Главная страница
Содержание
 
 
04 Кейсы
2. Денежный рынок. Кредитно-денежная политика

Кейс 33

Структура денежной массы в России


Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики.
Доля наличности в общей денежной массе в странах с развитыми рыночными 
отношениями не Велика. Так, в США она составляет, в среднем, 6-7%, в
Великобритании доля МО в М2 не превышает 6%, во Франции — 8%, в 
Японии — таблице приводятся данные, характеризующие структуру денежной
массы России (на начало года, млрд руб , до 1998 г. — трлн руб.). В России
денежная масса (в национальном определении) рассчитывается как денежный
агрегат М2 и включает следующие компоненты: наличные деньги в обращении
и безналичные средства (средства на различных счетах до востребования и
срочных счетах, открытых в кредитных организациях в валюте Российской 
Федерации) (табл. 1).

Таблица 1


Источники: Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 
2002.
С. 295. Россия в цифрах, 2005: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2005. С. 320.

 

Вопрос

Рассчитайте долю наличных денег в общей денежной массе России.

Проинтерпретируйте полученные результаты.

§     Что можно сказать об уровне развития финансового рынка и фи­нансовых

инструментов, способных служить средством сохране­ния ценности в условия

высокой инфляции?

§     Насколько высока степень доверия населения банковскому сектору?

§     Почему высокая доля наличных денег в денежной массе страны позволяет 
косвенным образом получить оценку масштабов тене­вой экономики? С чем
это связано?

1 Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. 
Макроэкономика учеб. СПб., 1997. С. 100.

Кейс 34

Учетная ставка


Источник: Бакли Н. Рост процентных ставок в США и Великобритании не по­тряс мировые рынки Ц Финансовые известия. 1995. 7 февр.

«...По утверждению США и Великобритании, увеличение официаль­ных процентных ставок в этих странах было обусловлено необходимо­стью поддержать экономический рост при одновременном сохранении контроля над инфляцией, учитывая появившиеся признаки повышения ее уровня. Финансовые рынки остались спокойными, ожидая повыше­ния ставок в течение нескольких недель...

На прошлой неделе ФРС США поднял учетные ставки — проценты на прямые кредиты коммерческим банкам — с 4,75% до 5,25%. Ставки федеральных фондов — проценты, назначаемые банками при расчетах друг с другом, — выросли на 0,5 процентного пункта, составив 6%. Это седьмой случай повышения процентных ставок в США с 4 февраля 1994 г., когда ставки федеральных фондов находились на рекордно низ­ком уровне в 3%.

Несколько американских банков ответили на это повышение, подняв свои основные ставки ссудного процента с 8,5% до 9%.

По данным ФРС, несмотря на признаки замедления, экономическая ак­тивность продолжает расти «заметными темпами» на фоне продолжения роста использования материальных ресурсов. Предпринятая акция была не­обходима «для ограничения инфляции и поддержания стабильного роста».

В прошлом году рост ВВП в США составил 4,5%, заметно превысив показатель, который экономисты считали сопоставимым со стабильной инфляцией... При этом уровень инфляции в конце 1994 г. составил 2,7%, немного превысив показатель начала года...

Через день после повышения ставок в США министр финансов Вели­кобритании Кеннет Кларк дал указание на повышение базовых процент­ных ставок банков — самой низкой ставки, по которой Центробанк мо­жет ссужать деньги коммерческим банкам, — до 6,75%. Этот шаг был сде­лан менее чем через два месяца после предыдущего повышения этих ставок до 6,25%. ...По словам Кларка, повышение ставок поможет удер­жать инфляцию под контролем, а это является наилучшим способом обеспечения здорового экономического роста...»

Для сравнения: ставка рефинансирования Банка России менялась сле­дующим образом (см. табл. 1).

Кейс 35

Вопросы для обсуждения

1.                   Экономическая загадка. В апреле 1998 г. фирма «ЛАДА инжиниринг» опубликовала в печати рекламу, в которой предлагала покупателям ав­томобили «Волга», «Газель» по ценам «на 25% ниже заводских». При этом другие автомобили: ВАЗ, «Шкода», «Фольксваген», «Вольво», продавались на обычных условиях, т. е. оптовая цена поставщика плюс торговая наценка. Объясните, как такое могло случиться.



скачать Кейсы