Особенности формирования и развития российской экономической науки.
Перечислите не менее пяти выдающихся экономистов ХХ века, которые по объективным причинам не стали лауреатами Нобелевской премии, и сформулируйте, за какие заслуги они могли бы на нее претендовать.
1. Заполните таблицу, отражающую основные этапы развития экономической теории
№ п/п> | Теоретическая школа | Основной период | Представители школы | Основные идеи |
| | | | |
2. Составьте схему, отражающую основные этапы развития экономической теории, взаимосвязи школ, течений и направлений.
Основные категории
Экономические взгляды, течения, школы, направления; экономия, хрематистика, схоластика, «справедливая цена», утопия, меркантилизм, камералистика, фритредерство, протекционизм, политическая экономия, физиократизм, классическая политическая экономия, «laissez fair, laissez passer», «экономический человек», «невидимая рука», догма Смита, парадокс Смита, закон Сэя, марксизм, ленинизм, маржинализм, эконометрика, экономикс, неоклассическое направление, мейнстрим, кейнсианство, неокейнсианство, посткейнсианство, либерализм, неолиберализм, монетаризм, рациональные ожидания, «экономика предложения», институционализм, институты, неоинституционализм, неоклассический синтез.
Самостоятельная работа
1. Составьте кроссворд с именами известных ученых-экономистов (20 фамилий).
2. Напишите очерк об известном ученом-экономисте.
Специальная литература
Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1985.
Бартенев С.А. История экономических учений. М.: Магистр, 2007.
Вудфорд М. Сближение взглядов в макроэкономике: элементы нового синтеза. // Вопросы экономики. – 2010. – № 10.
История экономических учений / Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.В.Макашевой. М., 2000.
Колодко Гж. Неолиберализм и экономический кризис. // Вопросы экономики. – 2010. - №3
Нобелевские лауреаты ХХ в. Экономика. Энциклопедический словарь. М., 2001.
Фролов И. Размышления о применении экономической теории в прикладных социально-экономических исследованиях. // Вопросы экономики. – 2009. - № 12.
Худокормов А. Современная экономическая теория Запада (обзор основных тенденций). // Вопросы экономики. – 2008. - № 6.
Эллман М. О вкладе исследовательских работ по советской экономике в экономическую теорию мейнстрима. // Вопросы экономики. – 2010. № 3.
Эрроу К. Развитие экономической теории с 1940 года: взгляд очевидца. // Вопросы экономики. – 2010. – № 4.
Занятие 3. Экономическая теория: предмет и методология науки
Цель занятия: рассмотреть эволюцию предмета экономической теории, ее современные задачи и функции, определить особенности методологии экономических исследований.
Вопросы для обсуждения
1. Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия, экономикс, новая экономическая теория.
2. Современная экономическая теория: предмет, задачи и функции.
3. Методология экономической науки.
4. Методы экономического анализа.
Вопросы для размышления
1. В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?
2. Как Вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции»?
3. Какие причины вызывают необходимость обновления методологических основ экономической науки?
4. Какая связь, по Вашему мнению, существует между экономической наукой и экономической идеологией? Каким образом происходит трансформация науки в идеологию в сфере экономических знаний?
Проблемная ситуация
Кто и когда написал первый русский учебник по политической экономии? Как он назывался? Почему термин «политэкономия» не употребляется в большинстве современных учебников и учебных курсов экономической теории?
Упражнения и приложения теории
1. Приведите примеры форм записи моделей, применяемых в экономической теории.
2. Приведите примеры логически ошибочных построений.
Основные категории
предмет науки, экономическая наука, политическая экономия, экономикс, экономическая теория, объект исследования, макроэкономическая и микроэкономическая теория, позитивная и нормативная экономическая теория, экономические законы, экономическая методология, экономическая реальность, экономические факты, научная парадигма, научная революция, исследовательская программа, верификация, фальсификация, научный и ненаучный метод, обыденное экономическое знание, метафизика и диалектика, научная абстракция, логический и исторический методы, формализация, генетический метод, системный метод, экономическое наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, моделирование, структурно-каузальный и функциональный метод, эволюционный метод, статистический метод, гипотеза, экономический парадокс, компаративистика, экономико-математическая модель, деловая игра, имитационная игра, прогнозирование, экономические цели, ценностные суждения, экономическая политика.
