|
Тема 2. Эволюция теории и практики менеджмента.
Исследователи истории менеджмента считают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах (Шумер, Египет и др.), где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути — менеджеров. Этому способствовало изменение религиозных принципов — вместо человеческих жертв стали приносить символические жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий.
В результате, среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые помимо соблюдения ритуальных почестей:
- заведовали сбором налогов;
- управляли государственной казной;
- ведали имущественными делами;
- они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты;
- осуществлял снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции.
Эти действия сегодня составляют содержание управленческого процесса.
Вавилон, Древняя Греция, особенно Римская империя, внесли много нововведений в практику государственного и административного управления. На Руси в XVI в. был создан «Домострой» - замечательный учебник по управлению хозяйством и домом.
Существенное влияние на теорию и практику управления оказала великая индустриальная революция XVII—XIX в.в. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более отдалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров, появились наемные менеджеры, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией.
На этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Таким образом, в развитии теории и практики менеджмента выделяют следующие этапы:
- Древнейшие века:
- появление первых деловых людей, религиозных функционеров и жрецов, собирающих дань с населения;
- XVIII в. до н. э. — возникают элементы административного менеджмента, разрабатываются законы управления государством;
- VI-II вв- до н.э. — зарождение территориального управления.
- Индустриальный период (XVII—XIX вв. н.э.) — формирование промышленного менеджмента, что было обусловлено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства.
- Период систематизации (вторая половина XIX — первая половина XXв.) — обобщение практики и разработка научных основ управления:
- 10-20-е гг. — зарождение научного управления, автором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор;
- 20-30-е гг. — развитие идеи Тейлора. Разработка функций, структуры и принципов управления французским экономистом Анри Файолем;
- 30-60-е гг. — появление теории "Человеческое поведение и человеческие отношения", в которой уделялось внимание социальным вопросам.
- Информационный период — вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современного менеджмента:
- 70-е гг. — разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная техника в практику управления;
- 80-е гг. — отличаются внедрением научных методов (системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений;
- 90-е гг. — обращается внимание на организационную культуру, этику менеджмента, демократизацию управления (привлечение работников к принятию управленческих решений).
Продолжение и полную версию можно скачать здесь
К списку тем
|