Кейс 17
Американская авиация на грани банкротства
Источник: Кокшаров А. Американская авиация на грани банкротства // Эксперт. 2004. №41. 1-7 нояб.
В конце октября три из четырех крупнейших авиакомпаний США объявили об убытках за третий квартал. Так, Delta Airlines завершила июль—сентябрь 2004 года с убытками в размере 646 млн долл., American Airlines — 214 млн долл. и Northwestern Airlines — 46 млн долл. В прошлом году третий квартал с убытком (164 млн долл.) завершила лишь Delta, остальные работали хоть и с небольшой, но прибылью.
Причин столь печального положения американской авиации несколько. Во-первых, это резкий рост цен на нефть — на 92% с сентября прошлого года. Столь серьезный рост цен вынудил многие компании ввести «надбавки за топливо». Но они были невелики — 10—30 долл. на билет в зависимости от маршрута и не покрывали возросших издержек.Во-вторых, ряд компаний, прибегших к ст. 11 американского закона о банкротстве , продолжали расширять сеть маршрутов, предлагая пассажирам искусственно низкие тарифы. В-третьих, крупнейшие авиакомпании почувст вовали на себе рост деятельности компаний-дискаунтеров, которые предлагают недорогие билеты на местных рейсах внутри США. На трансатлантических же рейсах конкуренцию американцам составили европейские авиакомпании. Наконец, в-четвертых, свою роль сыграли пять сильных ураганов, прокатившихся в течение трех месяцев по восточным штатам. В результате сотни рейсов были отменены, а американцы предпочитали пользоваться наземными видами транспорта.
Обычно авиакомпании в странах северного полушария зарабатывают значительную часть своей прибыли именно летом, во время отпусков и школьных каникул. Убытки в третьем квартале означают, что по результатам года Delta, American и Northwestern также окажутся в минусе. Все три компании собираются заняться реструктуризацией, отказавшись от невыгодных маршрутов и сократив число занятых. Delta не исключает, что в ближайшее время компания обратится к ст. 11 закона о банкротстве.
Вопросы
1. Дайте определения понятий «выручка», «прибыль», «убытки».
2. Объясните логику получения убытков тремя крупными американскими авиакомпаниями в результате воздействия тех факторов, которые названы в статье.
3. В координатах «услуги наземного транспорта — услуги авиакомпаний» изобразите схематично кривые безразличия американцев до сильных ураганов и после них. Объясните, как наклон кривой безразличия от ражает предпочтения покупателя относительно одного из товаров.
4. Проанализируйте меры, которые хотят предпринять авиакомпании для исправления положения.
1 Этот кейс может также быть использован для повторения темы «Повеление потреби теля» (см. вопрос 3 данного кейса).
2 Статья 11 Кодекса законов о банкротстве США оставляет за компанией, объявившей себя банкротом, имущество и право продолжения деятельности, но требует проведения реорганизации существующего бизнеса для того, чтобы погасить долги перед кредиторами. План реорганизации компании-банкрота должен быть предоставлен кредиторам компании и одобрен решением суда.
|