Творческое задание:
Напишите эссе на тему: « Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом (Б. Шоу)».
Специальная литература
Клисторин В.И. О кризисе экономической науки в стране и мире. // ЭКО. – 2009. - № 9.
Либман А. Направления и перспективы развития политико-экономических исследований.// Вопросы экономики. – 2008. - № 1.
Либман А. Теоретические и эмпирические исследования в современной экономике: проблемы коммуникации. // Вопросы экономики. – 2008. - № 6.
Фролов И. Размышления о применении экономической теории в прикладных социально-экономических исследованиях. // Вопросы экономики. – 2009. - № 12.
Занятие 4. Общие проблемы развития экономики
Цель занятия: раскрыть содержание базовых экономических категорий, показать их взаимосвязь
Теоретические проблемы
1. Экономические потребности, блага и ресурсы. Производственные возможности.
2. Ресурсная и экономическая эффективность.
3. Экономические агенты, их мотивация и интересы.
4. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.
Вопросы для размышления
1. Что такое редкость блага? Чем она отличается от ограниченности?
2. В чем состоит содержание понятий «производство» и «экономика»? Почему важно их разграничение и субординация?
3. Какие преимущества получает хозяйство от специализации и разделения труда? Каковы недостатки специализации и разделения труда?
4. В чем ограниченность моделей экономического кругооборота?
Типовое задание для практической работы
1. На основе нижеприведенных данных о производственных альтернативах:
а) постройте кривую производственных возможностей; б) определите альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы С; в) определите издержки производства четырех единиц С.
2. Производственные альтернативы X и Y представлены в таблице:
| A | B | C | D | E | F |
X | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Y | 75 | 70 | 60 | 45 | 25 | 0 |
Рассчитайте: а) совокупные альтернативные издержки 20 единиц Х и альтернативные издержки 25 единиц Y; б) альтернативные издержки производства единицы Y при переходе от альтернативы Е к альтернативе D и от D к С; в) альтернативные издержки единицы Х при всех возможных альтернативах.
3. Изобразите с помощью кривой производственных возможностей, что произойдет, если: а) в данном периоде в стране осуществляется индустриализация, а все остальные условия остаются неизменными; б) правительство стимулирует развитие отраслей, выпускающих предметы потребления; в) повысится спрос на предметы потребления; г) появились новые технологии в производстве средств производства; д) сокращаются трудовые ресурсы; е) в стране наблюдается широкое внедрение в производство достижений НТР.
Упражнения и приложения теории
1. В системе производятся сахар и мука. Килограмм сахара получается из 10 кг свеклы, а килограмм муки – из 2 кг зерна. Имеется 600 кг свеклы и 40 кг зерна. Найти границу производственных возможностей. Найти производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.
2. Увеличение выпуска молока на 2 т требует сокращения выпуска пшеницы на 3 т. найдите вмененные издержки производства молока и пшеницы.
3. Имеются три состояния системы: А(20; 30 / 4; 5), В(15; 25) / 2; 3), С(20; 30 / 3; 4). Чертой разделены выпуски продуктов и расходы ресурсов. Найти состояния с эффективным производством.
4. Предположим, что Вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как Вы потратите деньги?
Основные категории
Потребности, пирамида потребностей А.Маслоу, ресурсы, производительные силы. Факторы производства, блага, ограниченность ресурсов, ограниченность благ, граница производственных возможностей, альтернативные издержки, проблема выбора, экономические агенты, экономические интересы, мотивация деятельности, производство, технология, организация производства, способ производства, распределение, обмен, потребление, разделение труда, специализация производства, экономический кругооборот, воспроизводство, хозяйствование, хозяйственный механизм, эффективность производства, ресурсная эффективность, экономическая эффективность, социальная эффективность, Парето-эффективное состояние.
Самостоятельная работа
Оценить верно или неверно утверждение, аргументируйте (выбор утверждения для анализа согласно нумерации списка группы).
1. Экономическая теория изучает все человеческие потребности.
2. Любые экономические действия совершаются с целью удовлетворения определенных потребностей.
