Тематика и последовательность изучения дисциплины

«Техническая эксплуатация ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения»

Цель изучения курса «Техническая -эксплуатация ходовой части автомобиля и систем, обеспечи­вающих безопасность движения» - формирование у студентов знаний и навыков, позволяющих самостоятельно организовывать диагностические и регулировочные работы, технические и регулировочные работы, техническое обслуживание и ремонт ходовой части и систем, обеспечивающих безопасность движения, с учетом конструктивных, технологических, экономических и экологических факторов. В результате изучения курса будущий специалист должен знать:

- устройство ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения;

- требования, предъявляемые к техническому состоянию отдельных систем;

- причины и признак изменения технического состояния, возможные неисправности и методы их устройства;

- ремонтопригодность диагностических и регулировочных работ, а также технического обслуживания и ремонта;

- технологическое оборудование специализированных постов и участков на станциях технического обслуживания (СТО) и автотранспортных предприятиях (АТП) для выполнения указанных работ.

Посещение установочных лекций и изучение специальной литературы, приведенной в конце мето­дических указаний, позволяет студентам заочной формы обучения самостоятельно изучить курс и успешно выполнить контрольные задания.

Контрольное задание но одному из вариантов, номер которого совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки, выполняется студентом в отдельной тетради или на листах формата А 4 .

Пятый вопрос для всех вариантов одинаковый, связан с темой «Тормозная динамичность автомобиля» и приведен в конце заданий к контрольным работам.

Исходные данные для выполнения задания по пятому вопросу по вариантам приведены в таблице.

Выполненная работа должна содержать ответы на каждый вопрос задания.

Графическая часть в виде схем и эскизов должна выполняться карандашом в соответствии с требо­ваниями ГОСТов.

Задания к контрольной работе №1

Вариант 0

1. Рама автомобиля. Виды рам, их устройство.

2. Изменение технического состояния рам. Неисправности рам.

3. Проверка технического состояния и ТО рам. Объем работ при различных видах ТО.

4. Инструмент, приспособления и технологическая оснастка, применяемые при ТО рам.

Вариант 1

1. Ремонт рам при полной или частичной разборке. Схема типового технологического процесса ремонта рамы с полной разборкой. Описание этапов ремонта рамы.

2. Технология ремонта рамы с усилением восстанавливаемых участков при помощи дополнительных ремонтных деталей (ДРД). Виды ДРД (накладки, угольники, швеллерные коробки).

3. Технологическое оборудование, применяемое при ремонте рамы.

4. Контроль качества ремонта рамы и критерии контроля.

Вариант 2

1. Зависимые подвески автомобилей: устройство, особенности, работа.

2. Изменение технологического состояния в процессе работы и возникающие неисправности зависимых подвесок.

3. Проверка технического состояния, ТО и ремонт зависимых подвесок. Операции, выполняемые при ТО и текущем ремонте (ТР) зависимых подвесок.

4. Технологическое оборудование, применяемое при обслуживании и ремонте зависимых подве­сок.

Вариант 3

1. Независимые подвески автомобилей, устройство, особенности, работа.

2. Изменение технического состояния в процессе работы и возникающие неисправности независимых подвесок.

3. Проверка технического состояния, ТО и ремонт независимых подвесок. Операции, выполняемые при ТО и текущем ремонте (ТР) независимых подвесок.

4. Технологическое оборудование, применяемое при обслуживании и ремонте независимых под­весок.

Вариант 4

1. Рулевое управление. Требования, предъявляемые к рулевому управлению. Передаточное число рулевого управления. Устройство рулевого управления.

2. Рулевые механизмы: классификация, устройство, области применения.

3. Рулевой привод: особенности конструкции. Гидроусилители рулевого привода. Характерные отказы и неисправности рулевого управления и гидроусилителей .

4. Проверка технического состояния, ТО и ремонт рулевого управления и технологическое оборудование, применяемое при этом.

Вариант 5

1. Тормозные системы автомобилей. Требования, предъявляемые к ним.

2. Тормозные механизмы. Гидравлический привод тормозов. Схема гидравлического привода. Неисправности тормозных механизмов.

3. Неисправности и отказы тормозной системы при гидравлическом приводе.

4. Проверки технического состояния, ТО и ремонт тормозных механизмов и систем при гидравлическом приводе тормозов. Инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании ремонте тормозных систем с гидроприводом.

