1.1.Методы психологической активизации творчества


Первым методом поиска нового, получившим широкое распространение во всем мире, стал созданный А.Осборном в конце тридцатых годов – «мозговой штурм». Поиск решения при мозговом штурме ведется в два этапа. Сначала собирается группа работников разных специальностей, и решение ищут в свободной беседе. Чтобы уменьшить все помехи творчеству, запрещается любая критика выдвигаемых идей, поощряется коллективное развитие каждой высказанной мысли, поощряется выдвижение шуточных, несерьезных, кажущихся неосуществимыми предложений. Этот этап, напоминающий игру, продолжается полчаса – час, при этом все предложения протоколируются или записываются на магнитофон. Второй этап работы включает тщательное рассмотрение высказанных идей, всестороннюю их оценку, проверку. Опыт показал, что за час группа из 10 человек может выдвинуть 50-60 предложений, среди которых, как правило, множество банальных. После отбора может остаться 1-2 хорошие идеи, и, возможно, одна из них та, которую ищут многие годы. 30-40 лет назад с мозговой атакой связывали многие надежды. Однако практика показала, что атака лишь незначительно поднимает эффективность решения задач. Более эффективен метод синетики, разработанный У.Гордоном. При синекторной атаке допустима критика идеи. Синектика в переводе с греческого означает совмещение разнородных элементов. В этом смысле синектические группы представляют собой группы людей различных специальностей, проводя их мозговой штурм. При этом для преодоления психологической инерции используются приемы, основанные на различных видах аналогии. Усилить творческий процесс можно, используя методы, подсказывающие неожиданные сравнения, позволяющие взглянуть на объект под новым углом зрения. К таким методам относится и метод фокальных объектов. Он был предложен в 1926 г. профессором Э.Кунце и усовершенствован в 1953 г. американским специалистом Ч.Вайтингом. Совершенствуемую техническую систему держат как бы в фокусе внимания (отсюда название) и переносят на нее свойства других, не имеющих к ней ни какого отношения объектов. При этом возникают необычные сочетания, которые стараются развивать дальше путем свободных ассоциаций. Этот метод состоит в следующем: выбирается совершенствуемый объект, формулируется цель его совершенствования, выбираются из книги, каталога, журнала несколько случайных объектов, выписываются их признаки, затем эти признаки переносятся на совершенствуемый объект.
К оглавлению К началу