3. Если Вы одолжили приятелю в долг крупную сумму денег, не взяв с него процентов, Вы поступили нерационально.
4. Проблема ограниченности ресурсов свойственна только бедным странам.
5. Проблему ограниченности ресурсов можно будет решить только в будущем, когда будут открыты новые источники энергии.
6. Если экономический агент владеет ресурсами, продает их на рынке, получает за это деньги и расходует их на потребление благ, это – фирма.
7. Роль координирующего центра, который сглаживает противоречия в обществе, может выполнить только государство.
8. Если все ресурсы страны используются полностью, увеличение выпуска какого-либо продукта невозможно.
9. Если экономить ресурсы, то можно произвести больше товаров, чем определяет кривая производственных возможностей.
10. Если ресурсов в стране не хватает, нужно напечатать больше денег и проблема будет решена.
11. В эффективной экономике не действует закон убывающей производительности факторов производства.
12. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой.
13. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными длительное время.
14. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг. нельзя было считать ресурсом.
15. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.
16. Технический прогресс не имеет границ, так же, как бесконечна Вселенная. Следовательно, тезис об ограниченности ресурсов ошибочен: если ресурсы иссякнут на Земле, человек найдет их в космосе.
17. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.
18. Полученный Вами в банке кредит можно считать капиталом.
19. Проблема ограниченности ресурсов существует только для индивида, но не для общества в целом.
20. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.
21. Альтернативная стоимость строительства кооперативного гаража – это величина взятки руководству кооператива.
22. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги, которая измеряется бюро статистики труда.
23. Альтернативные затраты на учебу в институте включают плату за обучение и расходы на учебники.
24. При движении вдоль кривой производственных возможностей и предельные альтернативные затраты, и абсолютные альтернативные затраты производства одного из двух благ (товаров) всегда тем выше, чем больше объем его производства.
25. Кривая производственных возможностей экономики будет прямой линией, если экономические агенты не будут использовать разделение труда и специализацию.
26. Экономический кругооборот возможен и при натуральном хозяйстве.
27. Проблема «что производить» возникает только в условиях острой дефицитности ресурсов.
28. В рыночной экономике проблемы «что, как и для кого» решаются с помощью ценового механизма.
29. Безграничные материальные потребности обусловливает ограниченность ресурсов.
30. На вопрос «для кого развивается производство?» можно ответить по линии производственных возможностей, характеризующей экономику данной страны.
31. Закон убывающей производительности факторов в сельском хозяйстве не действует, если все пахотные земли плодородны.
32. Линия производственных возможностей иллюстрирует редкость ресурсов, альтернативные издержки, альтернативный выбор.
33. Экономический рост означает, что объем производства товаров и услуг увеличивается, а граница производственных возможностей сдвигается вправо.
34. В случае равенства производственных возможностей двух стран та страна, в которой выбор сделан в пользу развития производства средств производства, в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем страна, избравшая путь ускоренного развития средств потребления.
35. Если на графике точка, характеризующая производство в данном году, располагается левее линии производственных возможностей, то в стране не полностью используются производственные ресурсы.
36. Самым первым из основных вопросов экономики стоит вопрос о справедливом распределении произведенного продукта.
37. Главной движущей силой в экономике развитых стран становится знание.
38. Строительство жилья для рабочих – это форма инвестирования в человеческий капитал.
39. Альтернативная стоимость товара может быть выражена в натуральных единицах.
40.Для производства материальных благ необходим только труд
Специальная литература
Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. – 2010. – № 7.
Кондратьев В.. Куренков Ю. Проблемы повышения эффективности российской экономики. // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 12.
Орлов А. О типах развития общественного производства и оценке его эффективности. // Общество и экономика. – 2010. – № 10-11.
Ускова Т. Производительность труда – главный фактор роста экономики. // Экономист. – 2009. – № 8.
Занятие 5. Типы и модели экономических систем
Цель занятия: рассмотреть различные подходы к классификации экономических систем, определить преимущества и недостатки различных экономических систем
Теоретические проблемы
1. Экономическая система. Различные подходы к классификации экономических систем.
2. Смешанная экономика и ее модели.
3. Особенности переходной экономики России.
