Маркетинговое управление предприятием

Тема 10. Маркетинг промышленного предприятия.


План лекции:

  1. Определение маркетинга промышленного предприятия.
  2. Принципы и функции маркетинга предприятия.
  3. Маркетинговая среда предприятия (внешняя и внутренняя среда маркетинга).
  4. Управление маркетингом и маркетинговое управление предприятием (координирующая и интегрирующая роль маркетинга). Маркетинговое управление по Мердоку и Россу.

Определение маркетинга промышленного предприятия.

В основе маркетинга лежит согласование потребностей потребителей и производителей. Маркетинг нужен для того, чтобы свести производителей и потребителей, и, вместе с тем, необходимо не только создать и произвести продукцию, нужную потребителю, но и обеспечить ее реализацию в нужное время, в нужном месте с минимальными издержками. Одно из коротких и верных определений маркетинга – это прибыльное для производящего предприятия удовлетворение потребностей потребителей.

За этим коротким определением скрывается огромная работа предприятия по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности. И, в этом аспекте, правильная расстановка акцентов между чисто маркетологами и другими работниками предприятия имеет огромное значение.

В основу современного маркетинга любого промышленного предприятия поставлена такая его деятельность, которая превращает рыночные потребности в доходы. Как нам представляется, большое значение приобретает необходимость выработки у всех работников предприятия маркетингового мышления, которое базируется на таких ипостасях, как:

  • положение предприятия основано на потребностях потребителя, что подтверждается известным постулатом маркетинга: «без клиента нет рынка, а без рынка нет предпринимательства»;
  • ценность рынка выше ценности предприятия: «владеющий фирмой несет расходы, владеющий рынком получает доходы»;
  • потребитель заинтересован в решении своих проблем: «нет пользы – нет ценности; нет ценности – нет денег»;
  • производитель заинтересован в удовлетворении большего числа потребителей, так как главная заповедь маркетинга: «чтобы как можно больше удовольствия получили как можно большее количество потребителей»;
  • для успешной деятельности предприятия необходимо маркетинговое мышление всем его работникам; служба маркетинга должна привить соответствующую рыночную идеологию (рынкоделание), прежде всего, инженерным службам предприятия для выработки у них маркетингового мышления.

Правильно определено учеными маркетологами, что маркетинг начинается задолго до того, как продукция начинает производиться, и продолжается еще долго после того, как продукция уже произведена. И в этом аспекте, большое значение также имеет то, что деятельность всех работников предприятия должна быть пронизана маркетинговыми идеями, иначе где-то возможен сбой.

Следовательно, маркетинговая идеология должна быть присуща любому предприятию.

Наиболее наглядно, объемно и адекватно маркетинг промышленного предприятия концептуально можно воспринимать как «игру в шахматы». Такой подход используется многими российскими учеными, в частности, Бронниковой, Глушаковой, Федоровой. Развивая данный подход, можно абстрактно представить маркетинг в виде совокупности продуманных ходов специалиста в данной области, которые приводят к определенному (положительному, отрицательному или нулевому) результату. «Шахматные ходы», которые могут осуществлять и маркетологи, и прочие специалисты с маркетинговой ориентацией, в соответствии с данной концепцией, в общем виде представлены на рисунке 1.

Как и в шахматах, в маркетинговой деятельности трудно представить однозначно верные или неверные ходы, поскольку удачным ход может быть для одного предприятия, и проигрышным - для другого, так как зависит от многих факторов, включая рыночную ситуацию, условия работы предприятия, а также специфическую деятельность каждой организации. Следовательно, наиболее эффективную маркетинговую стратегию и ряд маркетинговых решений целесообразно разрабатывать только для конкретного предприятия.


Рис.1. Адаптированная схема «шахматных ходов» в маркетинге предприятия

Маркетинг – это, прежде всего, система инструментов, с помощью которых можно изменить (усовершенствовать, преобразовать) деятельность предприятия, его элементы, структуру, процессы с целью расширения потребителей, увеличения продаж, и, в конечном итоге, повышения эффективности бизнеса организации.

Маркетинг рассматривают как философию и одновременно как стратегию и практику преобразований, возможно, потому, что всемерное применение маркетинга на предприятии ведет к укреплению его позиций на рынке, как позволяет утверждать практика работы лучших предприятий.

Маркетинг включает большое количество элементов и подэлементов, воздействуя на которые можно коренным образом преобразовать производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Исходя из определений маркетинга, его концептуальных основ, подходов, эволюции развития, можно определить, что маркетинг промышленного предприятия направлен на комплексные исследования рынка для соответствующей ориентации научно-исследовательской, производственной и сбытовой деятельности в целях удовлетворения потребителя и эффективной организации своего бизнеса.

