История искусств 
 Учебное пособие
 Власова А.М., Путилина Л.А. |
ТЕМА 4: СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО.ТЕМА 4.1:ИСКУССТВО ВИЗАНТИИОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Общая характеристика средневековой культуры Византии. Этапы её развития. 2. Искусство Византии: а) общие принципы византийского искусства; б) назначение искусства в храме, сакральная живопись. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Охарактеризуйте основные этапы развития византийской культуры. Какие новые задачи встали перед византийским искусством? В чем проявился символизм византийского искусства? Какие расхождения в изобразительном искусстве вызвал раскол церкви? Что такое церковный канон? Расскажите о сложении византийского стиля в искусстве. Как повлияло христианство на архитектуру Византии? Расскажите о сюжетах и образах византийской иконописи. Какова роль декоративно-прикладного искусства Византии в христианской культуре? Какое влияние оказало византийское искусство на искусство стран, принявших православное христианство? ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ1. Церковный канон в искусстве Византии. 2. Декоративно-прикладное искусство Византии. 3. Влияние Византии на русскую иконопись. Искусство стран Византийского круга (Болгария, Сербия, Армения, Грузия). ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Алпатов М.В. Всеобщая история. Т. 1. – М.-Л., 1948. Византия и византийские традиции. – Л.,1991. Всеобщая история искусств. В 6 тт., т.2. Искусство средних веков. Кн.1./Под ред. Веймарна Б.В., Колпинского Ю.Д. – М., 1960. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. I . С древних времен по XVI век. Тяжелов В., Сопоцинский О. Малая история искусств – серия «Искусство средних веков». – М., 1975. История искусств зарубежных стран (Средние века. Возрождение)./Под ред. Нессельштраус Ц.Г. – М., 1982. Гомбрих Э. История искусств. – М., 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Холингсворт М. Искусство в истории человека. – М., 1993. 2. История и культурология. – Ростов н/Д, ДГТУ, 1998. 3. Лазарев В.Н. Византия и древнерусское искусство. – М., 1978. 4. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – С.-П., 1996. 5. Очерки истории искусства. – М., 1987. 6. Тяжелова В.Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981. ТЕМА 4.2: СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Общая характеристика арабо-мусульманской культуры. Искусство и ислам: а) особенности живописи средневековых арабо-мусульманских стран; б) архитектура. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Расскажите о возникновении арабо-мусульманской культуры, её основных характерных этапах, чертах и особенностях. Как повлиял ислам на арабо-мусульманскую культуру? На изобразительное искусство? Дайте определение основным эстетическим принципам арабо-мусульманского искусства. Охарактеризуйте основные виды и жанры арабо-мусульманского искусства (орнамент, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство). Перечислите особенности мусульманской архитектуры. Назовите основные памятники позднесредневековых империй. Назовите основные отличительные черты мавританского искусства XI - XV вв. В чём наиболее ярко проявился символизм арабо-мусульманского средневекового искусства? ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ Ислам – основа арабской культуры и искусства. Декоративно-прикладное искусство арабских стран. Особенности архитектуры и градостроительства на Арабском Востоке. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Вейнмарн Г.В. Искусство арабских стран и Ирака. – М., 1970. Всеобщая история искусств в 6 тт., т.2. Искусство средних веков. Кн. 2./Под ред. Венмарна Б.В., Колпинского Ю.Д. – М.,1960. История искусства зарубежных стран./Под ред. Нессельштраус Ц.Г. и др. – М., 1982. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. – М., 1978. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Васильев Л.С. История Востока. Т.1. – М., 1994. Виноградова Н.А., Коптерева Т.Н., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. – М., 1997. История и культурология. – Ростов н/Д, ДГТУ, 1998.
