Тематика и последовательность изучения  дисциплины

«Техническая эксплуатация ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения»

Цель изучения курса «Техническая эксплуатация ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения» - формирование у студентов знаний и навыков, позволяющих самостоятельно организовывать диагностические и регулировочные работы, технические и регулировочные работы, техническое обслуживание и ремонт ходовой части и систем, обеспечивающих безопасность движения, с учетом конструктивных, технологических, экономических и экологических факторов. В результате изучения курса будущий специалист должен знать:

-             устройство ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения;

-             требования, предъявляемые к техническому состоянию отдельных систем;

-             причины и признак изменения технического состояния, возможные неисправности и методы их устранения;

-             ремонтопригодность диагностических и регулировочных работ, а также технического обслуживания и ремонта;

-             технологическое оборудование специализированных постов и участков на станциях техниче­ского обслуживания (СТО) и автотранспортных предприятиях (АТП) для выполнения указанных работ.           

Посещение установочных лекций и изучение специальной литературы, приведенной в конце мето­дических указаний, позволяет студентам заочной формы обучения самостоятельно изучить курс и успешно выполнить контрольные задания.

Контрольные задания по одному из вариантов, номер которого совпадает с последней цифрой но­мера зачетной книжки, выполняется студентом в отдельной тетради или на листах формата А4.

Пятый вопрос для всех вариантов к контрольной работе №1 одинаковый, связан с темой «Тормозная динамичность автомобиля» и приведен в конце заданий к контрольной работе.

Исходные данные для выполнения задания по пятому вопросу по вариантам приведены в таблице.

Выполненная работа должна содержать ответы на каждый вопрос задания.

Графическая часть в виде схем и эскизов должна выполняться карандашом в соответствии с требо­ваниями ГОСТов.

Задания к контрольной работе  №1

Вариант  0

1.       Рама автомобиля. Виды рам, их устройство.

2.       Изменение технического состояния рам. Неисправности рам.

3.       Проверка технического состояния и ТО рам. Объем работ при различных видах ТО.

4.       Инструмент, приспособления и технологическая оснастка, применяемые при ТО рам.

 

 

Вариант 1

 

1.       Ремонт рам при полной или частичной разборке. Схема типового технологического процесса ремонта рамы с полной разборкой. Описание этапов ремонта рамы.

2.       Технология ремонта рамы с усилением восстанавливаемых участков при помощи дополни­тельных ремонтных деталей (ДРД). Виды ДРД (накладки, угольники, швеллерные коробки).

3.       Технологическое оборудование, применяемое при ремонте рамы.

4.       Контроль качества ремонта рамы и критерии контроля.

 

Вариант 2

 

1.       Зависимые подвески автомобилей: устройство, особенности, работа.

2.       Изменение технологического состояния в процессе работы и возникающие неисправности за­висимых подвесок.

3.       Проверка технического состояния, ТО и ремонт зависимых подвесок. Операции, выполняемые при ТО и текущем ремонте (ТР) зависимых подвесок.

4.       Технологическое оборудование, применяемое при обслуживании и ремонте зависимых подвесок.   

 

Вариант 3

 

1.       Независимые подвески автомобилей, устройство, особенности, работа.

2.       Изменение технического состояния в процессе работы и возникающие неисправности независимых подвесок.

3.       Проверка технического состояния, ТО и ремонт независимых подвесок. Операции, выполняе­мые при ТО и текущем ремонте (ТР) независимых подвесок.

4.       Технологическое оборудование, применяемое при обслуживании и ремонте независимых подвесок.

 

Вариант 4

 

1.       Рулевое управление. Требования, предъявляемые к рулевому управлению. Передаточное число рулевого управления. Устройство рулевого управления.

2.       Рулевые механизмы: классификация, устройство, области применения.

3.       Рулевой привод: особенности конструкции. Гидроусилители рулевого привода. Характерные отказы и неисправности рулевого управления и гидроусилителей.

4.       Проверка технического состояния, ТО и ремонт рулевого управления и технологическое обо­рудование, применяемое при этом.

 

Вариант 5

 

1.       Тормозные системы автомобилей. Требования, предъявляемые к ним.

2.       Тормозные механизмы. Гидравлический привод тормозов. Схема гидравлического привода. Неисправности тормозных механизмов.

3.       Неисправности и отказы тормозной системы при гидравлическом приводе.

4.       Проверки технического состояния, ТО и ремонт тормозных механизмов и систем при гидравлическом приводе тормозов. Инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании и ремонте тормозных систем с гидроприводом.

 

Вариант 6

 

1.       Тормозные системы автомобилей. Требования, предъявляемые к ним.

