ВВЕДЕНИЕ

Целью практической работы является закрепление учебного материала по тепловому расчёту двигателя внутреннего сгорания  на примере двигателя с распределённым впрыском и приобретение навыков для выполнения курсового проекта(работы) по дисциплине «Рабочие процессы, конструкция и основы расчёта автомобильных двигателей».

Тепловой расчет позволяет определить основные показатели работы ПДВС, проанализировать влияние различных факторов на эффективность работы двигателя в эксплуатации.

При выполнении работы необходимы знания по теплотехнике, гидравлике, математике, а также знания по конструкции и расчёту двигателей.

Задание для практических работ приведено в таблице 1.3. Индивидуальное задание студенты выбирают в соответствии с шифром зачетной книжки (по последней цифре).

Практическая работа выполняется студентом на листах формата А 4. Построение свёрнутой индикаторной диаграммы проводится на миллиметровой бумаге формата А 4.


ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ С РАСПРЕДЕЛЁННЫМ ВПРЫСКОМ 

В основу теплового расчета двигателей внутреннего сгорания положено определение значений основных параметров цикла - впуска, сжатия, сгорания, расширения и выпуска с последующим определением индикаторных и эффективных показателей, коэффициентов полезного действия, мощностных и экономических показателей. Обычно, тепловой расчет выполняется для режима работы двигателя, соответствующего максимальной мощности и номинальной частоте вращения.

1.1. Параметры рабочего цикла

Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма жидкого топлива:

=1/0.23(8С/3+8Н-О) кг/кг(топл.),

где     С,Н,О - массовые доли углерода, водорода и кислорода в топливе (табл. 1.1.).

Таблица 1.1.

Вид топлива

Содержание

Низшая теплотворная способность, Нu кДж/кг

С

Н

О

Бензин

0,855

0,145

-

43900

При расчете в к.моль на кг

L0=/mв к.моль/кг,

где  mв = 29 молекулярная масса воздуха.

Количество свежего заряда:   

М1=aL0+1/mт -в бензиновых двигателях,

       где mт=115 кг/к моль - молярная масса топлива.

a=1 - коэффициент избытка воздуха.

Количество продуктов сгорания:

М2=C/12+H/2+0,792aL0 (кмоль пр.сг/кг топл.).

1.2. Расчет параметров впуска

При расчете параметров впуска, сжатия, сгорания и расширения в качестве параметров считать давление, температуру и объем с индексами в нижней части, обозначающими соответствующие точки индикаторной диаграммы.

Давление в конце впуска Ра:

Рао-DРа,

где  Ро - атмосферное давление, МПа; 

      DРа - потери давления во впускной системе, МПа.

Потери давления во впускной системе можно рассчитать по эмпирической формуле:

а=(2,5А2n2rо*10-6)/2,

где  А=Wвп/n - коэффициент, учитывающий радиус кривошипа, диаметр поршня, длину шатуна, площадь наименьшего сечения впускной системы, коэффициент сопротивления впускной системы, коэффициент затухания скорости движения заряда. 

      n - частота вращения коленчатого вала, об/мин;  

Wвп – скорость газов на впуске, м/с;

Wвп=(σSnpD2)/(120if) м/с;

где σ=(ε-0,5)/(ε-1)-доля приращения объёма горючей смеси за счёт остаточных газов;       

ε-степень сжатия;

S-ход поршня, м;

D-диаметр поршня,см; 

i-число одноимённых клапанов в одном цилиндре (I=2);

f-площадь проходного сечения клапана,см2;

rо - плотность заряда на впуске, кг/м3.

rо= Ро*106/RbТо,

где  Rb = 287Дж/кгК - газовая постоянная воздуха;

То - температура окружающего воздуха.

Давление в конце впуска:

      

Ра=(0,8...0,95)Ро – двигатели с впрыском топлива.

Коэффициент наполнения:

,

где  Pr - давление остаточных газов, при расчете принимаем

Pr=0,11 МПа;

φд – коэффициент дозарядки на номинальном скоростном режиме, принимаем φд=1,145;

φо – коэффициент очистки, φо=1;

To¢ = То+DТ - температура свежего заряда с учетом подогрева в впускном трубопроводе;

DТ =6 К – двигатели с впрыском топлива;  

Коэффициент остаточных газов:

 
 

Температура в конце впуска:

,

где  Tr - температура остаточных газов;  

Tr = 1040 К – двигатели c впрыском топлива.

1.3. Расчет параметров сжатия

Принимаем средний показатель политропы сжатия

n1 = 1,376.

Давление в конце такта сжатия:

Рсаen1
      

Температура в конце сжатия:

Тсаen1-1

1.4. Расчет параметров сгорания

Расчет производится на основе уравнения сгорания.

Карбюраторный двигатель:

,

где  Hu- низшая теплотворная способность топлива(табл. 1.1).

x - коэффициент использования тепла,  принимаем равным x=0,986;       

b - расчетный коэффициент молекулярного изменения.

b=Мz/Mc=(M2+Mr)/(M1+Mr)

где  Mr=gLo -число молей остаточных газов;

Сvc и Cvz - соответственно средняя молярная теплоемкость свежего заряда в конце сжатия и продуктов сгорания.

Сvc=20,1+1,736*10-3с;

Сvz=49,89*10-4z.

После подстановки теплоемкостей и всех известных величин в уравнение сгорания, получаем квадратное уравнение относительно Tz. Решение этого уравнения дает два корня, один из которых определяет температуру в конце сгорания, другой не имеет физического смысла.

