1. ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Взаимосвязь плана и рынка

Под планированием подразумевается система методов исследования и прогнозирования (научного предвидения). Главная цель планирования - разработка плана, превращение его в основной рычаг воздействия, стимулирования и оценки деятельности всех экономических субъектов.

Под планом понимается результат планирования как деятельности, который используется для прямого экономического воздействия (директивная сила плана) или как основа проведения политики для достижения конкретных целей.

Планирование как деятельность - это, прежде всего, применение определенных методов исследования, моделирования, балансирования, оптимизации, анализа.

Планирование - это процесс, опирающийся на определенное понимание реалий формирования образца будущего в сознании субъекта, и потому - обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие успеха во всем. Каждый профессионал планирует свою деятельность, работу.
Планирование - это важный элемент деятельности менеджмента. Процесс планирования охватывает 5 этапов.

1-й этап - прогнозирование. Это работа, которую выполняет менеджер, пытаясь заглянуть в будущее. Сюда входит систематический ана­лиз определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска, вырабатывается обоснованный подход по всем планам. В прогнозировании используются три измерения:
-время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?);
- направление (каковы тенденции будущего?);
- величина (как велики будут перемены?);

2-й этап - выяснение и выбор вариантов развития. В практике управления редки ситуации, требующие единственного подхода. Поэтому менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, сравнительно оценить их с точки зрения "выходной" доходности и позиции требуемых ресурсов, а, в конечном счете - выбрать наиболее подходящий вариант.

На 3-м этапе формулируются цели. При этом на всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где это необходимо, где они облегчают процесс принятия решений).

4-й этап – разработка программы действий и соответствие графика работ. Программа – это намеченная серия предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Составление программы начинается с анализа тех или иных задач («для достижения цели я обязан решить такие-то задачи»), причем следует избегать чрезмерных деталей; подробности отрабатываются позднее (и передаются, как правило, линейным менеджерам). Важное условие получения действенной программы – установление очередности выполнения указанных задач. Некоторые из них должны получить временной приоритет в финансировании. Здесь исходная точка проработки графика – временная последовательность программы. Первый шаг – это выявление объема наличного времени (т.е. времени, которым располагает менеджер). Последующие шаги включают определение продолжительности каждого этапа,

5 этап – формирование бюджета, который очень важен, так как включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов, в первую очередь, финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества менеджмента.

Эффективное планирование должно начинаться сверху. Планы могут быть скоординированы, если все согласовано на уровне высшего руководства. Однако необходимо также привлекать управленческий персонал более низких уровней, без чего любые, даже самые четкие директивы окажутся явно недостаточными. Ценность планирования в наличии систематического подхода к решению проблем, в предупреждении трудностей, в выявлении и использовании долговременных возможностей.

Для планирования нужна надежная информация. Планирование и сбор информации тесно связаны между собой. Сравнение фактических результатов с планами прошлых лет часто служит основой для разработки планов на следующий год. Без учета таких результатов любые планы бесполезны. С этой точки зрения выполнение планов нужно постоянно контролировать и если требуется – пересматривать и корректировать.
В планировании весьма существенны психологические факторы. Когда планы намечены и появились первые стратегические установки, изменяющие привычную среду обитания, особую значимость приобретают контакты между управляющими различного уровня, между руководством предприятия и членами трудового коллектива.

Цель плана – выполнение поставленных задач. Для этого в самом плане важно предусмотреть особый механизм адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Этот механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов. Например, если долгосрочный план предусматривает сокращение объемов производства в подразделении, то в краткосрочном плане следует предусмотреть достижение максимальной активности иным способом.

Суть планирования не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и применения средств их реального достижения.

