальной дисциплины |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к собственным знаниям |
Все знает, все умеет, не признает недостатков, критики |
Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику |
Пополняет свои знания, поощряет подчиненных в этом |
Отношение к подбору кадров |
Боязнь квалифицированных работников, старается от них избавиться |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров специально не занимается |
Таблица 1. Характеристика типов руководителей.
В чистом виде эти типы встречаются нечасто. На их основе нередко предлагаются различные модификации руководства. Между тем тот или иной стиль руководства должен использоваться в зависимости от ситуации, с учетом особенностей работника и коллектива в целом.
Для оценки типа руководителя и стиля руководства в зарубежной практике используется "решетка Блейка-Муттона" (рис. 2). Она позволяет на основе конкретных характеристик руководителя определить, к какому типу руководства он тяготеет.
Рис. 2. Решетка менеджмента Блейка-Муттона
1.1 — руководитель, недостаточно заботящийся, как о производстве, так и о людях; случайный, бесперспективный;
9.1 — руководитель— автократ, с ярко выраженной заботой о производстве;
1.9 — руководитель — либерал, отличается вниманием к людям;
9.9 — демократический тип руководителя с одинаково высокой заботой о производстве и людях;
5.5 — компромиссный вариант руководства, но не самый лучший.
В последние годы в связи с усилением роли человеческого фактора изменяется взгляд на причины, определяющие стиль руководства. Акцент переносится с руководителя на подчиненных, трудовой коллектив, которые становятся основной побудительной силой для использования конкретного стиля управления.
Весьма популярна в современном менеджменте теория "жизненной (рабочей) зрелости". Под зрелостью в данном контексте понимается способность подчиненных нести ответственность за свое трудовое поведение.
В связи с этим различают четыре разновидности стиля поведения в управлении людьми:
- "Указание" — используется в условиях низкой жизненной зрелости подчиненных, когда требуется жесткая регламентация труда;
- "Причастность" — используется при средней зрелости подчиненных; стимулируется проявление инициативы, самостоятельности; при необходимости используется инструктаж;
- "Участие" — применяется при умеренно высокой зрелости подчиненных и проявляется в привлечении их к выработке управленческих решений;
- "Делегирование" — характеризуется высокой рабочей зрелостью подчиненных: реализуется посредством постановки проблемы и определении срока ее решения.
В связи с изменением "образа" подчиненного в мировой практике менеджмента также усиливается роль либерального стиля руководства.
Если прежде он был наиболее эффективен в управлении научными учреждениями, то в современных условиях применяется и в других организациях. Получает распространение и так называемый женский стиль руководства.
Власть, влияние, лидерство.
Между понятиями "власть", "влияние", "лидерство" существуют взаимосвязь и определенные различия.
Власть — это способность и возможность оказывать воздействие (влияние) на деятельность, поведение других людей, основанное на предоставленном праве. В зависимости от используемых средств различают пять форм власти:
- власть, основанная на принуждении;
- власть, основанная на вознаграждении;
- экспертная власть (в основе — компетентность, профессионализм);
- эталонная власть (власть примера);
- традиционная, законная власть (по должности).
Лидер — лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство
Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное — подчиненных.
Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:
- один из нас;
- лучший из нас - образец для подражания;
- воплощение добродетелей;
- оправдание всех ожиданий.
В соответствии с этим окружающие строят свое отношение к лидеру, позволяют ему распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.
Влияние — это любое поведение одного индивидуума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: расположение, просьба, приказ, пожелания, угроза увольнения.
Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.
- Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы;
- Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Он думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию;
- Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других;
- Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Если он разрешит работнику провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на работника и не потеряет в него веру;
- Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: «Это не мое дело»;
- Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения;
- Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего;
- Справедливость — тоже важная черта лидера. Когда подчиненный совершает ошибку, ему следует указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом;
- Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству — это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным — это говорить, когда они правы и когда они неправы. Быть честным — это умение признавать свои ошибки;
- Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех;
- Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность;
- Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия — вот отличительные черты сильного лидера.
Таким образом, нельзя обозначить лидерство какой-то формулой.
Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие — обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.
В составе лидеров выделяются харизматические личности. Харизма — это власть, основанная на силе личных качеств или способностей человека.
По мнению специалистов, обаятельность человека характеризуют четыре компонента:
- добродетель (флюидность);
- внешний вид;
- коммуникабельность;
- риторические способности.
Продолжение и полную версию можно скачать здесь
К списку тем
|