История и культурология
Шишова Н.В, Рамих В.А
|
Тема: Россия в эпоху Нового времени ( XVIII - XIX вв.)Занятие 1-е. Социально-экономическое и политическое развитие России Россия в эпоху Нового времени: а) преобразования Петра I и их судьба в ХУ111 в.; б) альтернативы исторического развития России в Х1Х веке. 2. Социальная структура российского общества и ее эволюция.
Вопросы для обсуждения. Определите временные рамки и периодизацию эпохи «Нового времени»в России, сущность данного этапа с точки зрения перемен в экономической, политической, социальной сферах. Сравните высказывания двух крупнейших русских мыслителей о значении личности Петра I для России. Объясните их смысл: «Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною - Петр» (Н.М. Карамзин). - «Воссоединение России с Западом значило для России найти свое место в Европе и тем самым найти себя... Утверждаясь в Европе, Россия утверждалась и в себе» (Н. Вейдле) Каковы особенности Российского Просвещенного абсолютизма? «Просвещенное» и «Абсолютистское» в правлении Екатерины II . Какой из этих элементов преобладал в политике ее правительства, и в чем это выражалось? Проследите эволюцию Александра I как человека и политика. Когда закончилось «дней Александровых прекрасное начало» и остался лишь «плешивый щеголь, враг труда»? Каковы основные направления внешней политики России в XVIII - XIX вв. В чем заключались особенности формирования Российской империи как многонационального государства? Дайте оценку великим реформам 60-70х гг. в России. В чем проявилось начало формирования индустриального общества в России? Почему 80-е гг. XIX в. вошли в историю под названием эпохи контрреформ? В чем реакция Александра III схожа с консервативной политикой Николая I и в чем от нее отличалась? Почему Россию XVIII - XIX вв. Называют дворянской империей? Дайте характеристику социальных групп российского общества. Дайте определение следующим понятиям: абсолютизм, империя, Новое время, Просвещенный абсолютизм, самодержавие, Сенат, Синод («Духовный регламент»), «Табель о рангах».
Темы докладов и рефератов. Российская модернизация в XVIII - XIX вв.: навстречу Европе. Пореформенная Россия и Запад: соотношение уровней развития. Пугачевщина - героическое восстание или бессмысленный бунт? Екатерина II в характеристике В.О. Ключевского. Реформы в России в 60-70-х годах XX в. и их историческое значение. Литература История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - нач. XX вв. - М., 1991. История России. Ч.1,2. - М., 1994. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М.,1990г. Россия и мир. Ч.1,2 - М., 1995. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М.,1994. Эйдельман Н.Я. Революция «сверху» в России. - М.,1989. 7. История и культурология.- ДГТУ. Дополнительная литература Анисимов В.В. Россия в сер. XVIII в. - М., 1986. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1990. Леонтович В.В. История Либерализма в России. - М.: СП «Русский путь», 1995. Литвак В.Г. Переворот 1861 г в России. Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М.: Политиздат, 1991. Павленко П.И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1989. Русские цари , 1547-1917. - М.: Зевс, 1977.
Занятие 2-е. Духовная жизнь российского общества. 1. Новые явления в духовной жизни России: формирование новой системы ценностей; создание системы социокультурных учреждений. Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания ( Просвещение, масонство, декабризм) Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций (теория «официальной народности», западничество, славянофильство, народничество, марксизм).
Вопросы для обсуждения. Как проявилась Петровская «революция» в области культуры и быта? Каковы социокультурные последствия петровских преобразований в области культуры? Проследите эволюцию системы образования в России в XVIII - XIX вв. Какое влияние оказали идеи Просвещения на духовную жизнь России? В чем заключалась их специфика в российских условиях? Определите экономические и политические предпосылки развития в различных областях науки и техники, распространения исторических знаний в XVIII - XIX вв. Назовите важнейшие научные достижения и имена ученых, составивших славу не только российской, но и мировой науки. Определите сущность идейного раскола в Российском обществе, дайте характеристику культурным традициям и духовным ценностям «почвы» и «цивилизации». Или: По образному выражению В.О. Ключевского реформы Петра I раскололи русское общество на «почву» и «цивилизацию». Как Вы это понимаете? Как понимали проблему исторической самобытности России: - Чаадаев, - славянофилы, - западники? Как Вы думаете, в чем оказались правы славянофилы, а в чем западники в трактовке прошлого и будущего России? Каким образом проявилось общественно-политическое расслоение Российского общества? Охарактеризуйте сущность этого расслоения (дворянский консерватизм, либерализм, демократическое и революционное направления). Дайте определение следующим понятиям: декабризм, западничество, либерализм, масонство, народничество, Просвещение, славянофильство. Темы рефератов. Развитие русского национального самосознания в первой половине XIX в. Формирование дворянской этики в России. Ф. Достоевский и «русская идея». Литература. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - нач. XX вв. - М., 1991. История России. Ч.1,2. - М., 1994. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1991. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства XVIII - нач. XIX вв. - СПб 1994. Русская мысль в век Просвещения. - М., 1989. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М.,1994. Дополнительная литература Бердяев Н.И. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.,1990. Поликарпов В.С. История нравов в России. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995. Революционеры и либералы России. - М.,1990 Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993.
Занятие 3-е. Художественная культура России. Новый облик русской культуры («обмирщение», усиление западного влияния). Эволюция художественных стилей: от барокко до реализма. Вопросы для обсуждения. Как проявились идеи Просвещения в Русском искусстве? Дайте характеристику основным художественным стилям в русской культуре XVIII - XIX вв. В чем проявилась самобытность русской культуры XVIII - XIX вв.? Расскажите о представителях русской литературы и искусства. XVIII - XIX вв. Как в их творчестве нашли отражение различные художественные стили и течения? Дайте характеристику творчества ведущих архитекторов России XVIII - XIX столетий. Какой художественный стиль в XIX в. формировал поведение определенной части дворян, стал образом жизни? Подберите соответствующие примеры. Обрисуйте социальный портрет россиянина XIX века по произведениям русских художников ( по выбору). Назовите основные принципы застройки городов в эпоху Нового времени на примере Петербурга, Таганрога и др. Проанализируйте явление дифференциации культуры (дворянская и народная культуры). Столичная и провинциальная тенденции в российской культуре. 10. Дайте определение следующим понятиям: классицизм, провинциальная культура, реализм, романтизм, барокко, сентиментализм, столичная культура, передвижники. Темы докладов и рефератов. Эволюция русского театра: от театра эпохи царя Алексея Михайловича к театру XIX века. Русские меценаты XIX века: Третьяков, Мамонтов, Солдатенков и др. Ф. Достоевский о «всемирной отзывчивости» русской культуры. Соотношение «столичной» и «провинциальной» культур в России. Литература. Дмитриева Л.Д. Краткая история искусств. - М., 1989. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1991. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства XVIII - нач. XIX вв. - СПб 1994. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. - М., 1994. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, в 3-х тт. - М., 1995. История и культурология.- ДГТУ.
Дополнительная литература. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX в. - М.,1993. Куприн А.И. Поединок // Соч. Люб. Изд. Пушкин А.С. Выстрел // Соч. Люб. Изд. Рочинская Ф.С. Передвижники. - М.,1993. Толстой Л.Н. Два гусара // Соч. Люб. Изд. |