Таким образом, маркетинг промышленного предприятия – это управленческий процесс, при котором на основе спроса и предложения строится вся его деятельность, т.е. при изменениях на рынке соответственно меняется его научно-исследовательская, производственная, техническая, финансовая, кадровая и прочая политика.

Принципы и функции маркетинга промышленного предприятия.

В рассмотрении маркетинговых концепций, как науки, большое значение имеют принципы маркетинга. При этом под принципом, как известно, понимается основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, практики или мировоззрения. Основные принципы маркетинга промышленного предприятия представлены в таблице 1.

Принципы Содержание
Аналитический принцип, принцип информативности Исследование конъюнктуры рынка, внешней и внутренней маркетинговой среды предприятия
Принцип ориентации на потребителя Знание и ориентация всей деятельности предприятия на удовлетворение нужд потребителей
Принцип гибкости и адаптивности Приспособление возможностей предприятия к требованиям рынка, быстрое реагирование на изменяющиеся нужды и предпочтения потребителей
Принцип непрерывного совершенствования Постоянное совершенствование научно-технической, производственной, сбытовой деятельности предприятия
Принцип инноваций Разработка и внедрение научно-технических нововведений
Принцип рыночной ориентации деятельности предприятия Активное воздействие предприятия на рынок через использование комплекса маркетинговых инструментов
Принцип солидарности Сочетание интересов производителей и потребителей
Принцип экономической эффективности Ориентация предприятия на получение прибыли за счет удовлетворения нужд потребителей

Таблица 1.

Рассмотрев функции маркетинга, предложенные различными учеными, мы полагаем, что основными из них для промышленного предприятия могут быть функции, указанные в таблице 2.

Функции Содержание
Исследовательско-аналитическая функция (комплексное исследование рынка) Исследование внешней и внутренней среды, анализ и исследование рынков, исследование потребностей и предпочтений, изучение конкурентов, прогнозирование платежеспособного спроса и продаж, сегментирование рынка и позиционирование товаров.
Товарная Определение ассортимента и номенклатуры товаров, совершенствование качественных параметров и конкурентоспособности товаров, разработка новых товаров.
Ценовая Маркетинговая стратегия ценообразования.
Сбытовая Политика сбыта и распределения товаров, выбор каналов сбыта, организация и планирование переработки грузов. Формирование системы ФОССТиС.
Коммуникативная Выбор коммуникативной политики предприятия (долгосрочные взаимоотношения с потребителями, поставщиками, банками, партнерами и прочими организациями).
Сервисная Предпродажный и послепродажный сервис.
Планирование, организация, контроль Разработка стратегических и оперативных планов маркетинга, разработка товарной, ценовой, сбытовой, коммуникативной, сервисной политик, выработка маркетингового мышления ППП.

Таблица 2.

Маркетинговая среда предприятия (внешняя и внутренняя среда маркетинга).

Поведение предприятия на рынке зависит от экономической среды, в которой она функционирует.

Экономическая среда – совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей и структуру потребления.

Маркетинговая среда – совокупность факторов, оказывающих влияние на принятие маркетинговых решений предприятия. Различают внешнее и внутреннее маркетинговое окружение предприятия. Внешнее окружение можно представить, как макро- и микросреду. Маркетинговая среда предприятия представлена на рис.2.

Рис.2. Маркетинговая среда предприятия

Макросреда – это среда косвенного воздействия, которая характеризует изменения в области социально-демографических, научно-технических, экономических, правовых, политических, экологических, юридических и других факторов, оказывающих влияние на уровень производства и потребления на данном рынке в целом, и соотношение предложения и спроса на данный товар в частности.

Микросреда – это среда прямого воздействия, которая включает в себя факторы, тесно связанные с предприятием, и воздействующие на его деятельность. К ним можно отнести само предприятие, потребителей, посредников, партнеров, поставщиков, конкурентов, группы контактного регулирования. Следует подчеркнуть обоюдное влияние как предприятия, так и перечисленных факторов. По мере усложнения рыночной среды и схем взаимодействия предприятия на рынке, в т.ч., в результате аутсорсинга целого ряда маркетинговых функций, возникают новые направления исследования макросреды. Например, поиски организаций, которым могут быть делегированы определенные маркетинговые функции с целью их качественного и своевременного выполнения.

Внутренняя среда маркетинга призвана правильно воспринимать, анализировать внешнюю макро- и микросреду и использовать полученные результаты с максимальной выгодой в деятельности предприятия. Поэтому внутренняя организация (среда) предприятия должна быть способна воспринимать происходящие внешние изменения, предугадывать их развитие и принимать соответствующие решения.

Управление маркетингом и маркетинговое управление предприятием.

Продолжение и полную версию можно скачать здесь

К списку тем

ЦДО ДГТУ © 2011