Маркетинговое управление предприятием

Тема 1. Основные понятия. Предметная область дисциплины


В научной литературе и в практике довольно часто употребляются как синонимы два термина – «управление» и «менеджмент» . Однако, наполняемость этих терминов, строго говоря, неодинакова. Русскоязычный термин «управление» имеет более широкое значение.

Управление представляет собой осознанную целенаправлен­ную деятельность человека, с помощью которой он упорядочи­вает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы.

В управлении всегда есть: субъект — тот, кто осуществляет управление, и объект — тот, кем управляют действия субъекта управления.

Различают управление:

  • техническими системами;
  • экономи­ческое (хозяйственное) управление;
  • социальное, в ходе которого регули­руются различные отношения между людьми; по уровням его разделяют на местное, муниципальное, региональное и государственное;
  • самоуправление, когда субъект управления управляет собственными действи­ями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.

 Уже несколько лет как вошел в русский язык термин «менеджмент». Он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно и автомобилем или ракетой, т.е. технической системой, и в этом случае можно говорить об автоматическом управлении. Но никто не говорит и бессмысленно говорить об автоматическом менеджменте. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор).

Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено появлением крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить. Они вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самые широкие полномочия и самостоятельность. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

Таких управляющих и стали называть во всем мире менеджерами. Таким образом, исторически менеджмент связан не просто с управлением людьми, а по содержанию это – управление людьми, совместно ведущими производственную деятельность, что соответствует понятию экономического (хозяйственного) управления. Американское определение менеджмента - "делать что-либо руками других".

Производственная деятельность в широком смысле - деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей. Как правило, современное промышленное производство очень сложно. Его особенности заключаются:

  • в комплексном характере необходимости учета экономических, технических, политических факторов;
  • сложности как технической, так и организационной;
  • тесной связи с внешней средой предприятия;
  • быстрой номенклатурной обновляемости продукции;
  • резком росте значения кадрового потенциала предприятий.

Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются:

  • выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест;
  • определение состава оборудования с учетом его технико-экономических характеристик;
  • организация технической подготовки и технического обслуживания производства;
  • определение и управление кадровым составом предприятия;
  • выбор и организация производства продукции, исходя из интересов рыночных потребителей;
  • получение в результате производства необходимого соотношения экономических результатов (прибыли и затрат);
  • определение и организация рационального движения предметов труда, темпов выпуска и запуска в производство всей номенклатуры продукции;
  • организация материально-технического снабжения производства, исходя из его бесперебойного функционирования;
  • организация управления предприятием;
  • решение задач социального развития коллектива.

По мере накопления опыта такой деятельности, ее осмысления и научного описания становилось все виднее, что менеджмент — это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, — управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.

Термин «менеджмент» употребляется в нескольких значениях.

  1. Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
  2. Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Это - прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
  3. Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией.
  4. Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
  5. Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук.
  6. Под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.
  7. Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
  8. Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др.

Все рассмотренные области использования термина «менеджмент» не противоречат друг другу, наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны этого понятия.

Продолжение и полную версию можно скачать здесь

К списку тем

ЦДО ДГТУ © 2011