Вариант 6

1. Тормозные системы автомобилей. Требования, предъявляемые к ним.

2. Тормозные механизмы. Пневмопривод тормозов. Схема пневмопривода . Неисправности тормозных механизмов.

3. Неисправности и отказы тормозной системы при пневмоприводе .

4. Проверка технического состояния, ТО и ремонт тормозных механизмов и систем при пневмоприводе тормозов. Технологическое оборудование, принимаемое при обслуживании и ремонте тормозных систем с гидроприводом.

Вариант 7

1. Колеса автомобиля. Требования, предъявляемые к конструкции колес. Конструктивное исполнение колес.

2. Взаимодействие шины с дорогой. Критическая скорость качения. Аквапланирование .

3. Факторы, определяющие ресурсы шин.

4. Правила эксплуатации шин.

Вариант 8

1. Шины. Требования, предъявляемые к шинам. Конструкция шин. Камерные и бескамерные шины.

2. Размеры шин и их обозначение. Классификация шин.

3. Характерные дефекты шин. Расчет температуры шины при ее эксплуатации и выбор оптималь­ного температурного режима.

4. Проверка технического состояния, ТО и ремонт шин.

Вариант 9

1. Организация шинного хозяйства АТП. Гарантийные и эксплуатационные нормы пробега. Этапы процесса замены шин и их оптимизация путем предварительного агрегатирования шин.

2. Маркировка шин.

3. Необходимость устранения дисбаланса колес и принцип балансировки колес на стационарных стендах.

4. Технологическое оборудование для проведения монтажно-демонтажных работ, контроля давления воздуха в шинах, ремонта повреждений камеры и незначительных повреждений покрышки.

Пятый вопрос всех вариантов

При торможении автомобиля с отключенным двигателем определить следующие измерители тормозной динамичности:

1) Замедление (отрицательное ускорение);

2) Время торможения;

3) Тормозной путь.

Исходные данные для различных вариантов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные пятого вопроса к контрольной работе

№№ Варианта
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Автомобиль
ГАЗ-110
ВАЗ 21099
ВАЗ 21213
ЗИЛ 433100
ГАЗ 53-12
АЗЛК 2141
ЗИЛ 431410
ВАЗ 2112
ГАЗ 31029
АЗЛК 214122
Скорость автомобиля, м/с
15
28
11
17
18
20
19
29
23
16
Коэффициент сцепления
0.45
0.8
0.2
0.5
0.6
0.3
0.55
0.7
0.65
0.4
Коэффициент эффективности торможения
1.25
1.3
1.35
1.4
1.5
1.2
1.6
1.21
1.22
1.23

Задания к контрольной работе №2

Вариант 0

  1. Неисправности агрегатов, механизмов и систем легкового автомобиля на линии (в %) и примерные затраты времени на его ТО (%).
  2. Пути повышения тормозной динамичности и активной безопасности автомобиля.
  3. Использование двухконтурных приводов в тормозной системе автомобиля и их типы.

Вариант 1

  1. Антиблокировочные системы в приводе тормозов.
  2. Определение величины работы трения при экстренном торможении автомобиля.
  3. Значение технического состояния автотранспортных средств в обеспечении безопасности дорожного движения.

Вариант 2

  1. Увеличение надежности тормозной системы автомобиля при использовании двухконтурного привода (обоснование, схемы).
  2. Виды торможения автотранспортных средств и их оценка.
  3. Безопасность транспортных средств. Виды безопасности.

Вариант 3

  1. Конструкция безопасных бамперов из синтетических материалов.
  2. Схема сил, действующих в симметричном колодочном тормозном механизме и определение среднего давления между барабаном и колодками.
  3. Активная безопасность автомобиля.

Вариант 4

  1. Техническое состояние рулевого управления и безопасность движения.
  2. Определение тормозного момента при экстремальном торможении дисковым тормозом.
  3. Послеаварийная и экологическая безопасности автомобиля.

Вариант 5

  1. Определения коэффициента оптимального распределения тормозной силы.
  2. Критическая скорость автомобиля и ее влияние на нагрев шин.
  3. Конструктивная безопасность автомобиля и ее общая характеристика.

Вариант 6

  1. Техническое состояние тормозной системы и безопасность движения.
  2. Определение изменения кинетической энергии при торможен ии и ее влияние на силу трения.
  3. Особенности конструктивного исполнения рулевых колес и рулевых колонок с целью защиты водителя при ДТП.