2.       Тормозные механизмы. Пневмопривод тормозов. Схема пневмопривода. Неисправности тор­мозных механизмов.

3.       Неисправности и отказы тормозной системы при пневмоприводе.

4.       Проверка технического состояния, ТО и ремонт тормозных механизмов и систем при пневмоприводе тормозов. Технологическое оборудование, принимаемое при обслуживании и ремонте тормозных систем с пневмоприводом.

 

Вариант 7

 

1.       Колеса автомобиля. Требования, предъявляемые к конструкции колес. Конструктивное исполнение  колес.

2.       Взаимодействие шины с дорогой. Критическая скорость качения. Аквапланирование.

3.       Факторы, определяющие ресурсы шин.

4.       Правила эксплуатации шин.

 

Вариант 8

1.       Шины. Требования, предъявляемые к шинам. Конструкция шин. Камерные и бескамерные ши­ны.

2.       Размеры шин и их обозначение. Классификация шин.

3.       Характерные дефекты шин. Расчет температуры шины при ее эксплуатации и выбор оптималь­ного температурного режима.

4.       Проверка технического состояния, ТО и ремонт шин.

 

Вариант 9

1.       Организация шинного хозяйства АТП. Гарантийные и эксплуатационные нормы пробега. Эта­пы процесса замены шин и их оптимизация путем предварительного агрегатирования шин.

2.       Маркировка шин.

3.       Необходимость устранения дисбаланса колес и принцип балансировки колес на стационарных стендах.

4.       Технологическое оборудование для проведения монтажно-демонтажных работ, контроля дав­ления воздуха в шинах, ремонта повреждений камеры и незначительных повреждений по­крышки.

Пятый вопрос всех вариантов

При торможении автомобиля  с отключенным двигателем определить следующие измерители тормозной динамичности:

1)      Замедление (отрицательное ускорение);

2)      Время торможения;

3)      Тормозной путь.

Исходные данные для различных вариантов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные пятого вопроса к контрольной работе

Задания к контрольной работе №2

Четвертый вопрос к контрольной работе №2 для всех вариантов одинаковый и связан с темой:

«Расчет показателей устойчивости автомобиля».

Исходные данные четвертого вопроса по вариантам приведены в таблице 2.

 

Таблица 2.  Расчет  показателей устойчивости автомобиля

Вариант 0

1.           Неисправности агрегатов, механизмов и систем  легкового автомобиля на линии (в %) и примерные затраты времени на его ТО (%).

2.           Пути повышения тормозной динамичности и активной безопасности автомобиля.

3.           Использование двухконтурных приводов в тормозной системе автомобиля и их типы.

 

Вариант 1

1.             Антиблокировочные системы в приводе тормозов.

2.             Определение величины работы трения при экстренном торможении автомобиля.

3.             Значение технического состояния автотранспортных средств в обеспечении безопасности дорожного движения.

 

Вариант 2

1.             Увеличение надежности тормозной системы автомобиля при использовании двухконтурного привода (обоснование, схемы).

2.             Виды торможения автотранспортных средств и их оценка.

3.             Безопасность транспортных средств. Виды безопасности.

 

Вариант 3

1.             Конструкция безопасных бамперов из синтетических материалов.

2.             Схема сил, действующих в симметричном колодочном тормозном механизме и определение среднего давления между барабаном и колодками.

3.             Активная безопасность автомобиля.

 

Вариант 4

1.             Техническое состояние рулевого управления и безопасность движения.

2.             Определение тормозного момента при экстремальном торможении  дисковым тормозом.

3.             Послеаварийная и экологическая безопасности автомобиля.

 

Вариант 5

1.             Определения коэффициента оптимального распределения тормозной силы.

2.             Критическая скорость автомобиля и ее влияние на нагрев шин.

3.             Конструктивная безопасность автомобиля и ее общая характеристика.


Вариант 6

1.             Техническое состояние тормозной системы и безопасность движения.

2.             Определение изменения кинетической энергии при торможении и ее влияние на силу трения.

3.             Особенности конструктивного исполнения рулевых колес и рулевых колонок с целью защиты водителя при ДТП.

 

Вариант 7

1.             Поворачиваемость и соотношение углов поворота управляемых колес.

2.             Расчет тормозных приводов.

3.             Пассивная безопасность автомобиля.

 

Вариант 8

1.             Стабилизация и автоколебания управляемых колес.

2.             Определение критической скорости по условиям управляемости автомобиля.

3.             Информативные и компоновочные параметры автотранспортного средства.

 

Вариант 9

1.             Определение усилия, необходимого для поворота автомобиля.

2.             Определение скорости  опрокидывания автомобиля при криволинейном движении.

