Методические указания

Макроэкономика – один из разделов экономической теории, рассматривает экономику как единое целое, как национальное хозяйство, взятое в комплексе. Важнейшим экономическим субъектом здесь выступает государство и его структура

Задача раздела «Макроэкономика» - дать понимание развития национального хозяйства, роли государства в экономике, обеспечение социальной стабильности общества.

Данные методические рекомендации соответствуют государственному образовательному стандарту направления 080100 «Экономика» и включают в себя:

- теоретические вопросы;
- проблемные ситуации;
- задачи к контрольной работе;
- список литературы и интернет-ресурсы.

Выполнение контрольной работы является одной из важных форм самостоятельной работы студентов над изучением курса «Макроэкономика» и выступает средством контроля выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала в объеме, установленном программой.

Контрольная работа состоит из теоретического вопроса и проблемной ситуации, охватывающих основные разделы микроэкономики, а так же одной задачи. В процессе выполнения контрольной работы студенты должны дать достаточно развернутые ответы на теоретический вопрос и проблемную ситуацию, опираясь на материалы учебников монографий, периодических изданий и интернет-ресурсов, при этом при решении проблемной ситуации студент должен высказать свое обоснованное мнение. Между тем, студент должен понимать, что излагая теоретический материал, необходимо увязывать его с современным фактическим материалом.

Студент обязан выполнить контрольную работу по одному из четырех предлагаемых вариантов, номер которого совпадает с последней цифрой зачетной книжки. В таблице указываются номер вопроса, проблемной ситуации и задачи, включенных в данный вариант контрольной работы.

Объем одной контрольной работы должен составлять примерно 15-20 страниц ученической тетради. Текст работы должен быть отредактирован, страницы пронумерованы.

Если вопросы раскрыты недостаточно полно или неверно, работа возвращается студенту для частичной или полной переработки.

При представлении работы на новое рецензирование обязательно прилагается предыдущий вариант выполненной работы. В противном случае работа повторно не рецензируется и возвращается студенту. Если при повторном рецензировании будет установлено, что студент не учел указаний (исправлений) преподавателя, работа не зачитывается.

В работе должен быть использован теоретический подход к переработке учебно-методической литературы по данным вопросам. Если при рецензировании будет выяснено, что работа выполнена студентом не творчески, то она также не зачитывается.

Для выполнения контрольной работы студент помимо литературы, предлагаемой в данных методических указаниях, может использовать и дополнительную литературу. Дополнительная литература подбирается студентами самостоятельно.

Студенты должны выполнить контрольную работу согласно учебному графику и сдать их на проверку по мере подготовки в установленные для этого сроки до начала экзаменационной сессии.

Номера вариантов и вопросов контрольной работы


варианта
Номер теоритеческого
вопроса
Номер проблемной
ситуации
Номер задачи
01012010
02021911
03031812
04041713
05051614
06061515
07071401
08081302
09091203
10101104
11111005
12120906
13130807
14140708
15150609
16160510
17170411
18180312
19190213
20200114
21212015
22221901
23231802
24241703
25251604
26261505
27271406
28281307
29291208
30301109
31311010
32320911
33330812
34340713
35350614
36360515
37370401
38380302
39390203
40400104