Вопросы для размышления
1. Какова разница между задачами, решаемыми экономической системой и ее целями? Почему цели различаются от общества к обществу?
2. Какая из существующих классификаций экономических систем представляется Вам наиболее убедительной?
3. Что такое «Вашингтонский консенсус», заложивший основы «гайдаровской экономики»?
4. В какой момент экономика перестает быть переходной?
Упражнения и приложения теории
1. Прокомментируйте следующее сравнение из американского учебника «Экономикс»: «Осел получает от своего хозяина то пинки, то вкусную морковь, чтобы стронуться с места. Подобно этому, рыночная экономика распределяет прибыли и убытки между конкурентами, чтобы решить проблемы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ».
2. Многие справедливо считают, что в экономике Российской Федерации свойственны такие особенности, которые не позволяют позаимствовать ни одну из известных моделей рыночной системы. Приведите пример и объясните. О каких особенностях обычно идет речь в таких дискуссиях и столкновениях мнений?
Основные категории
Экономическая система, субъекты экономической системы, элементы экономической системы, критерии типологии экономических систем, формы хозяйства (натуральное и товарное), формационный подход, способ производства, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество, цивилизация, цивилизационный подход, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, переходная экономика, модели экономических систем, модели смешанной экономики, модели плановой экономики, национальная экономика.
Самостоятельная работа
1. Напишите эссе «Строй, сложившийся в России, - капитализм?».
2. Напишите комментарий к части четвертой «В поисках парадигмы. Ответ Петровичу» из книги А.П. Паршева «Почему Россия не Америка» (М.: Форум, 2000, с. 219-228). В комментарии ответьте на вопрос: какой же принцип должен лежать в основе нашей экономики?
Специальная литература
Бергер Я. Китайская модель развития. // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 9.
Князев Ю. О современном этапе эволюции рыночной экономики. // Общество и экономика. – 2009. – № 4-5.
Хайтун С. Постиндустриальное общество: станет ли эта западная модель будущим всего мира? // Общество и экономика. – 2008. – № 9.
Юнгблюд Д. Социальные системы стран Западной Европы. // Общество и экономика. – 2008. – № 9.
Занятие 6. Аудиторная контрольная работа - 1
Цель занятия: определить уровень и качество знаний по темам:
1. Предмет экономической теории, функции, связь с другими науками.
2. Основные экономические проблемы.
3. Экономические системы.
Занятие 7. Механизм функционирования рынка
Цель занятия: определить сущность и элементы рыночного механизма, уяснить функции спроса и предложения и факторы, влияющие на изменение этих величин; понять сущность и виды эластичности и практическое значение теории эластичности.
Типовое задание для практической работы
1. На основании данных таблицы постройте кривые индивидуального спроса потребителей А, В и С и рыночную кривую спроса (на графике выделите ее другим цветом):
Цена(Р),руб. |
Величина спроса потребителей (D), шт. |
Величина рыночного спроса, шт. |
10 |
- |
1 |
|
7 |
1 |
1 |
3 |
|
4 |
2 |
3 |
5 |
|
1 |
5 |
7 |
9 |
|
2.В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированного горошка:
Цена,руб. за банку |
Объем спроса, млн. банок в год |
Объем предложения, млн. банок в год |
8 |
70 |
10 |
16 |
60 |
30 |
24 |
50 |
50 |
32 |
40 |
70 |
40 |
30 |
90 |
а) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы; б) если рыночная цена на банку горошка равна 8 руб., что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? в) если рыночная цена на банку горошка составит 32 руб., что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем? г) чему равна равновесная цена на этом рынке? д) рост потребительских расходов повысил потребление консервированного горошка на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?
3.Функция спроса на товар Qd = 180 – 4 P; функция предложения Qs = 100 + 4 P. Определите равновесную цену и равновесный объем. Определите равновесную цену и объем спроса при условии, что правительство вводит налог в размере 3 ден. ед. на единицу товара.
4. Допустим, что при увеличении цены на товар А с 2 до 4 ед. спрос понижается со 100 до 80 ед. Определите коэффициент эластичности спроса по цене, вид эластичности и тип товара.
5.Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по доходу и определите тип товара, если при изменении дохода со 100 до 120 ед., спрос на товар сократился с 8 до 6 ед.