3.             Влияние технического состояния ходовой части автомобиля на безопасность движения.

 

Устойчивость автомобиля непосредственно связана с безопасностью дорожного движения. Нарушение устойчивости автомобиля выражается в произвольном изменении направления движения, его опрокидывании или скольжении шин по дороге.

Рассмотрим устойчивость автомобиля против поперечного скольжения. На автомобиль, движущийся криволинейно по дороге с поперечным уклоном (рис. 1) действуют сила тяжести G=Mg и поперечная сила Ру. Разложим их на составляющие, параллельные дороге силы (Ру Cosb,      G Sinb) и перпендикулярные ей (Ру Sin b, G Cosb). В нашем примере автомобиль поворачивает влево, силы GSinb и РуCosb направлены в одну и ту же сторону, а силы Ру Sin b и G Cosb - в противоположные.

Рис. 1. Движение автомобиля на вираже

 

Условие движения автомобиля без поперечного скольжения (заноса):

GSinb + РуCosb £ Рц = (GCosb - РуSinb)j;

Ру = GV2/gR;

GSinb + GV2/gR . Cosb £ Gjу (Cosb - V2Sinb/gR);

g tgb + V2/£ (g - V2tgb/R)jу;

где jу - коэффициент поперечного сцепления.

Максимально допустимая  (критическая)  скорость движения  автомобиля  без  поперечного скольжения:

.

Максимальный (критический) угол косогора дороги, по которому автомобиль может двигаться без поперечного скольжения, определяется по формуле:

.

Уравнение моментов сил относительно оси, проходящей через контакты шин внешних колес, имеет следующий вид:

                   (Ру Cosb +GSinb)hu = (G Cos - Py Sinb) . 0,5B.

При  левом   повороте   автомобиля   силы   Ру  Cosb   и   GSinb,  складываясь,   могут  вызвать опрокидывание автомобиля.

В начале опрокидывания колеса, внутренние по отношению к центру поворота, отрываются от дороги и вертикальные реакции на них равны нулю. Поперечная составляющая центробежной силы:

.

Подставив вместо силы Ру ее значение в формулу и сделав некоторые преобразования, находим максимально возможную (критическую) скорость, с которой можно вести автомобиль без угрозы опрокидывания:

.

Величина максимально допустимого (критического) угла косогора, по которому автомобиль может двигаться без опрокидывания определяется по формуле:

.

 

Рис. 2. Силы, действующие на автомобиль при подъеме

 

Характерным примером утраты продольной устойчивости автомобиля является его сползание назад на крутом подъеме вследствие буксования ведущих колес автомобиля.

Из условий равновесия тягача имеем:

Rх2=G Sin aд;

G Sin aд hЦ + G Sin aД-RZ2 L=0;

В момент начала буксования   ведущих колес автомобиля RX2=Rz2jx

 

GSinaдhц + GCosaД a - GSinaдL/jx = 0;

jxhцtgaд + аjх - tgaдL = 0;

tgaд(jхhц-L) = - а jх;

(tga д)букс = аjх/L - jxhц.

Таблица результатов (образец)

Автомобиль Vск, км/ч bоск Vопр, км/ч aобук
         

 

Основная литература

1. Кузнецов В.С. Болдин А.П., Власов В.М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов.4-е издание, переработанное и дополненное –М.: Наука, 2001. – 535с.

2. Чудаков Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля  -М.: Колос, 1972

3. Дехтеринский Л.В., Акмаев К.Х., Апсин В.П. и др. Ремонт автомобилей : Учебник для вузов: М.:Транспорт, 1992 – 295с.

4. Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Илларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобиля: Учебное  пособие для вузов. – М: Машиностроение, 1983 – 212с.

Дополнительная литература

1. Науменко Б.С. Бортовые автоматизированные системы управления скоростью транспортных машин – Ставрополь, 1999 – 245с.

2. Безверхий С.Ф., Яценко Н.Н. Основы технологии полигонных испытаний и сертификация автомобилей. – М: ИПК Издательство стандартов, 1996 – 600с.

3. Бочаров Н.Ф., Жеглов Н.Ф., Зузов В.Н. и др. Конструирование и расчет  колесных машин высокой проходимости : Расчет агрегатов и систем: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов – М: Машиностроение, 1994 – 404с.

4. Гержедов В.И., Госяков И.С, Гардерман В.Д. Техническое состояние автомомбилей и безопасность движения – К, Техника, 1978 – 149с.

5. Коноплянко В.В., Гуджаян О.П., Зырянов В.В., Косолапов А.В. Организация и безопасность дорожного движения : Учебник для вузов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1998, -236с.

<В начало>

<Содержание>