ТЕМА 4.3: ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Характеристика западно-европейской средневековой культуры и основных этапов её развития. Романское искусство. Готическое искусство. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Дайте общую характеристику западно-европейской культуры и основных этапов её развития. Как складывалось искусство варварских королевств. Что явилось истоком развития художественной культуры Западной Европы? Какие новые задачи встали перед средневековым искусством этого времени? Расскажите о возникновении романского стиля. Назовите основные памятники. Каковы особенности романской скульптуры? Как повлияло на искусство этого периода сближение с Византией? Какими новыми техническими приёмами обогатил архитектуру готический стиль? Охарактеризуйте готический собор как синтез средневекового искусства (на примере любого собора). Какова роль скульптуры в готическом искусстве? Дайте оценку миниатюрам этого периода. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ Влияние католицизма на искусство средневековой Европы. Архитектура Франции и Германии. Живопись средневековой Европы. Роль и назначение скульптуры в западно-европейском искусстве. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дмитриева М.А. Краткая история искусств. – М., 1989. Гомбрих Э. История искусств. – М., 1997. История искусства зарубежных стран. – М., 1982. Всеобщая история искусств в 6 тт. Том 2. Искусство средних веков. – М., 1960. Лясковская О.А. Французская готика, скульптура, архитектура, витраж. – М., 1973. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Том 1. – М.-Л., 1948. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств – С.-П., 1996. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. – М., 1984. История Европы с древнейших времён до наших дней в 8 тт. Том 2. – М., 1992. История и культурология. – Ростов н/Д, ДГТУ, 1998. Холингсворт М. Искусство в истории человека. – М., 1993. ТЕМА 4.4: РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВОЗАНЯТИЕ 1-е: Искусство Киевской РусиОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Общая характеристика культуры Киевской Руси. Искусство Киевской Руси: становление и развитие ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В чем состоит своеобразие языческого древнерусского искусства? В чем проявилось влияние византийского искусства на искусство Киевской Руси? Расскажите о древнейшем памятнике русской архитектуры – Десятинной церкви. Что такое крестово-купольный тип храма? Сравните Софийские соборы Киева и Новгорода, покажите их отличие от византийских образцов, объясните, как и в чем выражаются эти отличия. Охарактеризуйте русскую архитектуру данного периода. Каковы основные сюжеты и образы древнерусской иконописи периода Киевской Руси? В чем ее отличие от последующих этапов в развитии русской иконописи? ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ Искусство языческой Руси. Памятники декоративно-прикладного искусства Киевской Руси. Русский храм как отражение образа мира. Ювелирное искусство Киевской Руси. ЗАНЯТИЕ 2-е: Архитектура русского средневековья. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ1. Архитектура периода феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. 2.Особенности русской архитектуры в эпоху централизованного государства. 3.Архитектура России XVII века: поиски и открытия. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В чем выражаются особенности стиля «монументального историзма»? В чем схожесть и различие архитектуры удельных княжеств? Что такое общерусский стиль в архитектуре, когда и под каким влиянием он формировался? Расскажите об ансамбле московского Кремля. Дайте характеристику шатровому храму, назовите основные памятники. Какое воздействие оказала возрожденческая культура Европы на русское искусство? Покажите это на примерах. Почему в честь знаменательных событий на Руси не возводились скульптурные памятники? Каким образом эти события отмечались? Покажите это на памятных сооружениях в Москве, связанных с жизнью и деятельностью Ивана IV. На ваш взгляд, искусство России XVII века можно отнести к ренессансу или барокко? Обоснуйте свое решение на примерах архитектурных памятников. 9. Расскажите об основных разновидностях русских храмов XVII века: купольных, шатровых, ярусных и многоглавых. 10.Что такое «московское барокко»? 11.В чем сходство и отличия градостроительной архитектуры Москвы и других русских городов? ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ Московский Кремль как воплощение великорусской государственности. Декоративно-прикладное искусство средневековой Руси. 3. «Московское барокко»: подражание западноевропейскому стилю или выражение русской самобытности. ЗАНЯТИЕ 3-е: Русская средневековая иконописьОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Древнерусская иконопись периода феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига: подражание Византии или формирование национальной школы. Русская иконопись XV - XVI вв. XVII в. – переход от иконы к портрету. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Охарактеризуйте две основные школы в развитии русской иконописи. Какие сюжеты и образы использовались мастерами? Что такое иконостас? Расскажите о его иконографии. Какова роль Феофана Грека и Андрея Рублева в становлении новгородской и московской школ иконописи? По вашему мнению, было ли творчество Дионисия простым подражанием А. Рублеву или явилось новым шагом в развитии русской иконописи? Охарактеризуйте творчество Симона Ушакова. Что такое «парсуна»? Какие периоды можно выделить в русской живописи XVII в.? Расскажите о наиболее известных памятниках каменной иконописи – фресках. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ Жизнь и творчество величайшего художника Древней Руси – Андрея Рублева. Иконопись Феофана Грека. Жизнь и творчество Дионисия. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.,1994 Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.3. - М., 1955 Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., 1976 История русского и советского искусства. Под ред. Сарабьянова Д.В. - М., 1979 История русского искусства. Т.1. - М., 1991 История русской архитектуры. Краткий курс. - М., 1956 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Алпатов М.В. Андрей Рублев. - М., 1959 Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. - М., 1970. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. - М.,1974 Гробарь И.Э. О древнерусском искусстве. - М., 1973 Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М., 1973 Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси - М., 1993
|