6.Допустим, что цена товара Х возросла с 2 до до 4 ед., а спрос на товар У увеличился с 4 до 6 ед. Определите тип зависимости товаров Х и У, а также коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.
7. Определите коэффициент дуговой эластичности спроса, если известно, что при росте цены с 16 до 20 ед. спрос на товар уменьшился со 100 до 80 ед.
8. В таблице представлены данные, отражающие функцию спроса на товар В:
Цена за ед. товара в (Р) |
Объем спроса (Q) |
Выручка (PQ) |
Коэффициент эластичности спроса по цене (Еd) |
5 |
1 |
|
|
4 |
3 |
|
|
3 |
5 |
|
|
2 |
7 |
|
|
1 |
10 |
|
|
а) Начертите кривую спроса на товар В; б) определите выручку фирмы при каждой из цен и результаты поместите в таблицу. До каких значений выручка растет? в) на основании взаимосвязи цены и выручки определите, при каких значениях цены спрос становится неэластичным; г) определите и поместите в таблицу значение коэффициентов эластичности спроса по цене.
9. В таблице представлена функция предложения товара В:
Цена | Величина предложения | Коэффициент эластичности предложения по цене |
1 | 2 | |
2 | 4 | |
3 | 6 | |
4 | 8 | |
5 | 10 | |
а) Начертите кривую предложения; б) рассчитайте и поместите в таблицу коэффициенты ценовой эластичности предложения; в) какие выводы можно сделать о значении и динамике коэффициентов ценовой эластичности предложения?
Вопросы для размышления
1. Известно, что ценовой механизм эффективно функционирует на рынках совершенной конкуренции. Означает ли это, что на рынках с несовершенной конкуренцией невозможно эффективное производство?
2. При каких условиях функция рыночного спроса равна сумме индивидуальных функций спроса всех покупателей?
3. На что указывает коэффициент эластичности по доходу с отрицательным значением?
4. Верно ли, что при распределении налогового бремени между продавцом и покупателем большее налоговое бремя падает на того, у которого меньшее значение коэффициента ценовой эластичности?
Упражнения и приложения теории
1. Покажите графически ситуацию на рынке, когда равновесная цена определяется только кривой спроса.
2. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями: Qd = 200 – 5 P; Qs = - 10 + P. Определите параметры равновесия. Является ли равновесие на этом рынке устойчивым?
3. Маркетинговые исследования дали следующие результаты: эластичность спроса по цене на шампунь сорта А составила: ЕА = - 3; эластичность спроса по цене на шампунь сорта В составила: ЕВ = - 2,8; перекрестная эластичность спроса на товар А по цене товара В: ЕАВ = 4; эластичность спроса на шампунь этих марок по доходу равна: ЕIА = 1,2; ЕIВ = 2. Определите: а) как изменится объем спроса на шампунь А, если цены на марку В уменьшатся на 2 %; б) как изменится объем спроса на шампунь А и В, если доход покупателе возрастет на 5 %; в) как изменится объем спроса на шампунь В, если цены на марку В уменьшатся на 10 %; г) как отреагируют покупатели шампуня А на повышение цен на 15 %.
Основные категории
Рыночный механизм; спрос; факторы спроса; функция спроса; индивидуальный спрос; рыночный спрос; кривая спроса; изменение величины спроса; изменения в спросе; предложение; факторы предложения; функция предложения; кривая предложения; изменение величины предложения; изменения в предложении.
Эластичность; эластичность спроса; эластичность спроса по цене; точечная эластичность; дуговая эластичность; эластичный спрос, неэластичный спрос, спрос с единичной эластичностью, совершенно эластичный спрос, совершенно неэластичный спрос; перекрестная эластичность; взаимозаменяемые товары (субституты); взаимодополняемые товары (комплементы) эластичность спроса по доходу; нормальные товары; эластичность предложения; мгновенное предложение, краткосрочное предложение, долгосрочное предложение. Практическое значение теории эластичности.
Рыночное равновесие; равновесная цена; дефицит; излишки; устойчивое равновесия; неустойчивое равновесие.
Самостоятельная работа
Проведите мини-исследование рынка любых продуктов, используя доступную информацию.
