Главная страница
Содержание
 
 

Раздел 3 Международные аспекты ценообразования

Тема 3.1 Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

Мировая цена - цена, отражающая наиболее представительные сделки по данному товару на международном рынке. Представительными считаются наиболее регулярные сделки, проходящие в свободном торгово-политическом режиме и в свободно конвертируемой валюте. Во избежание методических ошибок и разночтений информация о мировых ценах должна быть доступной.
Основные задачи внешнеторговой политики:
1. обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке;
2. защита отечественных производителей;
3. фискальные задачи.
Инструментами реализации внешнеторговой политики являются:
- дифференциация таможенных пошлин;
- использование демпинговых цен;
- введение прямых запретов на ввоз продукции, способной нанести ущерб отечественным производителям и населению;
- государственные субсидии экспортерам.
Главными экономическими рычагами являются дифференциация таможенных пошлин и установление порядка определения таможенной стоимости. Для лучшего усвоения этого вопроса необходимо дать определения некоторых понятий. Если нет информации об абсолютных уровнях цен, искомые ценовые уровни определяют расчетным путем. Для этого используют средние, удельные показатели материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости, рентабельности по отраслям. Данные показатели публикуются в международных статистических сборниках. Учитывая большое разнообразие информации о мировых ценах, необходимо знать хотя бы основные правила ее использования. Не следует ограничиваться локальными ценовыми показателями, Даже оперативными, необходимо анализировать динамические ряды цен. Это повышает корректность и объективность ценовых показателей, особенно если они являются не ценами фактических сделок, а ценами продавцов. Анализ цен за продолжительное время позволяет четче определить ценовой «припуск» продавца и нивелировать спекулятивные колебания цен. Если товар реализуется не на одном рынке, необходимо тщательно сопоставлять цены всех форм организации торговли. Например, многие сырьевые товары реализуются и через биржу и по прямым контрактам (нефть, мазут). В этом случае анализируются и биржевые котировки и справочные цены. В отношении нестандартной продукции, для которой характерны цены предложений, необходимо:
1) принимать в расчет цены предложений не одной фирмы, а хотя бы трех-четырех (международный опыт);
2) следить, чтобы это были ведущие фирмы-производители, а не посредники;
3) выяснить, не являются ли цены, взятые в качестве информации, внутрикорпорационными, трансфертными ценами.
Эти цены призваны не отражать конъюнктуру мирового рынка, а решать внутрикорпорационные задачи. Следует также помнить, что чем меньше регулярность, масштабность сделок и однородность продукции, тем менее корректна ценовая информация, тем большей методической обработки она требует для использования в качестве ориентира. Основные виды мировых цен в зависимости от особенностей рынков различных товаров и источники информации о них. Цены международных бирж (международные биржевые котировки) — цены постоянно действующего оптового рынка массовых, однородных товаров. Биржевые цены рассчитываются и публикуются котировочной комиссией биржи в биржевых бюллетенях, информационными, телеграфными агентствами, а также в массовых периодических изданиях. Биржевые цены распространяются главным образом на сырьевые товары. Справочные цены — цены на товары, реализуемые по каналам внутренней оптовой и международной торговли. Эти цены рассчитываются и публикуются объединениями производителей в периодической печати, а также информационными агентствами и брокерскими фирмами. Справочные цены — это цены продавцов, а не цены фактических сделок. В справочной цене всегда предусматривается запас на уторговывание, что затрудняет использование справочных цен в информационных целях. Эти цены распространяются на сырье, материалы, топливо, химическую продукцию, прокат металлов. Различают справочные цены экспортеров и импортеров. Справочные цены — это оптовые цены. Цены прейскурантов, каталогов, проспектов. Эти цены разрабатываются производителями на базисные виды товаров массового производства. Прейскурантные цены публикуются в отраслевых изданиях. Данная группа цен — цены продавцов. В этом их сходство со справочными ценами, но в отличие от них прейскурантные цены бывают и оптовые и розничные. Прейскурантные цены распространяются на стандартную продукцию широкого пользования, для которой в основном характерны конкурентные рынки, поэтому при разработке прейскурантных цен в первую очередь учитываются цены конкурентов. В силу многочисленности позиций перечня прейскурантных товаров ценовые показатели публикуются с высокой степенью усреднения. Цены предложений разрабатываются на продукцию мелкосерийного и индивидуального производства и сообщаются производителями. С учетом особого характера продукции цены могут публиковаться в рекламных проспектах, бюллетенях, отраслевых периодических изданиях, но могут и вообще не публиковаться, а информация о них высылается только по прямым каналам заказчику. Цены предложений — цены продавцов. При формировании цен предложений в силу специфики товаров в первую очередь учитывается не конъюнктура рынка, а внутрипроизводственные условия. В основу расчета цены могут быть положены затраты на производство продукции, использование параметрических, нормативно-параметрических методов, методов с учетом потребительского эффекта, экспертных методов,. Цены международных товарных аукционов — цены, действующие на специально организованных на определенный срок в заранее обусловленных местах рынках публичной продажи. Эти цены распространяются в основном на продукцию сельского хозяйства, рыболовства, охотоводства, драгоценные камни, произведения искусства, т.