СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА

Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно рассматривать, объединяя их в блоки. Наиболее точное структурное деление имиджа принадлежит специалистам Центра политического консультирования «Николо М», авторам не раз переизданной книги «Имидж лидера». Согласно их типологии, имидж включает персональные, социальные и символические группы характеристик.

Персональные характеристики:

• физические особенности (внешность, физическая форма, возраст);

• психофизиологические особенности (характер, темперамент, тип личности, решительность, искренность, сила, активность, ум, энергичность);

• профессиональные особенности (опыт, интеллект, индивидуальный стиль принятия решений, умение убеждать);

• наличие харизмы;

• умение производить впечатление сильного, уверенного в себе человека, вызывать доверие, симпатию.

Многие из этих характеристик почти не подвластны изменениям. Но можно сформировать определенное отношение к ним, усилив достоинства, а некоторые характеристики представить в виде достоинств. Наличие харизмы – качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние, особенно в случаях непосредственного контакта с массами, может стать определяющим фактором выбора того или иного лидера. Харизматическая компонента образа наиболее выигрышна с точки зрения коммуникации. Между массовым сознанием и лидером уже установлена тесная эмоциональная, достаточно прочная связь, существование харизмы не требует дополнительной аргументации со стороны коммуникатора, исчезает необходимость привлечения манипулятивных технологий, поскольку харизматическая личность способна вызывать доверие, привлекать симпатии, вести массы за собой без помощи института власти.

Социальные характеристики:

• способность лидера генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи; В срезе социальных характеристик процесс общения между лидером и аудиторией осуществляется на уровне совпадения политических идей, которые поддерживаются в данный момент обществом. А поскольку таковых идей явно меньше, чем лиц, объявляющих себя их единственными защитниками и приверженцами, перед лидером встает задача доказать свое «право» на эту идею и необоснованность претензий соперников. Это может быть сделано с помощью использования различной символики и атрибутов идеи, присвоением политической истории партии, которая представляла эту идею когда-то.

• социальные связи лидера с семьей, ближайшим окружением, с различными социальными группами, с избирателями – теми, интересы которых он представляет, и с теми, которые поддерживают его и являются союзниками; с оппонентами и открытыми врагами;

• известность; Лидер направляет свое влияние на определенные социальные группы, одновременно стараясь завоевать как можно больше голосов;

• авторитет;

• статус личности (не только связанный с определенной официальной позицией, но также с происхождением, величиной состояния);

• социальная принадлежность нормы и ценности, которых придерживается лидер). Социальные характеристики – самая подвижная часть имиджа, тесно связанная с политической реальностью. Каждый раз они создаются вновь и вновь на основе текущей ситуации

Символические характеристики:

• биография;

• мировоззрение политика;

• идеология;

• программа определенный курс действий, социально-экономическая концепция (совокупность идеологических, политических воззрений, экономических намерений и т.д.), а также планы ее реализации, которые в максимальной степени должны отвечать ожиданиям электората;

• позиции лидера по актуальным социально значимым вопросам;

• постоянные культурные архетипы, связанные в сознании избирателей с лидерскими позициями и ролями, устойчивый набор черт, которые постоянно ассоциируются с лидером.

Наверх