08 МУ по подготовке к
коллоквиуму
Подготовка к Коллоквиуму
I. Коллоквиум:
сущность и цели. Коллоквиумом
называется собеседование
преподавателя и студента по самостоятельно подготовленной студентом
теме.
Целью коллоквиума
является формирование у студента навыков
анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения
учебной и
научной литературы.
На коллоквиум
выносятся крупные, проблемные, нередко
спорные теоретические вопросы. От студента требуется:
– владение
изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к
рассматриваемой
проблеме;
– знание
разных точек зрения, высказанных в экономической литературе по
соответствующей
проблеме, умение сопоставлять их между собой;
– наличие
собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его
аргументировать.
Коллоквиум это не
только форма контроля, но и метод
углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования
преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в
процессе
изучения данного источника. Однако коллоквиум не консультация и не
экзамен. Его
задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у
студента
стремление к чтению дополнительной экономической литературы.
Консультации
предшествуют проведению коллоквиума, а экзамен завершает изучение
определенного
раздела учебного курса и должен показать умение студента использовать
полученные знания в ходе подготовки и сдачи коллоквиума при ответах на
экзаменационные вопросы.
В 2007–2008
уч.г. коллоквиумы по
дисциплине «Экономика» посвящены
следующим проблемам:
– Понятие
о воспроизводстве. Система национальных счетов как отражение процесса
воспроизводства (май)
– Теоретические
проблемы международной экономики (май)1.
По усмотрению
преподавателя на
коллоквиум могут быть вынесены следующие работы:
Глобализация и
мировые рынки товаров, услуг и капитала:
Сборник научных статей / Под ред. Б.М. Смитиенко и
В.К. Поспелова. –
М: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001.
Социально-институциональное
направление и его модификации в XX веке / Под ред. О.В.
Карамовой. – М.: Финансовая академия, 2003.
Эффективный
экономический рост / под ред. Т.Е.
Чечелевой. – М.: Финансовая академия при
Правительстве РФ, 2001.
Кроме вышеназванных
работ, в список для сдачи коллоквиума
можно, по предложению самих студентов, включать и работы, связанные с
темой
будущей курсовой работы.
II. Подготовка к
проведению коллоквиума. Подготовка к
коллоквиуму предполагает несколько этапов:
1. Подготовка к
коллоквиуму начинается с установочной
консультации преподавателя, на которой он разъясняет развернутую
тематику
проблемы, рекомендует литературу для изучения и объясняет процедуру
проведения
коллоквиума.
2. Как правило, на
самостоятельную подготовку к коллоквиуму
студенту отводится 3–4 недели. Подготовка включает в себя
изучение
рекомендованной литературы и (по указанию преподавателя)
конспектирование
важнейших источников.
3. По указанию
преподавателя к коллоквиуму готовятся
специальные эссе (см. методические указания к рабочим тетрадям).
4. Коллоквиум
проводится в форме индивидуальной беседы
преподавателя с каждым студентом или беседы в небольших группах
(3–5 человек).
5. Обычно
преподаватель задает несколько кратких конкретных
вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с
литературой,
контролирует конспект. Далее более подробно обсуждается какая-либо
сторона
проблемы, что позволяет оценить уровень понимания. Преподаватель также
контролирует конспект и эссе.
6. По итогам
коллоквиума выставляется дифференцированная
оценка, имеющая большой удельный вес в определении текущей успеваемости
студента.
III. Особенности и
порядок сдачи коллоквиума. Студент может себя
считать готовым к сдаче коллоквиума по избранной работе, когда у него
есть им
лично составленный и обработанный конспект сдаваемой работы, он знает
структуру
работы в целом, содержание работы в целом или отдельных ее разделов
(глав);
умеет раскрыть рассматриваемые проблемы и высказать свое отношение к
прочитанному и свои сомнения, а также знает, как убедить преподавателя
в
правоте своих суждений. Студент должен видеть за каждой экономической
категорией, понятием реальные процессы и явления экономической жизни
общества,
как в прошлом, так и в современных условиях. Если
студент, сдающий коллоквиум в группе студентов,
не отвечает на поставленный вопрос, то преподаватель может его
адресовать
другим студентам, сдающим коллоквиум по данной работе. В этом случае
вся группа
студентов будет активно и вдумчиво работать в процессе собеседования.
Каждый
студент будет внимательно следить за ответами своих коллег, стремиться
их
дополнить, т.е. активно участвовать в обсуждении данного первоисточника.
Проведение
коллоквиума позволяет студенту приобрести опыт
работы над первоисточниками, что в дальнейшем поможет с меньшими
затратами
времени работать над литературой по курсовой работе и при подготовке к
экзаменам.
|