Специальная литература
Вереникин А. Общность принципов ценообразования на конкурентных и монополизированных рынках. // Вопросы экономики. – 2005. - № 10
Гогохия Д. Деньги, закон спроса и закон Вальраса. // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - № 1
Михеев Д. Проблема равновесия. // Экономист. – 2005. № 11
Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А., Цухло С. Статистическое исследование спросовых условий в отраслях российской промышленности. // Вопросы экономики. – 2005. - № 9
Занятие 8. Потребительский выбор
Цель занятия: раскрыть различные теоретические подходы к анализу полезности, спроса и потребительского поведения; уяснить правило максимизации полезности в условиях рынка и условия равновесия потребителя
Имитационная задача «Потребительский выбор»
Цель задачи: моделирование процессов установления и изменения равновесных цен на взаимозаменяемые товары на примере конкретной рыночной ситуации; имитация действия различных факторов рыночной конъюнктуры.
Условие задачи:
Первоначальные параметры конъюнктуры: цена тонны чая – 6 ден. ед. при количестве продаваемой продукции 3 тонны. Цена тонны кофе – 10 ден. ед., количество – 2 тонны. Это равновесные цены и количества товаров. Функция спроса на чай определяется как P1 = 18/Q1; на кофе P2 = 20/Q2, где
P1 – цена спроса на чай;
Q1 – количество тон чая, запрашиваемое потребителями;
P2 – цена спроса на кофе;
Q2 – количество тонн кофе, запрашиваемое потребителями.
Выполните следующие задания поэтапно:
1. Постройте на двух чертежах графики спроса на чай и на кофе. Отметьте точки равновесия для каждого из товаров: Еч1 – для – для чая; Ек1 – для кофе.
2. Рыночная ситуация изменилась: доходы потребителей возросли, и это привело к росту спроса на оба напитка. Если цена останется прежней, то будет ощущаться нехватка чая и кофе. Но производителям выгодно повысить цену, и новые точки равновесия, соответствующие возросшему спросу, установятся при более высоких ценах. То есть оба графика сдвинутся вправо и вверх. Цена чая поднялась до 10 ед. за тонну (Еч2), а цена кофе – до 16 ед. (Ек2).
Определите, какой будет объем спроса при таких ценах, т.е. насколько сдвинутся графики спроса вдоль кривой предложения.
3. Для расчета объема спроса на набор товаров используйте аппарат кривых безразличия. Кривая безразличия задается функцией Q1 = 15/ Q2. Постройте на отдельном чертеже кривую безразличия.
4. Постройте линию ограничения по доходу, если известно, что потребители выделяют из своих доходов 98 ден. ед. на приобретение чая и кофе в совокупности.
5. Определите функции предложения (в задаче они линейны), постройте их графики и напишите уравнения функций.
6. Рыночная ситуация вновь изменилась: при тех же функциях предложения под воздействием рекламы повысился спрос на кофе до 3,5 тонн. Доходы остались прежними. Что произойдет с ценой на кофе? Определите новую цену на кофе и новую точку равновесия Ек3.
7. Теперь определите функцию спроса на кофе и постройте ее график (график этой функции параллелен графику первоначального спроса и лишь смещен относительно него в направлении и на расстояние, задаваемые вектором Ек1 Ек3. Зная изменения Q и Р, можно алгебраически рассчитать формулу новой функции спроса).
8. Вследствие того, что спрос и цена на кофе возросли при неизменном доходе, потребители сокращают покупки чая, что ведет к снижению его цены. Определите новую точку равновесия Еч3.
9. Через найденную точку проходит и новая функция спроса на чай. Определите формулу данной функции и постройте ее график (аналогично заданию для кофе).
10. Предположим, что повышенная цена на кофе установилась на долгосрочный период. Предложение кофе увеличивается на 2,22 тонны для каждой цены по сравнению с прежним объемом предложения. Рассчитайте формулу новой функции, постройте график и найдите новую точку равновесия Ек4.
11. В связи с изменениями конъюнктуры рынка кофе, уменьшение цены на чай в долгосрочном периоде приведет к оттоку капиталов из данного производства, предложение чая уменьшится на 2,5 тонны. Постройте новый график предложения чая и напишите уравнение этой функции.
