Раздел 2 Роль государства в системе ценообразования
Тема 2.1 Государственное регулирование рынка и цен
В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:
• согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;
• обеспечение экономической безопасности страны;
• защита отечественного товаропроизводителя;
• защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
• создание условий для нормальной конкуренции;
• государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;
• ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
• поддержание ценовых пропорций.
Методы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
1. Общее замораживание цен
(оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).
2. Установление фиксированных цен и тарифов.
субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены
то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.
4. Установление предельного норматива рентабельности.
В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. Метод имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.
5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.
Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.
6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .
7. Декларирование цен.
По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. С момента регистрации цены субъекты ценообразования обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам превышающим рекомендованные.
Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.
Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.
Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
• Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства.
Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.
• Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.
Государственное воздействие на рыночное равновесие.
Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.
Воздействие на факторы, определяющие предложение включает:
• государственные закупки товаров;
• деблокирование запасов;
• поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;
• расширение импорта;
• кредитную политику;
• налоговую политику;
• политику в области рабочей силы.
Воздействие на спрос:
• пропагандистские компании;
• политика оплаты труда и налогообложение;
• пенсионная политика.
Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование может осуществляться либо посредством прямого контроля за уровнем цен и объемов (фиксированные цены, квоты), либо путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации), либо другими косвенными методами.
Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Некоторые последствия такого вмешательства государства:
Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых «потоварных» налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР и частично заменивший его акциз, введенный в 1992 г.
Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.
Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть «налогового бремени» ложится на покупателей.
Потери потребителей и производителей превысят при введении налога его сумму. Таким образом, одна часть потерь участников рынка балансируется (для общества) налоговыми поступлениями в бюджет, другая их часть не балансируется ничем. Эта часть будет являться чистыми потерями и для участников рынка, и для общества от введения потоварного налога, перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.
Государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций
Дотация — это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Нетоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.
Введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то, что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.
Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Однако общая сумма дотации превышает прирост суммарного излишка. Эта величина представляет собой чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом
Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более «грубые» методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены. Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае это приведет к избытку продукции, во втором — к дефициту. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.
Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдение занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.
К продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относятся:
• газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами акционерных обществ "Газпром", "Якутгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
• электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
• продукция оборонного назначения;
• алмазное сырье, драгоценные камни;
• протезно-ортопедические изделия;
• перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
• перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
• погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;
• отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
• водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
• спирт этиловый.
Органами исполнительной власти субъектов федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции:
• газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
• газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
• электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
• топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
• перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
• оплата населением жилья и коммунальных услуг;
• услуги систем водоснабжения и канализации;
• торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на следующие виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций:
• наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
• торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
• перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;
• перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
• перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
• услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях, а также некоторые другие виды услуг.
Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
Санкции за нарушение дисциплины цен.
Нарушение порядка применения цен и тарифов — это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.
К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
- завышение регулируемых государством цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и
тарифов;
- завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредоставление установленных скидок;
- применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке;
- завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня и т.д.
Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов; принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.
Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.
Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую информацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные органами, осуществляющими контроль за соблюдением порядка применения цен, не подлежат разглашению.
При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции.
Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случае невозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в перерасчете на объем реализованной продукции.
По итогам проверки составляются акты проверки, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде.
В законе «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба наделяется правом отменять необоснованные тарифы. Понятийный аппарат в законе существенно обновлен. Так, доминирующей на рынке признается компания, доля товара которой на рынке превышает 50%, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет обратное. Доминирующим считается положение каждой из 3 компаний, если их доли на рынке превышают 50% (кроме случая, когда доля хотя бы одной из них менее 5%), каждой из 5 компаний, "захвативших" более 70% рынка.
Доминирующим признается положение субъекта естественной монополии.
Однако вопреки мировой практике ФАС решила отказаться от уголовных наказаний, введя взамен довольно жесткие оборотные штрафы:
- до 2% от оборота - за доминирование;
- от 1 до 4% - за согласованные действия (картельный сговор).
Федеральная служба по тарифам находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Основными функциями Федеральной службы по тарифам являются:
а) определение (установление) цен (тарифов) и осуществление
контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и
применением цен (тарифов):
в электроэнергетике;
в газовой отрасли;
в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
на железнодорожном транспорте;
в сфере услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;
в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи;
в отношении продукции ядерно-топливного цикла;
в отношении продукции оборонного назначения;
в отношении водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, производимой на территории Российской Федерации или ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации;
в отношении этилового спирта из пищевого сырья, производимого на территории Российской Федерации;
б) рассмотрение разногласий, возникающих между органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов, организациями,
осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями.
Трансфертные цены - это цены, по которым производится продажа товаров в рамках транснациональной корпорации, совместного предприятия или между подразделениями в разных странах.
Трансфертное ценообразование (transfer pricing) - варьирование контрактной ценой при сделках между связанными между собой компаниями по отношению к ее рыночным значениям. Применяется для перераспределения общей прибыли в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции. Это - наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования. Основная цель внутрикорпоративного ценообразования - минимизация налогообложения.
Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).
Цели трансфертного ценообразования
1) Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.
2) Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого.
3) Система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.
Трансфертное ценообразование существует там, где имеют место трансферты товаров и услуг внутри одной организационной единицы. Таким образом, наличие внутриорганизационной коммерческой деятельности (или внутренней торговли) является предпосылкой построения системы трансфертного ценообразования.
В России налогообложение при трансфертном ценообразовании регулируется статьями 20 и 40 Налогового кодекса. Согласно действующей редакции этих норм взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности:
А. Непосредственное и (или) косвенное участие одной организации в другой организации, если суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов (правильнее было бы говорить не о доле участия в другой организации, а о доле участия в уставном (складочном) капитале другой организации).
Б. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.
Исходя из смысла указанной нормы следует, что речь идет о физических лицах, которые состоят в трудовых отношениях, регулируемых Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), поскольку речь идет о должностном положении.
В. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.
Аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно п. 2 ст. 40 НК РФ при осуществлении контроля за правильностью исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения налогоплательщиком цен лишь:
— по сделкам между взаимозависимыми лицами;
— по товарообменным операциям;
— по внешнеторговым сделкам;
— при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ цена является рыночной, если:
1) товары обладают одинаковыми или сходными характеристиками;
2) сделки совершены в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях;
3) сделки совершены в сфере свободного обращения соответствующих товаров, то есть в рыночных условиях.
По смыслу п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ для определения рыночной цены могут быть использованы три метода:
1) метод идентичных (однородных) товаров (услуг);
2) метод цены последующей реализации;
3) затратный метод.
Назад
|