История и культурология
Шишова Н.В, Рамих В.А
|
Тема: Возрождение и Реформация.Занятие 1-е. Предпосылки, общая характеристика и особенности культуры Возрождения. Гуманизм как идеология Ренессанса. Титанизм и его “оборотная сторона”. Реформационные движения в Европе. Вопросы для обсуждения Какие социально-экономические и политические процессы, происходившие в городах средневековой Европы, явились предпосылками возникновения новой культурно-исторической эпохи? Почему культура Возрождения первоначально формируется в городах Италии? Какие периоды можно выделить в развитии культуры итальянского Возрождения? Какова специфика Северного Возрождения? Почему данная эпоха в истории мировой культуры именуется эпохой Возрождения? Как изменилась картина мира в сознании человека эпохи Возрождения по сравнению со средневековьем? Каково содержание понятия “гуманизм”? Что такое «титанизм»? Какой смысл мы вкладываем в понятие “оборотная сторона” титанизма? Какие причины обусловили появление движения Реформации? В чем отличие протестантизма от католицизма? Какое влияние оказало движение Реформации на развитие капитализма в европейских странах? Что представляет собой контрреформация?
Занятие 2-е. Литература Возрождения как воплощение гуманистических идеалов, отражение противоречий эпохи и ренессансного мировоззрения. Искусство Возрождения: проблематика, основные темы и сюжеты. Открытия и достижения искусства Возрождения.
Вопросы для обсуждения Какие задачи ставило перед собой искусство эпохи Возрождения? Какое влияние оказало искусство античности на искусство Ренессанса? Каковы были главные достижения художественной культуры Возрождения? Раскройте содержание таких характерных черт культуры Возрождения как антропоцентризм, гуманизм, универсализм на примере отдельных произведений литературы и искусства. Каковы особенности искусства итальянского Возрождения? Каковы особенности искусства Северного Возрождения? Доклады и рефераты. Человек и реальная действительность в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо. Мир Возрождения в драматургии В. Шекспира. Особенности ренессансной культуры в произведениях Ф. Рабле. Взаимосвязь науки и искусства в эпоху Возрождения. Маньеризм как эпилог развития ренессансной художественной культуры. Ренессансная модель человека в этико-эстетических представлениях эпохи. Концепция человека в контексте протестантской этики. Обязательная литература. История и культурология. - М.,1999. Гл.9. Культурология. Уч. пособие для вузов под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д,1995. Разд.2, гл.4. Культурология. Уч. Пособие для вузов. Изд. РГЭА. - Ростов н/Д,1996.Гл.5. История Европы.Т.3.М.,1993. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.,1990. Гл.У11:Ренессанс и гуманизм. Дополнительная литература. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.,1984. Культура эпохи Возрождения и Реформации .- М.,1984. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. - М.,1965. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М.,1979. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.,1989. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М.,1987. Искусство Возрождения. - М.,1991. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - Т.1. М.,1989. Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М.,1982 |