12. Что произойдет с ценой на чай? Какой сложится равновесный объем продаж и покупок чая? Определите точку равновесия Еч4.
Вопросы для размышления
1. Может ли предельная полезность возрастать?
2. Как увеличить полезность от потребления набора из двух благ?
3. Всегда ли эффекты замены и дохода одинаково направлены? В каком случае они разнонаправлены?
Упражнения и приложения теории
1. Предпочтения потребителя имеют вид: количество единиц товара (шт.) – 1, 2, 3, 4, 5, Общая полезность (TU) – 100, 120, 135, 145, 153. Определите: а) предельную полезность потребления третьей единицы; б) почему предельная полезность первой единицы так высока?
2. Доход потребителя составляет 200 руб. Цены на потребляемые им товары X иY: Px =1 руб. и Py = 5 руб. Определите оптимальный выбор потребителя, если его предпочтения к данным товарам как к совершенным субститутам в пропорции четыре к одному.
3. Данные о комбинации двух благ (молока и говядины, кг) представлены в таблице:
Набор |
Молоко,кг |
Говядина,кг |
A |
1 |
16 |
B |
2 |
10 |
C |
3 |
6 |
D |
4 |
4 |
E |
5 |
3 |
Рассчитайте предельную норму замещения молока говядиной (MRSМ, Г).
Основные категории
Семья; домашнее хозяйство; человеческий капитал; семейный бюджет; потребительская корзина; потребитель; потребительский выбор; полезность блага; кардиналистский подход к определению полезности; ординалистский подход к определению полезности; общая полезность; предельная полезность; потребительские предпочтения;. кривая безразличия; зона замещения (субституции); предельная норма замещения; бюджетное ограничение; кривые Энгеля; эффект дохода; эффект замещения; некачественные блага; парадокс Гиффена; излишек потребителя.
Самостоятельная работа
Провести мини-исследование потребительского бюджета семьи за определенный период времени, результаты представить в виде отчета.
Специальная литература
Володина Д. Модель потребителя будущего в теориях постиндустриального общества. // Общество и экономика. – 2010. – № 9.
Занятие 9. Фирма и ее функционирование в смешанной экономике
Цель занятия: определить экономическую природу фирмы, показать особенности ее функционирования, раскрыть содержание процесса формирования издержек и получения дохода в различных рыночных структурах.
Вопросы для размышления
1. Рассмотрите признаки, по которым фирма отличается от предприятия.
2. Способствуют ли вертикальная и горизонтальная интеграция снижению издержек производства?
3. Почему именно равенство предельного дохода и предельных издержек является условием максимизации прибыли?
Упражнения и приложения теории
1.а) Заполните таблицу:
Q |
TC |
TFC |
MC |
AFC |
AFC |
AVC |
ATC |
0
1
2
3
4
5
6
|
50
90
120
145
180
235
325 |
|
|
|
|
|
|
б) изменения MC, AFC, AVC,ATC при изменении Q покажите графически; в) объясните, что произойдет в расположении каждой кривой средних постоянных издержек, средних переменных издержек, общих средних издержек, если: общие постоянные издержки возрастут; общие переменные издержки снизятся; зарплата производственных рабочих возрастет; налог на недвижимость уменьшится.
2. Какая отдача от масштаба у производственной функции Q = 13 K L?
3.Чтобы организовать собственную торговую фирму, г-жа Петрова оставила работу менеджера с окладом 2500 руб./мес. Половину необходимых складских помещений она арендует за 30 000 руб. в год, а в качестве недостающих площадей приспособила часть своего дома. Покупка оборудования со сроком службы в 5 лет обошлась ей в 50 000 руб. Годовой фонд заработной платы на ее фирме – 120 000 руб. Для организации дела она использует 200 000 руб. собственных сбережений, а недостающие для создания товарных запасов 450 000 руб. берет в кредит под 20%. Процент по вкладам – 10% годовых. Годовая выручка – 780 тыс. руб. Какова ее Экономическая прибыль? Какое решение она принимает о продолжении бизнеса (продолжить или завершить его)?
