Набор скани по рисунку состоит из двух операций: выгибание каждого элемента рисунка из соответствующей проволочной заготовки и установки элемента на место, с закреплением его, например клеем.

Все детали рисунка изготавливаются заблаговременно, а затем устанавливаются на место. Эту работу ведут при помощи инструмента – корнцанга //11/.

Корнцанг представляет собой сложенную вдвое полосу шириной 10 – 15 мм и толщиной 1 -2 мм. Длина этого своеобразного пинцета достигает 100 -150 мм. Концы пинцета заостренны и слегка согнуты внутрь. Пинцетом работают, держа его в правой руке. Свободный конец проволоки придерживают указательным пальцем левой руки.

При серийном производстве изделий для заготовки отдельных элементов рисунка применяют различные приспособления /11/.

Для навивки колечек используют ригели – гладкие отрезки стальной проволоки различной толщины от 0,5 до 10 мм. Для формовки зубчиков  - зубчатые вальцы, при пропускании через которые проволока приобретает зубчатые изгибы. Похожий эффект можно получить при прокатке слегка растянутой спирали. Лепестки розеток и другие сложные конфигурации получают при помощи плоскогубцев с губками специальной формы. Для производства сложных, часто повторяющихся элементов, применяют штампы.

Из первичных элементов набирают рисунок и устанавливают его на клей.

Напайная (фоновая) филигрань начинают с перевода рисунка на отожженную и отбеленную заготовку из листового металла. По конфигурации и размерам эта пластина должна соответствовать рисунку.

Набор начинают с установки главных, наиболее крупных элементов композиции, выполняемых из шнура, или, наоборот, с рамок по контурам рисунка. Если в рисунке предусмотрены вкрапления камней, то начинают с определения мест под касты.  После этого устанавливают второстепенные элементы рисунка – скань или гладь из более тонкой проволоки. В конце определяют место тонким и мелким деталям, заполняющим рисунок. Набор заканчивают установкой зерни.

 

 

 

Рис. 19./14/ Вазочка. Медь. Серебрение, Филигрань. Казаково.

 Горьковская область. 1976 г.

 

Исконно набор скани проводили на столярный или вишневый клей (камедь). При этом каждую деталь, смазанную клеем, устанавливали на соответствующее место. В настоящее время применяют современные клеи, которые быстро сохнут, прочно приклеивают скань к фону.

При наборе фоновых изделий, необходимо следить за тем, что бы детали ложились на фон ровно, без зазоров, а так же плотно прилегали друг к другу, на сопрягаемых поверхностях. Это обеспечивает их надежную пайку с первого раза и делает место стыка незаметным.

При наборе зерни целесообразно канфарить фон (см. 2.3). Это значительно облегчает набор и фиксацию зерни в рисунке.

Набор объемной фоновой филиграни осуществляют на предварительно выдавленные, или объемные формы – цилиндры, конусы, шаровые поверхности или более сложные формы – чеканные  рельефы. По сравнению с плоской сканью, объемную форму, или рельеф делать сложнее. Ибо элементы рисунка приходится предварительно изгибать по форме для прилегания фона. При изготовлении изделий имеющих кривизну, используют набор скани из плоских разверток этих фигур. После пайки филиграни на фон из такой развертки свертывают цилиндр или конус.

При таком наборе следует остерегаться деформации и искажению рисунка при использовании его крупных элементов.