Главная страница
Содержание
 
 

Практическое занятие №3

Тема занятия: «Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России»

Семинар-поиск

По  методу обучения: семинар - заслушивание, обсуждение докладов, сообщений.
На занятии используются материалы, полученные студентами при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по рабочей тетради (словарь основных терминов и понятий по наличному и безналичному обращению, развернутые характеристики основных теорий денег, основных теорий инфляции, сводная таблица основных методов денежно-кредитного регулирования экономики на текущий год).
Цель семинара: определить экономическую природу инфляции, причины ее возникновения, особенности российской инфляции и найти наиболее эффективные пути ее регулирования.
Структура семинара:
1.        Рассмотрение воспроизводственного процесса с точки зрения товарно-денежной сбалансированности :
А) как достигалась данная сбалансированность при металлической денежной системе и бумажных-деньгах, основанных на золотом стандарте
Б) как на эту сбалансированность повлиял научно-технический, инновационный процесс
Поиск необходимо вести в трех аспектах: ценообразование, денежное обращение и организационно-технологические условия производства.
2.        Рассмотрение инфляционного процесса с позиции связи между массой денег и уровнем цен. То есть изучение эволюции количественной теории денег (Д. Юм, И. Фишер), определение природы цены К. Марксом,
противостояние «денежной» и «банковской» школ по вопросу первичности
влияния друг на друга цен и денежной массы.
Сравнение инфляционных и неинфляционных факторов роста цен.
3. Рассмотрение основных теоретических взглядов на инфляцию (М. Фридмен, Дж. Кейнс и др.), типов инфляции (инфляция спроса и инфляция издержек), спирали «зарплата - цены».
4. Исследование экономической природы и особенностей российской инфляции:
- инфляция в дореволюционной России;
Преподаватель может рекомендовать подготовить краткий исторический обзор на примере русских ассигнаций и др.
-длительный период скрытой инфляции в советский период (рост сбережений при усилении товарного дефицита);
-использование     инфляции   государством      для    ценового перераспределения ресурсов в послевоенные годы и для проведения экономических реформ в 90-е годы;
-монетарные приемы регулирования инфляции и основные ошибки; 
-инфляция и эмиссия, их взаимосвязь и противоречия, коэффициент монетизации;
-импортируемый характер инфляции.
5.        Основные направления антиинфляционной политики в России
-инвестиции в основной капитал;
- таргетирование инфляции;
-реформирование бюджетной системы на всех уровнях;
-реструктуризация банковской системы, качественно новый уровень кредитования хозяйствующих субъектов;
-использование фондового рынка для привлечения ресурсов населения и предприятий в экономику;
-эффективная валютная стратегия для предотвращения «бегства» капиталов за рубеж и внутреннего «бегства» от рубля к доллару, решение проблемы внешнего государственного долга.
Определение     основной      цели      антиинфляционной      политики - государственное   регулирование   экономики   в   сочетании   с   рыночными регулирующими механизмами (сочетание ортодоксальных и гетеродоксных методов).
Преподаватель может рекомендовать студентам разделиться на группы по каждому направлению антиинфляционной политики и на основе аналитических статей из журналов  «ЭиЖ», «Финанс.», «Деньги  и кредит» составить свои «прогнозы-рекомендации» по осуществлению антиинфляционной политики в России с использованием полученных знаний по экономической теории.
6.        Рассмотрение опыта денежных реформ по стабилизации денежного обращения.
Преподаватель рекомендует отдельным студентам подготовить краткие доклады в форме «мини-лекций» (выделение причин, особенностей, преимуществ и недостатков) по основным денежным реформам дореволюционной и современной России.
Таким образом, семинар-поиск позволяет студентам на основе ранее изученного материала о природе и функциях денег в сочетании с полученными знаниями но экономической теории, осуществить «аналитический поиск» не только сущности и причин возникновения инфляции, но и наиболее эффективных направлений регулирования и использования данного экономического явления.
На основе изучения различных мнений в специальной литературе у студентов вырабатывается критический способ мышления и формируются собственные взгляды на данную проблему, стимулируется стремление искать «факты и цифры» в подтверждение или опровержение конкретных положений.