Основные категории
Фирма; бизнес - план фирмы; маркетинг; менеджмент; процесс производства; факторы производства; производственная функция; производство в краткосрочном периоде; закон убывающей предельной производительности; производственный выбор в долгосрочном периоде; замещение факторов производства; равновесие производителя; путь развития; экономия от масштаба; конкурентоспособность фирмы; конкурентное преимущество; банкротство фирмы.
Издержки производства: индивидуальные и общественные; издержки обращения: дополнительные и чистые; экономические издержки; внешние (явные) и внутренние (неявные) издержки; безвозвратные издержки.
Издержки производства в краткосрочном периоде; постоянные издержки; переменные издержки; средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки; предельные издержки; выигрыш производителя; издержки производства в долгосрочном периоде; изокоста; карта изокост; эффект масштаба; положительный и отрицательный эффект масштаба; минимальный эффективный масштаб.
Доход фирмы: общий (валовый), средний, предельный доход; выручка от реализации продукции, внереализационные доходы; прибыль фирмы: бухгалтерская и экономическая прибыль (чистая); масса прибыли; норма прибыли; принцип максимизации прибыли; рентабельность.
Монополия; экономическая и административная монополия; Х-неэффективность; рыночная власть; показатели монопольной власти; монополистическая конкуренция; неценовая конкуренция; реклама; олигополия; модель Курно, «ломаная кривая спроса», модель Бертрана.
Самостоятельная работа
Составить бизнес-план виртуального предприятия по предложенной методике.
1. Выбрать вид деятельности фирмы, отвечающий следующим критериям:
- полезность;,/
- простота и доступность изготовления;
- требует минимальных затрат;
- приносящий достаточно высокую прибыль.
2. Выбрать название фирмы, разработать логотип предприятия.
3. Определить организационно-правовую форму предприятия.
Действия 1-3 отражаются в Протоколе Учредительного собрания (Приложение 1) и Уставе предприятия (Приложение 2)
4. Разработать бизнес-план предприятия по следующим разделам:
I. Описание предприятия:
- название, адрес, данные о руководителях (владельцах);
- цели и объект деятельности;
- возможности предприятия по выпуску товара или оказанию услуг;
- краткое обоснование избранного направления деятельности.
II. Описание продукции предприятия (товары и услуги)6
- продукция;
- жизненный цикл продукции предприятия (исследование и проектирование, изготовление, обращение, эксплуатация, потребление, утилизация).
III. Сбыт и маркетинг:
- рынок сбыта;
- конкуренты;
- ценообразование;
- реклама;
- обслуживание потребителя.
IV. Производство:
- средства производства (помещение, оборудование, оборотные средства и т.д.);
- производственный персонал;
- транспортировка и реализация продукции.
V. Управление предприятием:
- управленческая структура.
VI. Управление финансами и кредитом:
- источники и условия финансирования;
- первоначальные затраты;
- ожидаемый доход или возмещение капиталовложений;
- источники и условия кредитования;
- страхование, аренда и другие расходы;
- описание ведения бухгалтерского учета.
VII. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Результат действия 4 – Бизнес-план предприятия
5. Придумать рекламу продукции. Возможен один из вариантов:
- реклама на телевидении – инсценировка и текст;
- радиореклама (текст, который зачитывается);
- реклама в газете (текст и рисунок).
Результат действия 5 – реклама.
Литература по бизнес-планированию
Бринк И., Савельева Н. Бизнес-план предприятия. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2007
Петухова С. Бизнес-планирование. – М.: Омега-Л, 2006
Шаш Н. Бизнес-план предприятия. – М.: Гросс-Медиа, 2006.
Специальная литература
Маевский В. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория. // Вопросы экономики. – 2010. – № 3.
Меркулова Ю. О совершенствовании антимонопольного законодательства. // Общество и экономика. – 2010. – № 10-11.
Орлов А. Об экономической сущности амортизации. // Вопросы экономики. – 2010. – № 3.
Занятие 10. Аудиторная контрольная работа – 2
Цель занятия: определить уровень и качество знаний по темам:
1. Спрос и предложение. Потребительское поведение на рынке
2. Рынки факторов производства
3. Фирма: структура, издержки, доходы, ценообразование при различных формах конкуренции