Научные прогнозы – обязательные атрибуты перспективного средне – и долгосрочного планирования. В системе научного планирования имеют место производственно-технические, социальные и экономические прогнозы. Они взаимосвязаны. Научно обоснованным считается такой перспективный план, в котором с наибольшей достоверностью прогнозируется рост общественных потребностей и структурные изменения в производстве в предстоящем периоде. Для повышения уровня обоснованности перспективных планов требуется увязка научного прогнозирования, программно-целевого планирования и применения экономико-математических методов.

В условиях рыночной экономики прогноз дает возможность не только определять перспективу изменения общественных потребностей (социальных и материальных), но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики.

Как показала практика ряда стран, только с помощью планирования нельзя создать эффективную экономику, если ослаблено воздействие экономических рычагов рынка на производство и его структуру. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, в свою очередь, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования.

Кто не умеет торговать, тот и не умеет производить продукцию, удовлетворяющую запросы потребителя. В процессе научно обоснованного планирования учитываются потребности рынка, намечаются пути и средстве для его расширения и проведения в соответствии с платежеспособным спросом. В то же время рынок дает ориентиры плану, воздействует на изменение темпов и пропорций экономического роста. Чтобы создать сбалансированный рынок, отвечающий потребностям и интересам трудящихся, надо:
во-первых, в планово-организационном порядке подготовить условия и реальные предпосылки в сфере производства товаров для развития рынка;
во-вторых, усилить воздействие рынка на производство, перестроить оптовую и розничную торговлю, экономическими методами поддерживать устойчивую сбалансированность производства товаров с ростом платежеспособного спроса;
в-третьих, не основе стратегического планирования определять структурные сдвиги в народном хозяйстве под влиянием НТП и изменения спроса.
Важное значение имеют повышение роли финансово-кредитного механизма в регулировании роста платежеспособного спроса на товары и создание материально-технических и организационных предпосылок для сбалансированного роста производства товаров и увеличения платежеспособного спроса. Прогрессивная конкуренция рационально сочетается с концентрацией и централизацией производства, созданием объединений различного типа (концерны, ассоциации и г.д.).

1. 2. Характерные черты планирования в условиях рынка

Стихийный рынок не является эффективным, так как элементы системы затрачивают много времени на поиски связей между собой. Кроме того, полное соответствие между спросом и предложением выступает как одномоментный акт, а разрыв между ними (деловая флуктуация) может достигать существенных размеров. Вследствие этого рыночная экономика развивается по так называемым циклам деловой активности:

    1. дно экономического цикла;
    2. расширение производства;
    3. пик и спад деловой активности.

Общество стремится к тому, чтобы глубина деловых флуктуаций была минимальна, а длина стадии расширения производства максимальна. Для этого вводятся элементы регулирования рынка, строится специальный механизм по его комплексному обслуживанию – рыночная инфраструктура. В рыночной экономике функционируют несколько специфических рыночных структур, важнейшие из которых: коммерческие банки; страховые компании; аудиторские организации; биржи; маркетинговые, инжиниринговые, брокерские и другие фирмы.

Развитая рыночная инфраструктура повышает эффективность экономики, стабилизирует ее деятельность, снижая степень неопределенности при принятии хозяйственных решений. Поэтому все актуальнее становится задача формирования рыночных структур как противовес, замена элементов командно-административной системы, позволяющей смягчить удары радикальных преобразований народного хозяйства.

Элементом рыночной инфраструктуры становится также государственно-экономическое регулирование. Имея свой бюджет, государство может оказывать существенное влияние на экономическую жизнь страны:

    1. регулировать расширенное воспроизводство, сокращая или повышая налоги;
    2. влиять на создание рабочих мест;
    3. поддерживать производство товаров и т.д.

Участвует государство и в системе ценообразования. Например, в Японии 1/5 часть цен регулируется непосредственно правительством. То есть современный рынок развития стран является регулируемым.
Планирование является неотъемлемой частью регулируемого рынка и ни как не противоречит принципам его функционирования. Правда оно отличается от директивного планирования командно-административной экономики и наполняется новым содержанием.

