История искусств 
 Учебное пособие
 Власова А.М., Путилина Л.А. |
ТЕМА 6: ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИЗАНЯТИЕ 1-е: Общая характеристика культуры Нового времени. Национальные школы живописи XVII в. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Общая характеристика культуры Нового времени. Преодоление маньеризма. Барокко и классицизм. Национальные школы живописи: ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Каковы основные черты культуры Нового времени? Как сказались основные характеристики этого этапа на развитии искусства? Охарактеризуйте фламандскую школу живописи. Дайте определение харлемской школы, назовите ее основных представителей. Дельфтская школа живописи: ее особенности. Расскажите об особенностях бытового жанра. Назовите основные архитектурные памятники барокко, объясните их особенности. Какие наиболее известные шедевры барочной скульптуры вы знаете? Опишите их, расскажите об их создателях. В чем проявился новый подход в пейзажной живописи? Расскажите об этих живописцах. Дайте характеристику французского искусства этого периода. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ П.П. Рубенс – глава фламандской школы. Ян Вермеер – шедевры дельфтской школы. «Тихая жизнь предметов» - голландский натюрморт. Версаль – памятник искусства Нового времени. ЗАНЯТИЕ 2-е: Искусство Италии и Испании XVII - XVIII вв. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Итальянское искусство: архитектура и живопись. Преодоление маньеризма. «Золотой век» искусства Испании. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Общая характеристика итальянской культуры XVI - XVIII вв. Что такое маньеризм, в чем он проявился? В чем проявилось различие в подходе А. Караччи и М. Караваджо в преодолении маньеризма? В чем своеобразие барочной скульптуры в Италии? Расскажите о творчестве Лоренцо Бернини. Дайте характеристику основным памятником итальянской барочной архитектуры. Каковы основные черты культуры Испании XVII - XVIII вв.? В чем своеобразие живописи Эль Греко? В чем проявился «Золотой век» искусства Испании? (Творчество Веласкеса, Мурильо, Сурбарана, Риберы). К какому стилю, на ваш взгляд, относится творчество Ф. Гойи? Обоснуйте свой ответ конкретными примерами. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ «Чародей римского барокко» – Франческо Борромини. Джованни Баттиста Тьеполо: жизнь и творчество. Городской пейзаж Каналетто. «Золотой век» искусства Испании (творчество живописца по выбору).
ЗАНЯТИЕ 3-е: Искусство XVIII века. Французское и английское искусство XVIII-XIX вв. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Культура эпохи Просвещения (ее истоки и содержание). Французское искусство XVIII - XIX вв.: новые стили и задачи. Английское искусство XVIII-XIX вв.: особенности развития. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Каковы основные черты культуры эпохи Просвещения? Как сказались основные характеристики этого этапа на развитии искусства? Почему искусство Древнего Рима стало образцом для классицизма? Расскажите о творчестве Давида Каковы характерные черты стиля рококо? Как проявился сентиментализм в искусстве данного периода? В чем особенность романтизма как стиля в искусстве? Проанализируйте французскую живопись 18 века, на примере творчества Ватто, Фрагонара, Буше, Греза и Шардена. Романтическая живопись Жерико и Делакруа. Кто такие художники-барбизонцы? Проанализируйте английскую живопись данного периода (творчество Хогарта, Рейнольдса и Гейнсборо). В чем своеобразие живописной манеры прерафаэлитов, назовите основных представителей? Перечислите признаки стиля ампир в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. Живописец быта третьего сословия – Жан Батист Симеон Шарден. Жак Луи Давид – политик и живописец. Французская архитектура XIX века. Джон Рескин – идеолог прерафаэлитов. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Гомбрих Э. История искусств. – М., 1998 Всеобщая история искусств в 6-ти т.т. – М., 1960, т.4 История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. – М., 1980 Янсон Х.В. Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – СПб., 1996 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА1. Из истории классического искусства Запада. Сб.ст. – М., 1980 Калитина Н. Встречи с искусством Франции. – Л.-М., 1963 Прокофьев В.Н. По Италии… - М., 1971 Искусство Англии 17-19 вв. под ред.проф. М.М. Артамонова. – М., 1955 Холингсворт М. Искусство в истории человека. – М., 1993 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983 ЗАНЯТИЕ 4-е: Искусство России первой половины XVIII века. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Общая характеристика культуры России этого периода и ее влияние на искусство России. Живопись и ее основные жанры. Архитектура петровской эпохи. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ1. Как повлияли основные характеристики российской культуры XVIII века на развитие искусства? В чем выразились преобразования Петра I в сфере искусства? Дайте характеристику основным архитектурным памятникам петровской эпохи, назовите их авторов. Каковы принципиальные отличия архитектуры и городской планировки Петербурга от древнерусских городов, в том числе от Москвы? Сопоставьте задачи и результаты их деятельности иностранных архитекторов эпохи Ивана III и Петра I . Расскажите о творчестве русских художников 1-й пол.XVIIIв. (Никитин, Вишняков, Матвеев). Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в петровское время? В чем проявилась социальная функция парадного портрета? Почему В.К. Растрелли называют основоположником русской скульптуры Нового времени? ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ1. Жизнь и творчество И. Никитина. 2. Ансамбль Петропавловской крепости как выражение архитектурных замыслов петровской эпохи. 3. Русский портрет XVIII века.