Вариант 7

  1. Поворачиваемость и составляющие углов поворота управляемых колес.
  2. Расчет тормозных приводов.
  3. Пассивная безопасность автомобиля.

Вариант 8

  1. Стабилизация и автоколебания управляемых колес.
  2. Определение критической скорости по условиям управляемости автомобиля.
  3. Информативные и компоновочные параметры автотранспортного средства.

Вариант 9

  1. Определение усилия, необходимого для поворота автомобиля.
  2. Определение скорости опрокидывания автомобиля при криволинейном движении.
  3. Влияние технического состояния ходовой части автомобиля на безопасность движения.

Четвертый вопрос для всех вариантов одинаковый, связан с темой: «Расчет показателей устойчивости автомобилей».

Исходные данные четвертого вопроса к контрольной работе №2

«Расчет показателей устойчивости автомобиля»

Вар.
Автомобиль
В,м
hц, м (без нагр.)
hц , м (с полн. нагр.)
L, м
a/L
j
R,м
bо
Vmax, км/ч
0
ЗИЛ 114
1,65
0,7
0,7
3,88
0,45
0,7
50
18
100
1
ВАЗ 2103
1,34
0,60
0,58
2,42
0,40
0,65
55
20
145
2
Москвич 2140
1,25
0,63
1,60
2,40
0,35
0,65
45
15
130
3
ГАЗ 24
1,47
0,66
0,68
2,80
0,43
0,65
50
18
150
4
ПАЗ 672
1,89
1,6
1,7
3,61
0,4
0,65
55
20
90
5
ЛАЗ 695Н
2,11
1,63
7,83
4,19
0,38
0,6
45
18
70
6
УАЗ 451ДМ
1,44
0,88
0,97
2,30
0,35
0,7
50
22
95
7
ГАЗ 53А
1,69
1,2
1,35
3,70
0,45
0,65
55
20
80
8
ЗИЛ 130
1,8
1,2
1,32
3,80
0,43
0,7
45
18
90
9
МАЗ 500А
1,9
1,35
1,45
3,80
0,40
0,6
50
15
80

Устойчивость автомобиля непосредственно связана с безопасностью дорожного движения. Нарушение устойчивости автомобиля выражается в произвольном изменении направления движения, его опрокидывании или скольжении шин по дороге.

Рассмотрим устойчивость автомобиля против поперечного скольжения. На автомобиль, движущийся криволинейно по дороге с поперечным уклоном (рис. 1) действуют сила тяжести G=Mg и поперечная сила Ру . Разложим их на соответствующие, параллельные дороге силы ( РуCosb, GSinb) и перпендикулярные ей (РуSinb ,GCosb). В нашем примере автомобиль поворачивает влево, силы GSinb и РуCosb направлены в одну и ту же сторону, а силы РуSinb и GCosb - в противоположные.

Основная литература:

1. Кузнецов В.С. Болуин А.П., Власов В.И. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов.4-е издание, переработанной и дополненное –М .: Наука, 2001. – 535с.

2. Чудаков д.А., Основы теории и расчета трактора и автомобиля -М .: Колос, 1972

3. Дехтеринский Л.В., Акмаев К.Х., Апсин В.П. и др. Ремонт автомобилей : Учебник для вузов: М.:Транспорт , 1992 – 295с.

4. Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Илларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобиля: Учебное пособие для вузов. – М: Машиностроение, 1983 – 212с.

Дополнительная литература:

1. Науменко Б.С. Бортовые автоматизированные системы управления скоростью транспортных машин – Ставрополь, 1999 – 245с.

2. Безверхий С.Ф., Яценко Н.Н. Основы технологии полигонных испытаний и сертификация автомобилей. – М: ИПК Издательство стандартов, 1996 – 600с.

3. Под редакцией Бочарова Н.Ф., Жеглова Н.Ф. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости : Расчет агрегатов и систем: Учебник для студентов строительных специальностей вузов – М: Машиностроение, 1994 – 404с.

4. Гержедов В.И., Госяков И.С, Гардерман В.Д. Техническое состояние автомомбилей и безопасность движения – К , Техника, 1978 – 149с.

Коноплянко В.В., Гуджаян О.П., Зыряков В.В., Косолапов А.В. Организация и безопасность дорожного движения : Учебник для вузов. Кемерово : Кузбассвузиздат , 1998, 236с.

<В начало>

<Содержание>