Кейс 19
Анализ структуры российской фирмы. ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
Источник: Материалы сайта www.baltika.ru
В настоящее время ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» имеет ряд крупных подразделений в различных городах России — это не только головной Санкт-Петербургский завод, но и филиалы: «Балтика-Ростов», «Балтика-Самара», «Балтика-Тула», «Балтика-Хабаровск». Во многих го родах России, а также в ее столице открыты сбытовые подразделения «Балтики».
На сегодняшний день «Пивоваренная компания «Балтика» является самым крупным в России производителем пива, входит в тройку самых крупных заводов Европы по выпуску пива на одной производственной площадке. Компания сейчас состоит из 5 производственных площадок (в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Туле) и 28 торговых представительств в крупнейших городах России, включая Москву (рис. 6).
Доля «Пивоваренной компании «Балтика» на рынках России имеет тенденцию к постоянному росту в течение прошедших двенадцати лет. В 2002 г. продукция «Балтики» уже составила 22% от всего объема пива, поставляемого на рынок России (рис. 7).
«Балтика» работает по классической технологии пивоварения, оснащена современным оборудованием ведущих производителей пивоваренного) оборудования из Германии, Бельгии, Дании и других стран.
На «Балтике» используется только высококачественное сырье. Чтобы производить пиво европейского качества по цветности и по вкусовым качествам, приходится закупать импортное сырье. Применение самого лучшего солода, а также эффективного оборудования позволяет выпускать светлые сорта пива с очень низкой цветностью, что особо ценится в светлых сортах.
Руководство компании «Балтика» убеждено, что приготовить качественное пиво можно только из качественного сырья. Поэтому поставщиками важнейших материалов для производства пива являются крупные западные компании, входящие в число лидеров в своих отраслях. Так, «Балтика» сотрудничает со следующими фирмами.
Что касается персонала, то к 2002 г. численность персонала Компании достигла почти 7000 человек. Это высокопрофессиональные кадры.
Средний возраст сотрудников составляет 36 лет. Причем процент тех, кому еще нет и 30, достаточно велик. «У каждого работника от рядового сотрудника до директора должна быть возможность проявлять свои способности в принятии решений», — считает генеральный директор ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Т. К. Боллоев.
На предприятии сохранены все социальные традиции поддержки сотрудников: премии, путевки в оздоровительные центры по льготной стоимости. К услугам персонала Компании тренировочный спортивный зал, сауна, ванны-джакузи с гидромассажем, солярий, массажный кабинет, оборудование для физиотерапевтических процедур, кабинет стоматологии, оборудованный прекрасной современной техникой, парикмахерская, бассейн.
Забота о людях была и остается приоритетной задачей администрации Компании.
Компания не собирается останавливаться на достигнутом. Планируются инвестиции в развитие транспорта, хранения, дистрибьюторской сети. Особое внимание будет уделяться экспорту продукции. Стратегическая цель Компании — 25%-я доля на рынке России. Важнейшим направлением для достижения этой цели является открытие производств в других регионах России.
Вопросы
1. Является ли анализируемая единица фирмой (по формальным признакам)?
2. Является ли фирма одно- или многопродуктовой, одно- или многозаводской, вертикально интегрированной? Что определяет горизонтальные и вертикальные границы фирмы?
3. Относится ли фирма принципиально к U- или М-форме? Проанализируйте величины трансакционных издержек и издержек контроля.
4. Какие параметры деятельности фирма использует в качестве стратегических переменных?
|