ЗАНЯТИЕ 5-е: Русское искусство второй половины XVIII века. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Влияние русской культуры на искусство екатерининской эпохи. 2. Искусство России 2-й пол. XVIII века. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Почему этот период характеризуется как формирование национальной русской культуры? В чем это выразилось в искусстве? Какие стили характерны для архитектуры России 2-й пол. XVIII в.? Приведите конкретные примеры. Назовите наиболее известных архитекторов и памятники этого периода. Почему скульптура в этот период приобретает более самостоятельное значение? Каких известных русских скульпторов 2-й пол.XVIII в. вы знаете: дайте характеристику творчеству и их работам? Дайте характеристику русскому портрету екатериненской эпохи. Какие другие жанры получили развитие в живописи данного периода? ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ Петергоф – памятник барочной архитектуры. В.И. Баженов: жизнь и творчество. Реалистические скульптурные портреты Ф.И. Шубина. Основоположник исторического жанра в России – А.П. Лосенко. ЗАНЯТИЕ 6-е: Русское искусство первой половины XIX века. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Общая характеристика русской культуры пререформенной России. Основные стили и направления в искусстве России 1-й пол. XIX в. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ1. В чём взаимосвязь основных тенденций развития культуры и русского искусства этого периода ? Какие новые задачи и их решения предлагают русские архитекторы XIX века? Какие стили получили развитие в русской архитектуре первой половины XIX в.? Каким образом промышленный прогресс повлиял на облик русских городов? Что такое «московский ампир»? Как вы понимаете термин «Эклектика» в архитектуре? Приведите конкретные примеры. Что такое монументальная и станковая скульптура? Приведите примеры такой скульптуры в России первой половины XIX в. Какие стили и направления развивались русскими художниками данного периода? Влияние романтизма на различные жанры русской живописи первой половины XIX в.. Какие черты объединяют творчество столь разных художников, как Щедрин, Тропинин, Венецианов и Брюллов? Расскажите о творчестве А.А. Иванова. Дайте характеристику жанровой живописи П.А. Федотова. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ1. Библейские сюжеты в живописи А.А. Иванова. Жизнь и творчество П.А. Федотова. А.Г. Венецианов как родоначальник бытового жанра. Две школы в русской архитектуре XIX в.: московская (О.И. Бове и другие) и петербургская (К.И. Росси и другие).
ЗАНЯТИЕ 7-е: Русское искусство 2-й пол. XIX в. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Влияние эпохи реформ 60-70-х гг. на искусство 2-й пол.XIX в.? Основные стили и направления в русском искусстве 2-й пол.19в. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ1. Как повлияли реформы 2-й пол. XIX в. на русское искусство? Расскажите о развитии бытового жанра в русской живописи данного периода. Расскажите об основных представителях «критического реализма» в живописи 1-й пол.XIX в. Какое развитие получил жанр пейзажа в русской живописи XIX в. Расскажите об основных представителях «Товарищества художественных передвижных выставок» (Крамской, Перов, Репин). Дайте характеристику развитию исторического жанра в русской живописи 2-й пол. XIX в. Кого из русских живописцев данного периода можно назвать мастером батального жанра? Что такое «псевдорусский стиль» в русской архитектуре 2-й пол.XIX в.? В чем своеобразие русской скульптуры пореформенной России? Расскажите о творчестве М.М. Антокольского ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ 1. «Товарищество передвижных выставок»: поиски и открытия. 2.Новая эстетика пейзажа в живописи И.И. Шишкина и А.К. Саврасова. 3. Жизнь и творчество В.М. Васнецова. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Гомбрих Э. Исторя искусств. - М.,1998 Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. - М., 1999 Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М., 1983 Всеобщая история искусств в 6 тт. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Алпатов М. Воспоминания. - М., 1984 Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. – М., 1999. Зотов А.И. Русское искусство. С древних времён до начала ХХ века. - М.,1971. Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX века. – М., 1984. Энциклопедия русской живописи/ Под ред. Т.В. Калашниковой. – М., 1999.
|