Главная страница
Содержание
 
 
Скачать архив

Практическое занятие №1

Тема занятия: «Сущность, функции и виды денег, их роль в рыночной экономике»

Семинар-исследование

 

      По методу обучения: семинар - заслушивание, обсуждение докладов, сообщений. На    занятии используются    материалы,    полученные   студентами    при выполнении    самостоятельной    внеаудиторной    работы по рабочей тетради  (исторические справки о векселе, русских ассигнациях, пластиковых картах, кроссворды, «реклама» пластиковых карт).
      Цель   семинара:      выяснить   причины   появления   денег,   определить основные   этапы   их   эволюции,   рассмотреть   виды   денег,    исследовать сущность денег через их функции.
      Структура семинара:
      1.Исследование вещи как товара, определение его свойств через рассмотрение процесса обмена на всех стадиях развития последнего. Подробное рассмотрение денежного товара и его свойств, их особенностей. Определение денег как экономической категории.
      2.Рассмотрение видов денег:
      а) действительных - на примере исторической эволюции монет;
      б)знаков стоимости (заместителей действительных денег);
-бумажных денег - на примере русских ассигнаций
-кредитных денег - векселей, банкнот, чеков, пластиковых карт.
      Преподаватель  может  рекомендовать  студентам   подготовить  краткие сообщения   о  различных   видах  денег   в   форме   исторических   справок  с последующим развернутым обсуждением всей группой.
      Цель - выяснить основные отличия действительных денег от знаков стоимости, определить роль различных видов денег в современной экономике.
      3. Определение сущности денег через их функции, выяснение
особенностей этих функций в современных условиях
а)        функция денег как мера стоимости - отправной точкой исследования
является общественно необходимый труд, который заключен во всех товарах
и который делает соизмеримыми разные товары.
      Затем рассматривается цепа как денежное выражение стоимости товара, ее виды и функции.
      Преподаватель может рекомендовать студентам опираться на знания, полученные по дисциплине «Экономическая теория» - вопросы цены в трудовой теории стоимости К. Маркса , в теории пропорциональности Д.  Рикардо, в нетрудовых теориях стоимости А. Маршалла (микроэкономика) и Дж. Кейнса (макроэкономика), современные теории цены Дж. Б. Кларка, И. Шумпетера и т.д.
б)        функция денег как средства обращения - основой исследования
является роль денег в качестве посредника в товарном обмене .
      Необходимо определить сущность и виды эмиссии, более широко раскрыть использование кредитных денег в обращении - рассмотреть практическое использование векселя, пластиковых карт в российской экономике.
      На данном этапе осуществляется первоначальное знакомство с законодательной базой и области наличного и безналичного денежного обращения.
в)        функция денег как средства накопления и сбережения - необходимо
выяснить роль этой функции для инвестиционного процесса, без которого
невозможно осуществление расширенного воспроизводства и от которого
зависит весь общественный прогресс.
      Студенты исследуют процесс создания ВВП, национального дохода через призму всех форм денежных накоплений, их перераспределения через инвестиционный механизм. А также выясняют понятие ликвидности накоплений и ее значения для указанного процесса.
г)        функция денег как средства платежа - отправной точкой исследования является возможность купли-продажи товаров в кредит.
       Студенты раскрывают понятие электронных денег на примере межбанковских электронных сетей, интернет-банкинга и т.д.
       Преподаватель может рекомендовать использование знаний по экономической информатике. Кроме того, нужно затронуть проблему неплатежей, кредиторской и дебиторской задолженности в российской экономике, причины возникновения и возможные пути решения. То есть студенты должны впервые осмыслить роль денег в расчетах между хозяйствующими субъектами, между ними и государством и влияние данного процесса на состояние всей экономики.
д)        функция мировых денег - основой исследования является поиск-
ответа на вопрос «что является мировыми деньгами в современных условиях
развития мирового сообщества ?».
      Необходимо проследить эволюцию роли золота в качестве мировых денег, рассмотреть позиции доллара, евро, СДР » мировом хозяйстве.
Исследование осуществляется па основе изучения развития мировой валютной системы.
      Преподаватель может рекомендовать студентам подготовить краткие обзоры на основе аналитических материалов из «Финансовой России», «Экономики и Жизни», статей из «МЭ и МО» и т.д., для выяснения указанных вопросов.
Таким образом, семинар - исследование построен по принципу вовлечения всех студентов в процесс поиска ответов на поставленные вопросы, а не только докладчиков.
      Каждому студенту преподаватель рекомендует составить в ходе подготовки семинара «анкету» по каждой обсуждаемой проблеме. Это позволит лучше осознать существо вопроса самому студенту, т.к. он будет стремиться самостоятельно найти ответы, а также это позволит ему активно участвовать в развернутой беседе при обсуждении проблем всей группой.