02 Рабочая тетрадь
МУ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ
Рабочие
тетради по микро- и макроэкономике
Рабочие
тетради по микроэкономике и макроэкономике представляют собой
методические
материалы для организации самостоятельной подготовки студентов. Работа
с ними
ведется дома, а затем наиболее важные для усвоения курса проблемы по
усмотрению
преподавателя выносятся для общего обсуждения на семинаре. Как правило,
это в
первую очередь относится к подготавливаемым студентами эссе. По мере
надобности
может также проводиться общая проверка тетрадей. Студентам
рекомендуется
обращаться к преподавателю по всем вопросам, вызвавшим затруднения или
несогласие с предлагаемыми в тетрадях решениями.
Каждая
тема состоит из
трех разделов.
1
раздел призван выработать навыки корректного экономического мышления, а
именно:
выделения главных логических элементов темы и установления их
взаимосвязей;
анализа системы используемых доказательств; выявления основных
последствий
рассматриваемых закономерностей. Он содержит контрольные вопросы,
которые
помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания,
нацеленные
на выявление логических взаимосвязей.
2 раздел
предназначен для самоконтроля. Решая предлагаемые задачи и сравнивая
свои
решения с ответами, следует внимательно обдумать причины, по которым
определенный ответ считается правильным. Обратите внимание на то, что
среди
тестов могут встречаться «неправильные», в которых
верным не является ни один
из приведенных вариантов или, наоборот, верны несколько ответов.
Помните, что
ваша работа с тестами не сводится к необходимости угадать верный ответ.
Оставленное свободное место позволяет прокомментировать избранное
решение.
Особенно это важно именно в «сомнительных» случаях
(ни один из предусмотренных
в тесте вариантов ответа не точен, есть несколько верных вариантов и
др.).
3 раздел
является главным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе
из
предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую
работу.
Рекомендуемый размер эссе 1-2 машинописных страницы. Цель написания
эссе
состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно
аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и
объективно
спорные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет
значительную часть
практической работы любого экономиста. Отправным
моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок,
сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на
следующие аспекты
проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не
обязательно, они играют
роль «затравки» или вспомогательной конструкции,
помогающей выкристаллизоваться
вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще
эссе
считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным
произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме,
чем
проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится
свежий
взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих
вопросов
какие-либо ее новые стороны.
Следует
также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан
провокативный
характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как
положительный,
так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом
придерживаться
изложенной в учебнике или на лекции позиции. Это соответствует
сыгравшему
огромную роль в развитии научной мысли приему advocato diabolo («адвокат
дьявола»). В соответствии с ним для достижения
полной уверенности ученый должен попытаться выдвинуть все мыслимые
возражения
против общепринятой точки зрения, то есть как бы дать высказаться
представителю
противной стороны («дьявола»). Только в том случае,
если научная позиция
выдерживает подобную атаку «адвоката дьявола», ее
можно считать надежно
обоснованной. Студент волен, поэтому, выбрать любую точку зрения:
отстаивать
общепринятые взгляды или взять на себя роль «адвоката
дьявола». Важно лишь,
чтобы аргументация в обоих случаях была максимально сильной и
убедительной.
Особое
внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами первичных
навыков
приложения теоретических положений к практике. Поэтому во многих
случаях
студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика
(руководителя фирмы, государственного регулирующего ведомства, банка и
т.п.) и
писать текст как бы от его имени, с учетом его (или его организации)
интересов.
Само
написание эссе предполагает работу в спокойной домашней обстановке,
когда есть
возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу,
сопоставить
знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные
источники
информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально
сжатый
текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.
скачать Рабочие тетради
|