Во-первых, в условиях рыночных отношений планирование выступает не обязательным, а необходимым, дополняющим другие элементы рыночной экономики, инструментом управления хозяйством. В связи с этим отсутствует необходимость в «сквозной» системе планирования, объединяющей все уровни хозяйства в единую, жестко заданную систему; каждый уровень хозяйства имеет свою систему планирования, определяемую сферой влияния и ответственности того или иного органа управления. Можно выделить три блока планирования: предприятие; территория; страна в целом. Эти блоки взаимосвязаны между собой, но не несут друг для друга директивного характера.

Во-вторых, главным и основным звеном становится предприятие, где его роль повышается и принимает новое качественное содержание. Сейчас руководство предприятия само ответственно за планирование организации работы, снабжение предприятия сырьем, а главное, реализацию готовой продукции, Более важным становится не только текущее, но и перспективное планирование, определяющее стратегическое направление развития предприятия и долгосрочное распределение средств. Планирование деятельности предприятия осуществляется самостоятельно.

В-третьих, в условиях рыночной экономики изменяется система показателей, по которым осуществляется планирование. Повышается роль таких показателей, как прибыль, затраты на производство (себестоимость). Появляются новые показатели: норма прибыли на весь капитал (или на объем продаж), наличность (свободные средства), предел чистого дохода, ликвидность и др. Вместо валовой, товарной, реализованной продукции применяется показатель «объем продаж».

При переходе от директивно управляемой экономики к рынку меняется само назначение планирования. Если в директивно управляемой экономике план выступает как совокупность командно-распорядительных решений, обязательных для всех хозяйствующих субъектов (план-закон), то в рыночной экономике план приобретает индикативный характер и перестает подчинять себе весь процесс управления. Из инструмента оперативного управления он превращается в инструмент принятия стратегических решений (понятие стратегическое связано не с долгосрочностью принимаемых решений, а с их целевым характером). План становится основой для выработки рациональной экономической политики, отражающей стратегию.

1. 3. Формирование рыночных отношений на предприятиях

Регулирование рыночных отношений предполагает не отмену централизованного планирования, а его преобразование в индикативную систему регулирования через финансово-кредитные рычаги, налоговую систему и другое. Изучение и прогнозирование рынка – органическая часть системы планирования управления экономическими связями, зависящими от особенностей производимых товаров, характера деятельности предприятия, размеров производства и др. Наиболее типичные направления комплексных научных исследований рынка:
а) изучение рынка – определение его емкости, динамики, степени конкуренции, уровня монополизации, географических особенностей, конъюнктуры, тенденций развития рынка в перспективе;
б) изучение покупателей – определение побудительных мотивов при выборе данного и конкурирующего товаре, факторов формирования потребительских предпочтений, определение реальных потребителей товара;
в) изучение сбытовой деятельности – анализ эффективности сбытовых мероприятий, причины ее роста, оценка коммерческой деятельности предприятия по формированию опроса и стимулированию сбыта, оценка влияния активность сбыта таких факторов, как ценовая политике, качество сервиса и др.;
г) изучение товара – анализ конкурентоспособности на рынке изделий, их соответствия требованиям покупателей.

Новые организационные хозрасчетные структуры в системе рыночных отношений представлены на схеме (рис. 1). Здесь видим процесс взаимодействий на рынке, когда предприятию представлена полная свобода и оно никому не подчинено. В этом случае финансовые органы будут устанавливать размеры платежей в бюджет, органы статистики – собирать отчетность, плановые органы – разрабатывать систему пропорций народного


Рис. 1. Новые организационные хозрасчетные структуры в системе рыночных отношений

хозяйства, которые лягут в основу определения резервов платежей в бюджет.
Коммандитные товарищества включают как участников, несущих ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (солидарная ответственность), так и участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имущество товарищества (вкладчик). Вкладчик вступает путём внесения денежных или материальных вкладов, либо приобретения акций, выпущенных товариществом.

