12.4. Схемы, применяемые на высшем и среднем напряжениях


На высшем и среднем напряжениях применяются схемы с одиночной и двойной системами сборных шин (рис. 12.10)

Эта схема применяется в сочетании с обходной системой сборных шин, позволяющей производить поочередный ремонт выключателей без отключения присоединений путём замены ремонтируемого выключателя обходным выключателем (ОВ).
Вывод в ремонт выключателя присоединения производится в следующей последовательности:
• включаются оба разъединителя ОВ;
• включается ОВ и тем самым подаётся напряжение на обходную систему шин. Наличие напряжения на обходной системе шин свидетельствует об исправности ОВ;
• отключается ОВ;
• включается шинный разъединитель обходной системы шин ремонтируемого присоединения;
• включается ОВ;
• отключается выключатель ремонтируемого присоединения;
• отключается шинный и выходной разъединители ремонтируемого присоединения.
Теперь присоединение, выключатель которого выведен в ремонт, будет подключено к рабочей секции через ОВ. По окончании ремонта в обратной последовательности восстанавливается исходная схема питания.
Аналогичные операции необходимо произвести при выводе в ремонт выключателя присоединения и в схеме с двойной системой сборных шин с обходной системой шин.
Следует заметить, что обходная система шин и ОВ в РУ генераторного напряжения не применяется.
В приведенных схемах каждое из присоединений подключается к сборным шинам через один выключатель.
На практике используют схему, в которой присоединение подключается к сборным шинам через развилку из двух выключателей (рис. 12.11). Наличие двух выключателей позволяет производить поочерёдный их ремонт без отключения присоединения (для этого необходимо отключить только ремонтируемый выключатель и его разъединители). Данная схема является самой дорогостоящей, так как требует двойного комплекта оборудования (выключателей).

Капитальные вложения в схему с двумя выключателями на присоединение можно уменьшить, сохранив все её основные преимущества, если через три выключателя к двум сборным шинам подключить два присоединения (схема 3/2, или полуторная, рис. 12.12).

В данной схеме отключение присоединения производится двумя выключателями, что даёт возможность производить их поочерёдный ремонт. Однако в случае аварийного отключения одного из присоединений смежное присоединение оказывается подключённым только к одной системе сборных шин через один выключатель. Попарное подключение к трём выключателям источников энергии и линий электропередачи позволяет продолжать электроснабжение потребителей даже в случае отключения обеих систем сборных шин. Аналогичными свойствами обладает и схема с двойной системой сборных шин с четырьмя выключателями на три присоединения. В РУ ВН также используются схемы, получившие название многоугольников (рис. 12.13).

В этих схемах, каждое присоединение подключается к узлу через два выключателя, что даёт возможность производить их поочерёдный ремонт без отключения присоединения. В схемах многоугольников число выключателей равно числу присоединений, поэтому такие схемы значительно дешевле. На практике схемы с числом углов более шести не применяются. Это обусловлено тем, что с ростом числа углов увеличивается время, в течение которого один из выключателей находится в ремонте. Во время ремонта одного из выключателей схема многоугольника превращается в одиночную многократно секционированную систему сборных шин. Такая схема при КЗ на любом из присоединений распадается на две несинхронно работающие части, что может привести к нарушению транзита энергии.