       Давление  в конце сгорания:

                 Pz=Pcb Tz/Tc.

      

Для двигателей с впрыском топлива степень повышения давления l=Рz/Pc

 

1.5. Расчет параметров расширения

 

Давление в конце процесса расширения:

,

где  n2 - средний показатель политропы расширения. Принимаем n2=1,248.

Температура Тв в конце расширения:

.

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:

Погрешность расчёта не должна превышать 2%.

 1.6. Расчет индикаторных показателей цикла

 

Теоретическое среднее индикаторное давление:

,

 

Действительное среднее индикаторное давление для округлой индикаторной диаграммы:

Рi=Pi¢n,

где  n - коэффициент полноты индикаторной диаграммы.

принимаем равным n=0,98.

       Индикаторный КПД определяется по формуле:

,

Индикаторный удельный расход топлива;

gi=36*105/HuhI, г/кВт*ч.

1.7. Расчет эффективных показателей цикла

Среднее давление механических потерь Рм определяется по эмпирическим формулам с учетом средней скорости поршня Vср.

Vср = Sn/30 м/с,

где  S - ход поршня, м;

       n - частота вращения коленчатого вала, мин-1.

Для бензиновых двигателей:

       S/D<1 Рм = 0,024+0,0053Vср;

       S/D>1 Рм = 0,049+0,0152Vср,

где  S/D - отношение хода поршня к его диаметру.

Среднее эффективное давление:

Реi - Рм МПа

Механический КПД определяем по соотношению

hм = Реi.

Эффективный КПД будет равен

hе =hi *hм.

  Удельный эффективный расход топлива;

gе=36*105uhе г/кВт*ч

  Эффективная мощность 

NeenVhi/30t кВт,

где  Vh - рабочий объем цилиндра, л;

       i - число цилиндров;

       t - коэффициент тактности;

       t=4 - четырехтактные двигатели.

Часовой расход топлива 

Gт = Ne*ge/1000 кг/ч.

Результаты расчета сводятся в таблицу 1.2., проводится их анализ и делается вывод о влиянии значения условий работы на показатели двигателя.

Таблица 1.2.

 

То

Ро

Та

hv

g

Tz

Pz

Pi

Pe

he

Ne

ge

Gт

Значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8. Построение индикаторной диаграммы

Масштаб диаграммы выбирают такой, чтобы отношение высоты диаграммы к ее ширине было близким к  1,5. Для этого по оси абсцисс откладывают отрезок Vс=10-15мм и принимаем его равным единице, тогда

Vа=eVc=Vc+Vh,

Отрезки Vc,Vh,Va отмечают размерными линиями со стрелками и из конечных точек восстанавливают перпендикуляры, на которых в соответствии с выбором масштаба давлений отмечают точки Pc,Pr,Pa,Pо,Pz (Pz¢),Pв.

Через точку Ро проводят линию атмосферного давления.

Построение политропы сжатия и расширения рекомендуется произвести аналитическим методом. Промежуточные точки давлений Рх и соответствующие им промежуточные объемы, расположенные между Vc и Va и между Vz и Vв определяем из следующих зависимостей.

Для политропы сжатия

.

Для политропы расширения

,

где  Vх - произвольно выбранный объем;

       Рх - давление соответствующее этому объему

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2002.-496 с. 

2. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн 1. Теория рабочих процессов: Учеб./ Луканин В.Н., Морозов К.А., Хачиян А.С. и др. Под ред. В.Н.Луканина. - М.: Высшая школа., 1995-368с.

 3. Сокол Н.А. Рабочие процессы, конструкция и основы расчёта автомобильных двигателей: Метод. указания/ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2001, 25с.
Таблица 1.3.

Задание

Заданные параметры
Цифра шифра последняя

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Автомобиль (марка)

ВАЗ

21214

ВАЗ

21103

ФИАТ

ШКОДА

ВАЗ

2112

BMW

ТОЙОТА

ХОНДА S2000

ГАЗ

3110

МЕРСЕДЕС

С-180

Прототипы двигателя

ВАЗ

21214

ВАЗ

21103

ФИАТ

ШКОДА

ВАЗ

2112

BMW

ТОЙОТА

ХОНДА S2000

ГАЗ

3110

МЕРСЕДЕС

С-180

Число и расположение цилиндров, порядок их работы

1342

1342

1342

1342

1342

1342

1342

1342

1342

1342

Мощность двигателя, кВт

59

68

59

74

68

77

63

177

110,2

94,85

Частота вращения коленвала, мин-1

5200

5600

5000

6000

5600

5800

6000

8300

5200

5500

Степень сжатия, e

9,0

10,5

10,6

10,5

10,5

9,5

10,0

11,0

9,5

9,5

Диаметр ´ ход поршня, мм

82х80

82х71

70,8х78,86

76,5х75,6

82х71

89х71

75х73,5

87х84

92х86

80х66

Площадь проходного сечения клапанов, см2

9,5

9,7

9,6

9,8

9,65

9,85

9,62

10,5

9,95

9,93

Применяемое топливо

АИ-95

бензин

АИ-95

бензин

АИ-95

бензин

АИ-95

бензин

АИ-95

бензин

АИ-98

бензин

АИ-95

бензин

АИ-95

бензин

АИ-95

бензин

АИ-98

бензин

Примечание: Коэффициент избытка воздуха, a=1; Температура окружающей среды, То=293К; Давление окружающей среды, Ро=0,1 МПа

<В начало>

<Содержание>