Задачи планирования:
1. Комплексное решение экономических и социальных проблем.
2. Концентрация сил и ресурсов на  выполнение важнейших задач.
3. Ускорение реализации научно-технических мероприятий, направленных на улучшение экономических показателей.
4. Рациональное использование основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранение потерь производства.
5. Повышение эффективности капвложений в производстве.

Функции планирования:
1. Выявление и определение общественной потребности, необходимых и возможных ресурсов и на основe этого разработка программы производства продукции, обеспечивающей общественную потребность.
2. Обеспечение высокой эффективности общественного производства.
3. Обеспечение пропорционального развития предприятия.
Требования, предъявляемые к планированию:

    1. обеспечение выполнения заданий по объему продаж, выполнение поставок по номенклатуре в срок;
    2. повышение производительности труда;
    3. обеспечение ритмичного материально-технического снабжения производства;
    4. обеспечение условий для проявления самостоятельной творческой активности трудовых коллективов и их руководителей во всех сферах производственной и социальной деятельности предприятий;
    5. создание условий, стимулирующих принятие коллективом напряженных плановых заданий и их успешного выполнения.

1.4. Принципы планирования

1. Централизация и самостоятельность предприятий предусматривает расширение их прав. Необходима централизация проведения государственной технической политики. Централизация на предприятии проявляется в том, что работники заводоуправления выдают задания цехам, которые находят свои методы, способы решения задач производственно-хозяйственной деятельности.

2. Научный характер плана. Принцип научности предполагает использовать при планировании результаты анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий, наиболее эффективное использование ресурсов. Научный характер плана предусматривает изучение и учет технических и социально-экономических особенностей предприятия с целью удовлетворения растущих потребностей общественного производства. Важное значение имеет научное обоснование плана технического развития. От степени научного обоснования роста производительности труда, снижения себестоимости в результате реализации технических мероприятий находится в непосредственной зависимости научный уровень других разделов плана предприятия, например, по труду, себестоимости, прибыли.
Научный уровень планирования во многом зависит от степени совершенствования системы показателей, которая должна обеспечить взаимосвязь разных планов, оценить качество разработки планов, наличие натуральных и стоимостных нормативов затрат и результатов. Нормативы позволят выбрать мероприятия, обеспечивающие достижение плановых экономических показателей.

3. Формирование единой системы планов социально-экономического развития предприятия, которая предполагает взаимную увязку всех видов плана по конечным результатам. Важное значение имеет формирование долгосрочного плана, который учитывает весь цикл работ, начиная от научных исследований и кончая внедрением.
Особенности разработки долгосрочного плана:

    1. характеризует стратегию развития производства;
    2. разрабатывается в рамках менее жестких ограничений по ресурсам;
    3. нормативный подход к формированию основных показателей плана;
    4. усиление роли предплановых разработок (прогнозов);
    5. наличие программно-целевого характера долгосрочного плана;
    6. увязка целей с ресурсами.

Следует иметь в виду, что определяющим фактором развития выступают не столько наличные ресурсы, сколько комплексные программы, позволяющие изменить объем, состав и направления использования этих ресурсов (рис. 2).

4. Планомерное воздействие не ускорение НТП, социально-экономическое  развитие  предприятий.

5. Комплексность планирования – рассмотрение производства как единой системы, а каждого объекта планирования – одновременно как систему и как элемент более общей системы. Комплексность предполагает обеспечение единства в решении социально-экономических и научно-технических задач.

6. Принцип выделения ведущих звеньев (цех, участки).

7, Пропорциональность в развитии производства, которая должна обеспечиваться при составлении плана предприятия. Выполнение требований этого принципа требует применение балансовых методов в планировании.

8. Эффективность производства – достижение наибольших результатов при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.


Вопросы для самоконтроля:

1. Какие Вы знаете этапы процесса планирования?
2. Особенности планирования в условиях рыночной экономики.
3. Какие Вы знаете направления комплексных научных исследований рынка?
4. Задачи планирования.
5. Принципы планирования.