Тематика и последовательность изучения дисциплины
«Техническая эксплуатация ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения»
Цель изучения курса «Техническая -эксплуатация ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения» - формирование у студентов знаний и навыков, позволяющих самостоятельно организовывать диагностические и регулировочные работы, технические и регулировочные работы, техническое обслуживание и ремонт ходовой части и систем, обеспечивающих безопасность движения, с учетом конструктивных, технологических, экономических и экологических факторов. В результате изучения курса будущий специалист должен знать:
- устройство ходовой части автомобиля и систем, обеспечивающих безопасность движения;
- требования, предъявляемые к техническому состоянию отдельных систем;
- причины и признак изменения технического состояния, возможные неисправности и методы их устройства;
- ремонтопригодность диагностических и регулировочных работ, а также технического обслуживания и ремонта;
- технологическое оборудование специализированных постов и участков на станциях технического обслуживания (СТО) и автотранспортных предприятиях (АТП) для выполнения указанных работ.
Посещение установочных лекций и изучение специальной литературы, приведенной в конце методических указаний, позволяет студентам заочной формы обучения самостоятельно изучить курс и успешно выполнить контрольные задания.
Контрольное задание но одному из вариантов, номер которого совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки, выполняется студентом в отдельной тетради или на листах формата А 4 .
Пятый вопрос для всех вариантов одинаковый, связан с темой «Тормозная динамичность автомобиля» и приведен в конце заданий к контрольным работам.
Исходные данные для выполнения задания по пятому вопросу по вариантам приведены в таблице.
Выполненная работа должна содержать ответы на каждый вопрос задания.
Графическая часть в виде схем и эскизов должна выполняться карандашом в соответствии с требованиями ГОСТов.
1. Рама автомобиля. Виды рам, их устройство.
2. Изменение технического состояния рам. Неисправности рам.
3. Проверка технического состояния и ТО рам. Объем работ при различных видах ТО.
4. Инструмент, приспособления и технологическая оснастка, применяемые при ТО рам.
1. Ремонт рам при полной или частичной разборке. Схема типового технологического процесса ремонта рамы с полной разборкой. Описание этапов ремонта рамы.
2. Технология ремонта рамы с усилением восстанавливаемых участков при помощи дополнительных ремонтных деталей (ДРД). Виды ДРД (накладки, угольники, швеллерные коробки).
3. Технологическое оборудование, применяемое при ремонте рамы.
4. Контроль качества ремонта рамы и критерии контроля.
1. Зависимые подвески автомобилей: устройство, особенности, работа.
2. Изменение технологического состояния в процессе работы и возникающие неисправности зависимых подвесок.
3. Проверка технического состояния, ТО и ремонт зависимых подвесок. Операции, выполняемые при ТО и текущем ремонте (ТР) зависимых подвесок.
4. Технологическое оборудование, применяемое при обслуживании и ремонте зависимых подвесок.
1. Независимые подвески автомобилей, устройство, особенности, работа.
2. Изменение технического состояния в процессе работы и возникающие неисправности независимых подвесок.
3. Проверка технического состояния, ТО и ремонт независимых подвесок. Операции, выполняемые при ТО и текущем ремонте (ТР) независимых подвесок.
4. Технологическое оборудование, применяемое при обслуживании и ремонте независимых подвесок.
1. Рулевое управление. Требования, предъявляемые к рулевому управлению. Передаточное число рулевого управления. Устройство рулевого управления.
2. Рулевые механизмы: классификация, устройство, области применения.
3. Рулевой привод: особенности конструкции. Гидроусилители рулевого привода. Характерные отказы и неисправности рулевого управления и гидроусилителей .
4. Проверка технического состояния, ТО и ремонт рулевого управления и технологическое оборудование, применяемое при этом.
1. Тормозные системы автомобилей. Требования, предъявляемые к ним.
2. Тормозные механизмы. Гидравлический привод тормозов. Схема гидравлического привода. Неисправности тормозных механизмов.
3. Неисправности и отказы тормозной системы при гидравлическом приводе.
4. Проверки технического состояния, ТО и ремонт тормозных механизмов и систем при гидравлическом приводе тормозов. Инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании ремонте тормозных систем с гидроприводом.
1. Тормозные системы автомобилей. Требования, предъявляемые к ним.
2. Тормозные механизмы. Пневмопривод тормозов. Схема пневмопривода . Неисправности тормозных механизмов.
3. Неисправности и отказы тормозной системы при пневмоприводе .
4. Проверка технического состояния, ТО и ремонт тормозных механизмов и систем при пневмоприводе тормозов. Технологическое оборудование, принимаемое при обслуживании и ремонте тормозных систем с гидроприводом.
1. Колеса автомобиля. Требования, предъявляемые к конструкции колес. Конструктивное исполнение колес.
2. Взаимодействие шины с дорогой. Критическая скорость качения. Аквапланирование .
3. Факторы, определяющие ресурсы шин.
4. Правила эксплуатации шин.
1. Шины. Требования, предъявляемые к шинам. Конструкция шин. Камерные и бескамерные шины.
2. Размеры шин и их обозначение. Классификация шин.
3. Характерные дефекты шин. Расчет температуры шины при ее эксплуатации и выбор оптимального температурного режима.
4. Проверка технического состояния, ТО и ремонт шин.
1. Организация шинного хозяйства АТП. Гарантийные и эксплуатационные нормы пробега. Этапы процесса замены шин и их оптимизация путем предварительного агрегатирования шин.
2. Маркировка шин.
3. Необходимость устранения дисбаланса колес и принцип балансировки колес на стационарных стендах.
