Кейс 24

Логика алюминиевой монополии

Источник: Эксперт. 2003. № 43. 17-23 нояб.

Алюминий — один из основных конструкционных материалов. Из сплавов алюминия с металлами можно изготавливать множество изделий — от несущих конструкций зданий и сооружений до машин и бытовых приборов. Сплавы на основе алюминия, в отличие от стали, не подвержены коррозии и при той же механической прочности кратно лете стали. В принципе человечество уже давно заменило бы сталь на алюминий, если бы не его цена. Несмотря на то, что алюминия в земной коре го¬раздо больше, чем железа, тонна чистого алюминия на мировом рынке в 5-10 раз дороже тонны стали.

Причина высокой стоимости — трудность получения чистого алюминия из его оксидов. Выплавка алюминия — в десятки раз более энергоемкий процесс, чем выплавка железа: для получения тонны алюминия расходуется 13-14 мегаватт-часов электроэнергии, доля которой в себестоимости металла составляет 20-35%. В подобных условиях алюминиевые корпорации всеми средствами пытаются добиться снижения стоимости электроэнергии, а также ищут другие способы снижения себестоимости производства алю¬миния. Лидирующие на рынке транснациональные компании стараются уп¬рочить свое положение за счет переноса мощностей в районы добычи алю¬миниевого сырья и в страны с низкой стоимостью электроэнергии.

Таблица 1

Крупнейшие производители алюминия (корпорации)

1Значительная или основная часть мощностей находится за пределами страны, где расположена штаб-квартира.

Стремление к снижению расходов на энергию и необходимость обеспечения сырьевой безопасности стимулируют отрасль к вертикальной интеграции. Действия, предпринимаемые для сокращения издержек за счет контроля над рынком, приводят к интеграции горизонтальной. Концентрация производства в отрасли уже очень высока — восемь крупнейших компаний контролируют почти две трети рынка (см. табл. 1).

Глобального улучшения не будет

В 1988 г. цены на алюминий на Лондонской бирже металлов достигли локального исторического максимума — 2560 долл. за тонну. Эксперты ведущих мировых аналитических агентств в один голос тогда прогнозировали дальнейший рост цен и увеличение объемов производства в течение как минимум пятнадцати лет.

Какие-то основания для этого прогноза, конечно, были. Например, в 1980-х годах наблюдался быстрый рост производства в одной из главных потребляющих алюминий отраслей — автомобильной промышленности. Одновременно увеличивалась и масса используемого в автомобилях алюминия: если в 1978 г. на изготовление автомобиля расходовалось в среднем 60 кг этого металла, то в начале 1990-х годов — уже 90 кг.

Надежды на быстрое возрождение отрасли умерли в 2001 г. Кризис мировой экономики и спад в авиастроении привели к уменьшению потреб¬ления алюминия. Закупки металла в 2002 г. сократились на 2,8%, а производители оказались не способны вовремя отреагировать на сокращение спроса. Поданным Brook Hunt, в 2002 г. объем перепроизводства составил более 680 тыс. т, а в 2003 г. — 962 тыс. т. Запасы металла на складах достигли максимальных с 1994 г. значений и продолжают расти.

Несмотря на сокращение спроса, общее производство алюминия не уменьшилось. С одной стороны, продолжали строиться новые заводи возле дешевой электроэнергии. С другой стороны, темпы роста производства поддерживались выходом на рынок новых игроков. Особенно неприятным для транснациональных алюминиевых компаний оказался быстрый рост производства алюминия в Китае. Всего за несколько лет эта страна превратилась из крупного импортера алюминия в его нетто-экспортера. Наращивают производство и страны Персидского залива, располагающие дешевой электроэнергией. По прогнозам АМЕ Mineral Economic, предложение алюминия будет превышать спрос еще три-четыре года, а в 2003-2004 гг. этот дисбаланс будет только возрастать.

Вопросы

1. Какими товарами являются алюминий и сталь? Как влияет снижение цен за тонну алюминия на объемы потребления железа? Запишите формулу расчета перекрестной эластичности спроса на железо по цене алюминия. Что показывает и какой знак имеет коэффициент перекрестной эластичности?

2. Как снижение стоимости электроэнергии сказывается на предложении алюминия? Какие еще способы снижения стоимости производства алюминия названы в статье?

3. На основании данных табл. 1 рассчитайте индекс концентрации для 3, 4, 8 крупнейших производителей алюминия. Какую рыночную структуру имеет мировой рынок алюминия? В чем особенности этой рыночной структуры?

4. Известно, что автомобиле- и авиастроение относятся к числу главных потребителей алюминия. Объясните, как рост/спад производства в этих отраслях сказывается на алюминиевой отрасли.

5. Поясните и приведите графическую иллюстрацию ситуации, сложившейся на мировом рынке алюминия, в 2002-2003 гг.

6. «По прогнозам АМЕ Minerals Economic, предложение алюминия будет превышать спрос еще три-четыре года, а в 2003—2004 годах этот дисбаланс будет только возрастать». Верно ли в этом предположении употреблены экономические термины «спрос» и «предложение»?