Перечень теоретических вопросов к контрольной работе

    1. Предмет и метод макроэкономики.
    2. Цель из задачи макроэкономического анализа, особенности макроэкономического анализа.
    3. Макроэкономические переменные и модели круговых потоков.
    4. Система национальных счетов. Основные показатели СНС.
    5. Временной фактор в теории ожидания в макроэкономике.
    6. Основные макроэкономические тождества и их отражение в платежном балансе страны.
    7. Макроэкономическое равновесие в классической модели.
    8. Товарный рынок в классической модели.
    9. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
    10. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.
    11. Макроэкономическая роль государства в классической модели.
    12. Методологические основы кейнсианской теории равновесия.
    13. Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность к потреблению.
    14. Функции спроса на инвестиции. Мультипликатор инвестиций. «Парадокс бережливости».
    15. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «расходы - доходы».
    16. Равновесие в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрыв. Взаимосвязь модели AD – AS и кейнсианской модели «доходы - расходы».
    17. Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики.
    18. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
    19. Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки. Социальные выплаты. Их влияние на совокупный выпуск.
    20. Налогообложение. Дефицит бюджета и бюджетный излишек.
    21. Сбалансированный бюджет. Финансирование бюджетного дефицита.
    22. Недискриционная финансовая политика («встроенные стабилизаторы»).
    23. Эффективность фискальной политики. Особенности бюджетно-налоговой политики РФ.
    24. Понятие и цели денежно-кредитной политики.
    25. Банковская система. Банковский и денежный мультипликатор.
    26. Инструменты денежно-кредитной политики: прямые и косвенные.
    27. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
    28. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель LS – LM.
    29. Совокупное предложение и кривая Филипса.
    30. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная и долгосрочная кривые Филипса.
    31. Модификация кривой Филипса. Теория стратегических, рациональных и адаптивных ожиданий.
    32. Экономика предложения и кривая Лаффера.
    33. Стабилизационная политика. Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в РФ.
    34. Экономический рост. Деловые циклы: понятие, модели.
    35. Понятие экономического роста: его источники и факторы.
    36. Проблемы темпов экономического роста.
    37. Модели экономического роста.
    38. Направления государственного регулирования экономического роста.
    39. Модели внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике.
    40. Валютный курс. Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем курсе.

Перечень проблемных ситуаций

    1. Перечислите основные экономические реформы в России от Петра I до Б. Н. Ельцина и назовите экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.
    2. Является ли ВНП точным измерителем общественного благосостояния? В чем его достоинства и недостатки в этом качестве?
    3. Почему потребители сберегают часть дохода? Какое влияние оказывают колебания дохода на потребление и сбережения индивида?
    4. Влияет ли реальная ставка процента на уровень потребления и сбережений? Если влияет, то как? Если не влияет, то, как вы думаете, почему?
    5. Какова роль технического прогресса в изменении совокупного предложения?
    6. Объясните, что такое ликвидная ловушка. Каковы ее особенности в развитой и неразвитой рыночной экономике?
    7. Следует ли, исходя из кейнсианского «парадокса бережливости», считать сбережения антиобщественным благом, а потребление, наоборот, общественно полезным? В начале 1990-х годов в банках России ставка процента по вкладам была заметно выше 100% годовых. В развитых странах Запада размеры ссудного процента, как правило, не превышают 10–12%. Почему же зарубежные инвесторы не спешили вкладывать деньги в российские банки, а зажиточные россияне предпочитали открывать счета за рубежом?
    8. В чем сходство и различие в анализе денег Дж. М. Кейнсом и М. Фридменом, кейнсианцами и монетаристами?
    9. Изобразите в схематической форме и объясните механизм учетной операции. Как можно использовать учетную ставку для регулирования экономики?
    10. Какие вопросы денежной теории находятся в центре внимания современных экономистов? Как вы думаете, почему?
    11. Экономисты австрийской школы (Л. Мизес, Ф. Хайек) предлагали в целях ликвидации инфляции отказаться от монополии центрального банка на эмиссию банкнот, заменив ее механизмом спонтанного порядка: пусть все желающие выпускают деньги, а конкурентный рынок сам определит, какие из них действительно станут деньгами. К каким бы результатам, по вашему мнению, это привело? Почему возникают провалы государства? Может ли рыночный механизм преодолеть их? Если да, то каким образом, если нет, то почему?
    12. Какие вопросы денежной теории находятся в центре внимания современных экономистов? Как вы думаете, почему?
    13. Индивидуальные и социальные издержки безработицы: в чем единство и в чем различие?
    14. Какие меры, направленные на увеличение занятости, вы знаете? Когда их следует использовать в современной России и почему?
    15. Каковы источники сбережений в США и России? В чем единство и в чем различие? Как вы думаете, почему?
    16. Есть ли границы экономического роста? Каковы выгоды и издержки экономического роста?
    17. Какие макроэкономические факторы имели наибольшее значение в моделях роста 1990-х годов? Как вы думаете, почему?
    18. Развивающиеся страны вкладывают много труда в товары, которые экспортируют. Взамен они получают «меньше труда» (так как меньшее количество труда заключено в товарах, ввозимых в развивающиеся страны). Как это объяснить с позиций теории Д. Рикардо?
    19. В 1980-е годы среди западных экономистов велась полемика о возможности возврата к Золотому стандарту. Подобные предположения высказывались и в отечественной печати, при этом проводилась аналогия с введением золотого червонца при переходе от «военного коммунизма» к нэпу. Какие доводы за и против введения Золотого стандарта вы могли бы привести? Какие последствия, на ваш взгляд, вызвало бы введение Золотого стандарта в современной российской экономике?
    20. Можно ли утверждать, что международная миграция рабочей силы приносит чистый выигрыш стране эмиграции, в то время как общие условия жизни рабочих в принимающей стране ухудшаются? Оцените реальное воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах.