4. Технологическое оборудование для проведения монтажно-демонтажных работ, контроля давления воздуха в шинах, ремонта повреждений камеры и незначительных повреждений покрышки.
Пятый вопрос всех вариантов
При торможении автомобиля с отключенным двигателем определить следующие измерители тормозной динамичности:
1) Замедление (отрицательное ускорение);
2) Время торможения;
3) Тормозной путь.
Исходные данные для различных вариантов приведены в таблице 1.
№№ Варианта | 0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Автомобиль | ГАЗ-110 |
ВАЗ 21099 |
ВАЗ 21213 |
ЗИЛ 433100 |
ГАЗ 53-12 |
АЗЛК 2141 |
ЗИЛ 431410 |
ВАЗ 2112 |
ГАЗ 31029 |
АЗЛК 214122 |
Скорость автомобиля, м/с | 15 |
28 |
11 |
17 |
18 |
20 |
19 |
29 |
23 |
16 |
Коэффициент сцепления | 0.45 |
0.8 |
0.2 |
0.5 |
0.6 |
0.3 |
0.55 |
0.7 |
0.65 |
0.4 |
Коэффициент эффективности торможения | 1.25 |
1.3 |
1.35 |
1.4 |
1.5 |
1.2 |
1.6 |
1.21 |
1.22 |
1.23 |
Четвертый вопрос для всех вариантов одинаковый, связан с темой: «Расчет показателей устойчивости автомобилей».
Исходные данные четвертого вопроса к контрольной работе №2
«Расчет показателей устойчивости автомобиля»
Вар. | Автомобиль |
В,м |
hц, м (без нагр.) |
hц , м (с полн. нагр.) |
L, м |
a/L |
j |
R,м |
bо |
Vmax, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0 |
ЗИЛ 114 |
1,65 |
0,7 |
0,7 |
3,88 |
0,45 |
0,7 |
50 |
18 |
100 |
1 |
ВАЗ 2103 |
1,34 |
0,60 |
0,58 |
2,42 |
0,40 |
0,65 |
55 |
20 |
145 |
2 |
Москвич 2140 |
1,25 |
0,63 |
1,60 |
2,40 |
0,35 |
0,65 |
45 |
15 |
130 |
3 |
ГАЗ 24 |
1,47 |
0,66 |
0,68 |
2,80 |
0,43 |
0,65 |
50 |
18 |
150 |
4 |
ПАЗ 672 |
1,89 |
1,6 |
1,7 |
3,61 |
0,4 |
0,65 |
55 |
20 |
90 |
5 |
ЛАЗ 695Н |
2,11 |
1,63 |
7,83 |
4,19 |
0,38 |
0,6 |
45 |
18 |
70 |
6 |
УАЗ 451ДМ |
1,44 |
0,88 |
0,97 |
2,30 |
0,35 | 0,7 |
50 |
22 |
95 |
7 |
ГАЗ 53А |
1,69 |
1,2 |
1,35 |
3,70 |
0,45 |
0,65 |
55 |
20 |
80 |
8 |
ЗИЛ 130 |
1,8 |
1,2 |
1,32 |
3,80 |
0,43 |
0,7 |
45 |
18 |
90 |
9 |
МАЗ 500А |
1,9 |
1,35 |
1,45 |
3,80 |
0,40 |
0,6 |
50 |
15 |
80 |
Устойчивость автомобиля непосредственно связана с безопасностью дорожного движения. Нарушение устойчивости автомобиля выражается в произвольном изменении направления движения, его опрокидывании или скольжении шин по дороге.
Рассмотрим устойчивость автомобиля против поперечного скольжения. На автомобиль, движущийся криволинейно по дороге с поперечным уклоном (рис. 1) действуют сила тяжести G=Mg и поперечная сила Ру . Разложим их на соответствующие, параллельные дороге силы ( РуCosb, GSinb) и перпендикулярные ей (РуSinb ,GCosb). В нашем примере автомобиль поворачивает влево, силы GSinb и РуCosb направлены в одну и ту же сторону, а силы РуSinb и GCosb - в противоположные.
1. Кузнецов В.С. Болуин А.П., Власов В.И. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов.4-е издание, переработанной и дополненное –М .: Наука, 2001. – 535с.
2. Чудаков д.А., Основы теории и расчета трактора и автомобиля -М .: Колос, 1972
3. Дехтеринский Л.В., Акмаев К.Х., Апсин В.П. и др. Ремонт автомобилей : Учебник для вузов: М.:Транспорт , 1992 – 295с.
4. Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Илларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобиля: Учебное пособие для вузов. – М: Машиностроение, 1983 – 212с.
1. Науменко Б.С. Бортовые автоматизированные системы управления скоростью транспортных машин – Ставрополь, 1999 – 245с.
2. Безверхий С.Ф., Яценко Н.Н. Основы технологии полигонных испытаний и сертификация автомобилей. – М: ИПК Издательство стандартов, 1996 – 600с.
3. Под редакцией Бочарова Н.Ф., Жеглова Н.Ф. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости : Расчет агрегатов и систем: Учебник для студентов строительных специальностей вузов – М: Машиностроение, 1994 – 404с.
4. Гержедов В.И., Госяков И.С, Гардерман В.Д. Техническое состояние автомомбилей и безопасность движения – К , Техника, 1978 – 149с.
Коноплянко В.В., Гуджаян О.П., Зыряков В.В., Косолапов А.В. Организация и безопасность дорожного движения : Учебник для вузов. Кемерово : Кузбассвузиздат , 1998, 236с.