7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ И ЗАПАСА ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ ПРОЕКТА


Критический объем продаж, Vпр, руб., может быть рассчитан по следующей формуле:
где Спост – условно-постоянные расходы;
Uпер – удельный вес условно-переменных расходов в объеме продаж, доли единицы
Запас финансовой прочности определяется как разность между планируемым размером выручки и критическим объемом продаж и отражает размер, до которого можно снижать объем продаж или цену продукции с тем, чтобы производство не оказалось убыточным:
Расчет выполняется для первого года проекта в прогнозных ценах и может быть представлен в форме таблицы 22.

Таблица 22

Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности

Наименование показателя 1 год
1. Выручка от продажи продукции, тыс. р.  
2. Постоянные издержки, тыс. р. (стр.11 таблицы 19)  
3. Переменные издержки, тыс.р. (стр.10 таблицы 19)  
4. Удельный вес условно-переменных расходов в объеме выручки
от продажи продукции, доли единицы
 
5. Точка безубыточности (критический объем продаж),
тыс. р. (стр.2/(1-стр.4))
 
6. Запас финансовой прочности, тыс. р. (стр.1 – стр.5)  
7. Запас финансовой прочности, % ((стр.6/стр.1)х100%)  

Расчет следует иллюстрировать построением графика безубыточности (рисунок 1). Для этого составляются уравнения следующего вида:

Уравнение выручки:       V=Ц·Г,

Уравнение затрат:       С=Спостудпер· Г

где V – выручка от продажи продукции, р.;

Ц – цена 1 т годного литья без НДС, руб.
Г – планируемый объем продажи продукции (совпадает с объемом производства), т;
С – полная себестоимость продукции, р.;
Спост – сумма постоянных издержек, р.;
Судпер – сумма переменных издержек на единицу продукции, р. (общая сумма переменных издержек делится на годовой объем продаж Г).


Рис. 1. График безубыточности