Главная страница
Содержание
 
 
04 Кейсы
1. Индексы цен. Инфляция

Кейс 32

Наблюдение за динамикой цен в России

Общая информация


Инфляция — один из важнейших макроэкономических процессов. 
Для принятия большого количества экономических решений необходимо 
знать прошлый и прогнозировать будущий темп инфляции в стране. 
К примеру, такая информация необходима маркетологам для разработки 
стратегии ценообразования, банкирам для точного установления ставок
по кредитам и вкладам, инвесторам для оценки будущей отдачи от проектов, 
профсоюзам для аргументированной борьбы за повышение заработ­ной
платы, государственным чиновникам для принятия решений об инлексации
пенсий и т. д. и т. п. Снижение темпов инфляции может даже стать важным
фактором в политической борьбе. Таким образом, значение темпа инфляции
как ключевого макроэкономического показателя трудно недооценить.
Наиболее известные из показателей, характеризующих ин­фляцию, — индекс
потребительских цен (далее — ИПЦ) и индекс цен
производителей 
промышленной продукции (далее — ИЦП) публикуются Росстатом
ежемесячно (в докладе «Социально-экономическое положение России» и 
на сайте Росстата в
Internet). Их же, а также множество других показателей
можно найти в статистических сборниках. Вот ряд индексов, которые 
представлены в сборнике «Цены в России, 2006» (М.: Росстат, 2006.):

      потребительских цен;

      цен на рынке жилья;

      цен производителей;

     цен производителей сельхозпродукции и промышленной продукции 
и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями;

      цен строительной продукции;

       тарифов на грузовые перевозки.

Имеется и детализация. Так, например, кроме общего ИПЦ, публикуются 
отдельные данные по субъектам Российской Федерации, для отдельных
видов продовольственных, непродовольственных товара и платных услуг 
населению.

Важно выбрать из большого количества показателей, предлагаемых нашими
статистиками, наиболее подходящие для конкретных целей и правильно их 
интерпретировать. Необходимо также отдавать себе отчет о проблемах, 
которые остаются за рамками официальных публикации.

Методики наблюдения за разными типами цен и формирования итоговых 
показателей могут несколько отличаться в разных случаях1, однако у всех них есть общие черты.

В любом случае первоначально формируется список наиболее важных и 
показательных товаров и услуг (возможно, не только отечественных, но и 
импортных), за ценами на которые производится наблюдение
(в экономической литературе его часто называют «корзиной»). Цены на 
товары и услуги из корзины периодически (для большинства показателей 
ежемесячно) измеряются во всех субъектах Российской Федерации. После
этого строится средневзвешенный обобщающий показатель, базирующийся
на формуле Ласпейреса. К примеру, в случае с ИПЦ он рассчитывается так!

Где ИПЦ10 — показывает, как изменились потребительские цены в период 1 
по сравнению с периодом 0 (который часто называют базовым),
n— общее 
коли­чество товаров и услуг в корзине,
Р1j и P0j средняя цена j-го 
товара/услуги в текущий и базовый период соответственно,
wj — вес,
с которым изменение цен на этот товар/услугу учитывается в общем индексе.

Величина этого веса определяется долей расходов на j-й товар/услугу
среднестатистического потребителя в его суммарных расходах. Для 
опре­деления весов проводятся обследования бюджетов домашних хозяйств,
используются экспертные оценки, данные о структуре розничного 
товаро­оборота, и другие источники. Пересмотр системы весов, используемой
при построении индексов потребительских цен, осуществляется ежегодно. 
На­пример, в 2007 г. использовались следующие веса (см. табл. 1).

Любой из индексов цен может публиковаться в нескольких вариантах:

     к предыдущему периоду (например, цены в марте 2007 г. по сравне­нию
с ценами в феврале 2007 г.);

     к концу прошлого года (например, цены в марте 2007 г. по сравне­нию
с ценами в декабре 2006 г.);

     к аналогичному периоду прошлого года (например, цены в марте 2007 г. 
по сравнению с ценами в марте 2006 г.).

Это связано с тем, что индексы цен делятся на базисные и цепные. Базисный 
индекс сравнивает цены в любой из рассматриваемых перио­дов с одним и
тем же базовым периодом: например, цены в марте, в апре­ле, в мае и т. д.
сравниваются с ценами в декабре прошлого года (в нижеследующих 
примерах цифры вымышленные) (рис. 1).



скачать Кейсы