е. преимущественно нестандартную продукцию, требующую предварительного осмотра и демонстрации. В отличие от биржевых цен цены аукционов устанавливаются только на наличный товар. Уровень стартовой цены определяется стоимостью реализуемого товара, частотой проведения аукциона (чем больше регулярность, тем меньше амплитуда колебаний стартовой цены), а также предпринимательскими способностями продавца, Уровень цены фактической реализации зависит от конъюнктуры рынка и профессиональных способностей аукциониста (работника, ведущего торги). И стартовая цена и цена фактической реализации сильно зависят от уровня аукциона, его репутации на мировом рынке. Международные аукционы — обычно крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю данным товаром. Они скупают товар у производителей и перепродают его оптовым посредникам. Другой формой организации аукциона являются специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов — продавцов и покупателей. Клиенты в аукционе не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение. Устроители аукционной продажи могут получать вознаграждение как разницу цен покупки и продажи товара или в виде комиссионного процента от стоимости и уровня цены продажи. Цены международных торгов — цены при специализированной форме международной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ. Данный вид цен, часто является объектом вмешательства государства. Ценовая информация аукционов и торгов преимущественно нерегулярная и закрытая. Очень важной ценовой информацией являются цены фактических сделок при заключении прямых международных контрактов. Эти цены наиболее объективно отражают конъюнктуру рынка. Однако свежая информация о них составляет коммерческую тайну. Таможенная стоимость – цена товара, для исчисления таможенной пошлины по ставке тарифа, установленной в процентном отношении к цене. Методы определение таможенной стоимости.
Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Этот метод применяется в отношении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи, имеющими стоимостную основу (расчеты за купленный товар производятся посредством денежных средств). То есть это метод по цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате продавцу. Метод по цене сделки с идентичными товарами (метод 2). При применении метода 2 для определения таможенной стоимости рассматривается цена сделки с ввезенными идентичными товарами, проданными в Российскую Федерацию на тех же коммерческих условиях и в том же количестве, что и оцениваемые товары. Когда такая продажа не выявлена, может быть использована информация о продаже идентичных товаров, которая осуществлялась при одном из следующих трех условий:
а) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разном количестве;
б) продажа на разных коммерческих условиях, но примерно в том же количестве;
в) продажа на разных коммерческих условиях и в разном количестве.
После выявления продажи, удовлетворяющей одному из указанных условий, производится корректировка в отношении, соответственно:
а) лишь количества;
б) лишь коммерческих условий;
в) коммерческих условий и количества.
Условием корректировки вследствие продажи идентичных товаров в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, независимо от того, ведет ли она к увеличению или к уменьшению таможенной стоимости оцениваемых товаров, является наличие документального подтверждения точности корректировки. Цена сделки с идентичными товарами может быть принята в качестве основы для определения таможенной стоимости только в том случае, если на момент определения таможенной стоимости оцениваемых товаров не выявлено препятствий для применения в отношении идентичных товаров метода 1. Метод по цене сделки с однородными ввозимыми товарами (метод 3). Если таможенная стоимость импортируемых товаров не может быть определена на методом 1, ни методом 2, то таможенной стоимостью следует считать стоимость сделки по однородным товарам, экспортируемым в ту же страну в тоже или почти в то же самое время, что и оцениваемые товары. Признаки однородности: качество и наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель. Метод на основе вычитания стоимости (метод 4). При применении метода 4 для определения таможенной стоимости за основу принимается цена единицы товара, по которой товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Для определения наибольшего совокупного количества суммируются все продажи товара по данной цене. Метод сложения стоимости (метод 5). Применение метода 5 требует изучение издержек производства оцениваемых товаров и другой информации, которая должна быть получена за пределами Российской Федерации. В большинстве случаев изготовитель и (или) экспортер товаров находятся вне юрисдикции властей Российской Федерации. В этой связи использование метода на основе сложения стоимости ограничено теми случаями, когда покупатель и продавец взаимозависимы и изготовитель готов предоставить таможенным органам Российской Федерации необходимую информацию об издержках производства. Резервный метод (метод 6). При применении метода 6 таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. В мировой практике в рамках рассматриваемого метода допускаются следующие подходы к определению таможенной стоимости:
- на основе гибкого подхода к условиям применения предыдущих методов определения таможенной стоимости;
- на основе данных нейтральных источников информации, содержащей сведения о ценах, по которым товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров;
- расчетной стоимости, полученной на основе данных, содержащихся в договоре аренды или лизинга, без права последующего выкупа ввозимых товаров;
- иные подходы, которые соответствуют общим принципам определения таможенной стоимости, принятым в международной практике.
Общими принципами определения таможенной стоимости, принятыми в международной практике, являются:
- процедура определения таможенной стоимости должна основываться на справедливой, единообразной и беспристрастной системе, которая предотвращает использование произвольной и фиктивной стоимости;
- основой для определения таможенной стоимости товаров должна быть в максимально возможной степени цена сделки с оцениваемыми товарами;
- таможенная стоимость должна базироваться на данных, совместимых с коммерческой практикой;
- процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой без различий в отношении участников сделки;
- процедура определения таможенной стоимости не должна использоваться для борьбы с демпингом.
Общими требованиями ко всем исходным ценовым данным, применяемым для определения таможенной стоимости по методу 6, являются:
- наличие точного описания товара: коммерческое наименование товара, описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики, которые влияют на стоимость данного вида товара;
- обеспечение максимально возможного подобия товаров, что означает: при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии - товары того же класса или вида;
- определение таможенной стоимости на реальных, обоснованных ценовых данных.

Назад