Задачи к контрольной работе

№1. Предположим, национальное производство включает два товара: Х и Y. X - потребительский товар, Y - инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 ед. товара Х по цене 2 долл. за; единицу и 10 единиц товара Y по цене 4 долл. за ед. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.

    Рассчитайте:
    а) ВВП;
    б) ЧВП;
    в) объем потребления и объем валовых инвестиций;
    г) объем чистых инвестиций.

№2. Рассмотрите данные, представленные в таблице:

Год Номинальный ВВП(милд. долл.)Дефлятор(в %,1982=100)Реальный ВВП
2008170050  
2009210070  
20103200100  
20114800120  

Ответьте на следующие вопросы:
а) в чем отличие реального ВВП от номинального ВВП?
б) каким образом и с какой целью рассчитывается реальный ВВП?
в) заполните последний столбец таблицы.

№3. Принимается решение об установке дорожных знаков.

Колличество
знаков
Общая выгода
общества(ден.ед.)
Придельная
выгода общества
Индивидуальная предельная
выгода по группам
A-60% B-30% C-10%
1300-      
2500200 120 60 20
3650150 90 45 15
470050 60 30 10
575050 30 15 5
677020 12 6 2

Предельные издержки для каждого дополнительного знака - 150 ед.
1) Каков будет оптимальный объем производства для общества?
2) За какое количество знаков будут голосовать жители, если:
а) затраты распределяются в той же пропорции, что и выгоды;
б) затраты распределяются поровну между группами, а выгоды в заданной пропорции (60%, 30%, 10%);
в) выгоды распределяются равномерно, а затраты - неравномерно (А несет 80% затрат, В и С - по10%)?

№4. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1986 г. Джеймс Бьюкенен в соавторстве с Гордоном Таллоком в книге «Подсчет согласия» проанализировали мотивы принятия политических решений. По их мнению, люди, переходя из сферы рыночной деятельности на политическую, не меняют правил рыночного поведения и стремятся использовать государственные бюрократические структуры для удовлетворения собственных интересов.

Дж. Бьюкенен и Г. Таллок отмечают, что если фирмы должны анализироваться как «стремящиеся к максимальной прибыли», то политических деятелей необходимо рассматривать как «стремящихся к максимуму голосов», а государственные бюрократические структуры - «стремящихся к максимальному увеличению своих размеров».

Поразмышляйте над предложенным текстом и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1) Как Вы понимаете категорию «экономической ренты» при переходе человека из экономической сферы деятельности в политическую?
2) В чем состоит частный интерес государственной бюрократии?
3) Какова сущность поиска политической ренты?

№5. В экономике страны «Альфа» функция инвестиций определяется уравнением I = 40 + 0,4 Y, а функция сбережений - уравнением S = -20 + 0,6Y, где Y- национальный доход. Определите равновесный уровень Y.

№6. Функция потребления имеет вид: С = 100 + 0,8 Y.
а) рассчитайте потребительские расходы (потребление) и сбережения при данных значениях дохода:

ДоходПотреблениеСбережение
600    
800    
1000    
1200    
1400    

б) постройте график потребления;
в) рассчитайте предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению;
г) рассчитайте мультипликатор расходов.

№7.

№8. ВВП страны X составляет 200 млрд. долл. Предельная склонность к потреблению - 0,75. Если правительство страны поставило задачу достичь ВВП на уровне 400 млрд. долл., каковы должны быть инвестиции?

№9. Как называется ситуация, сложившаяся в экономике при смещении кривой С+ I (см. рис. к предыдущему номеру задачи) вверх? При смещении этой же кривой вниз? Покажите обе ситуации графически.

