Практическое занятие №1
Тема занятия: «Сущность, функции и виды денег, их роль в рыночной экономике»
Семинар-исследование
По методу обучения: семинар - заслушивание, обсуждение докладов, сообщений. На занятии используются материалы, полученные студентами при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по рабочей тетради (исторические справки о векселе, русских ассигнациях, пластиковых картах, кроссворды, «реклама» пластиковых карт).
Цель семинара: выяснить причины появления денег, определить основные этапы их эволюции, рассмотреть виды денег, исследовать сущность денег через их функции.
Структура семинара:
1.Исследование вещи как товара, определение его свойств через рассмотрение процесса обмена на всех стадиях развития последнего. Подробное рассмотрение денежного товара и его свойств, их особенностей. Определение денег как экономической категории.
2.Рассмотрение видов денег:
а) действительных - на примере исторической эволюции монет;
б)знаков стоимости (заместителей действительных денег);
-бумажных денег - на примере русских ассигнаций
-кредитных денег - векселей, банкнот, чеков, пластиковых карт.
Преподаватель может рекомендовать студентам подготовить краткие сообщения о различных видах денег в форме исторических справок с последующим развернутым обсуждением всей группой.
Цель - выяснить основные отличия действительных денег от знаков стоимости, определить роль различных видов денег в современной экономике.
3. Определение сущности денег через их функции, выяснение
особенностей этих функций в современных условиях
а) функция денег как мера стоимости - отправной точкой исследования
является общественно необходимый труд, который заключен во всех товарах
и который делает соизмеримыми разные товары.
Затем рассматривается цепа как денежное выражение стоимости товара, ее виды и функции.
Преподаватель может рекомендовать студентам опираться на знания, полученные по дисциплине «Экономическая теория» - вопросы цены в трудовой теории стоимости К. Маркса , в теории пропорциональности Д. Рикардо, в нетрудовых теориях стоимости А. Маршалла (микроэкономика) и Дж. Кейнса (макроэкономика), современные теории цены Дж. Б. Кларка, И. Шумпетера и т.д.
б) функция денег как средства обращения - основой исследования
является роль денег в качестве посредника в товарном обмене .
Необходимо определить сущность и виды эмиссии, более широко раскрыть использование кредитных денег в обращении - рассмотреть практическое использование векселя, пластиковых карт в российской экономике.
На данном этапе осуществляется первоначальное знакомство с законодательной базой и области наличного и безналичного денежного обращения.
в) функция денег как средства накопления и сбережения - необходимо
выяснить роль этой функции для инвестиционного процесса, без которого
невозможно осуществление расширенного воспроизводства и от которого
зависит весь общественный прогресс.
Студенты исследуют процесс создания ВВП, национального дохода через призму всех форм денежных накоплений, их перераспределения через инвестиционный механизм. А также выясняют понятие ликвидности накоплений и ее значения для указанного процесса.
г) функция денег как средства платежа - отправной точкой исследования является возможность купли-продажи товаров в кредит.
Студенты раскрывают понятие электронных денег на примере межбанковских электронных сетей, интернет-банкинга и т.д.
Преподаватель может рекомендовать использование знаний по экономической информатике. Кроме того, нужно затронуть проблему неплатежей, кредиторской и дебиторской задолженности в российской экономике, причины возникновения и возможные пути решения. То есть студенты должны впервые осмыслить роль денег в расчетах между хозяйствующими субъектами, между ними и государством и влияние данного процесса на состояние всей экономики.
д) функция мировых денег - основой исследования является поиск-
ответа на вопрос «что является мировыми деньгами в современных условиях
развития мирового сообщества ?».
Необходимо проследить эволюцию роли золота в качестве мировых денег, рассмотреть позиции доллара, евро, СДР » мировом хозяйстве.
Исследование осуществляется па основе изучения развития мировой валютной системы.
Преподаватель может рекомендовать студентам подготовить краткие обзоры на основе аналитических материалов из «Финансовой России», «Экономики и Жизни», статей из «МЭ и МО» и т.д., для выяснения указанных вопросов.
Таким образом, семинар - исследование построен по принципу вовлечения всех студентов в процесс поиска ответов на поставленные вопросы, а не только докладчиков.
Каждому студенту преподаватель рекомендует составить в ходе подготовки семинара «анкету» по каждой обсуждаемой проблеме. Это позволит лучше осознать существо вопроса самому студенту, т.к. он будет стремиться самостоятельно найти ответы, а также это позволит ему активно участвовать в развернутой беседе при обсуждении проблем всей группой. |