№10. Номинальный ВВП = 750 млрд. долл., естественный уровень безработицы = 5%, фактический уровень безработицы = 9%. Какой объем продукции в денежном выражении недопроизведен в стране? (Коэффициент Оукена = 2,5).

№11. Предприятию А, занимающемуся производством тканей, необходимо в ближайшее время приобрести 3 новых станка общей стоимостью 30 млн. рублей, производством которых занимается предприятие В. Средств на их приобретение предприятие А в настоящий момент не имеет; у предприятия В, напротив, имеются избыточные средства. Рассмотрите следующие ситуации:
а) предприятие В кладет на свой счет в банке С 30 млн. руб. Предприятие А берет эту же сумму в банке С в форме кредита.
б) предприятие В передает предприятию А 3 станка на условиях отсрочки платежа.
Назовите формы кредита, которые используются в ситуациях (а) и (б).

№12. Предположим, что спрос на деньги для сделок составляет 10% номинального объема ВВП, предложение денег составляет 350 млрд. долл., а спрос на деньги со стороны активов показан в таблице:

Процентная ставкаСпрос на деньши со стороны активов,(млрд.долл.)
16100
14150
12200
10250

№13. Реальная кривая, демонстрирующая зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки, может отклоняться от идеальной кривой Лаффера, на которой максимум налоговых поступлений наблюдается при величине налоговой ставки в пределах 35-50%. Среди прочих причин этого отклонения часто выделяют оптимистический или пессимистический настрой экономических субъектов. Как Вы думаете, какая из предложенных кривых показывает рассмотренную зависимость в оптимистически настроенном обществе, а какая - в пессимистически настроенном обществе?

t - ставка налога
Т- поступления в госбюджет

№14. В стране действует следующая шкала налогообложения доходов:

Ставка, в %102030
Доходы,тыс.долл.20-3031-5051 и более

За текущий период уровень цен и номинальные доходы выросли в два раза. Рассчитайте суммарную величину подоходного налога с трех физических лиц, имевших следующие номинальные доходы: 20, 40 и 60 тыс. долл.

а) до повышения уровня цен;
б) после роста уровня цен.
Какие выводы Вы можете сделать, сопоставив две рассчитанные суммы?

№15. Какой из приведенных графиков иллюстрирует утилитаристский подход к проблеме справедливого распределения доходов и какой - роулсианский подход? При выборе графика, иллюстрирующего утилитаристский подход, ответьте на вопрос: одинаковы ли в данном случае функции полезностей у двух индивидуумов? Аргументируйте свой ответ.

АвторНазваниеИздательствоГод изданияКол-во в библиотеке
Основная литература
Симкина Л.Г. Экономическая теория : учеб. для вузов / Л. Г. Симкина. - 2-е изд.СПб.: Питер200820
  Экономическая теория для бакалавров: учеб.-метод. пособие к 80-летию ун-та / РГЭУ(РИНХ); под ред. Н.Г. Кузнецова и Ю.П. Лубнева.Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2010100
  Экономическая теория: [учебник] / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер 200820
  Экономическая теория : учеб. пособие для вузов / под ред. А.Г. Грязнова и В.М. Соколинского. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус200810
Дополнительная литература
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. Ф. Борисов. М.: Проспект20091
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов; МГЮА. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект20082
Камаев, В.Д. Экономическая теория: крат. курс: учеб. для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. - 3-е изд., стер. М.: Кнорус 20083
Носова С.С. Экономическая теория: учеб. для вузов / С. С. Носова. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус 20081
Сажина М.А. Экономическая теория : учеб. / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма,20091
  Экономика: учеб. для студентов вузов / А. И. Архипова [и др.] ; под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп.М.: Проспект 20081
  Экономическая теория : учеб. / под ред. проф. О.С. Белокрыловой. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс 20081
  Экономическая теория : учеб. для студ. вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - 4-е изд. СПб.: Питер20092
  Экономическая теория : учеб. пособие / под ред.: А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. - 4-е изд., стер. М.: КноРус20087
  Экономическая теория : учеб. пособие для вузов / под ред. А.Г. Грязнова и В.М. Соколинского. - 5-е изд., перераб. и допМ.: КноРус200825
  Экономическая теория: учебник / под. ред. Е.Н. Лобачевой. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование20081
Периодическая литература
Российский экономический журнал
Вопросы экономики
Экономист
Эксперт
Финансы