Целью практической работы является закрепление учебного материала по тепловому расчёту двигателя внутреннего сгорания на примере двигателя с распределённым впрыском и приобретение навыков для выполнения курсового проекта(работы) по дисциплине «Рабочие процессы, конструкция и основы расчёта автомобильных двигателей».
Тепловой расчет позволяет определить основные показатели работы ПДВС, проанализировать влияние различных факторов на эффективность работы двигателя в эксплуатации.
При выполнении работы необходимы знания по теплотехнике, гидравлике, математике, а также знания по конструкции и расчёту двигателей.
Задание для практических работ приведено в таблице 1.3. Индивидуальное задание студенты выбирают в соответствии с шифром зачетной книжки (по последней цифре).
Практическая работа выполняется студентом на листах формата А 4. Построение свёрнутой индикаторной диаграммы проводится на миллиметровой бумаге формата А 4. В основу теплового расчета двигателей внутреннего сгорания положено определение значений основных параметров цикла - впуска, сжатия, сгорания, расширения и выпуска с последующим определением индикаторных и эффективных показателей, коэффициентов полезного действия, мощностных и экономических показателей. Обычно, тепловой расчет выполняется для режима работы двигателя, соответствующего максимальной мощности и номинальной частоте вращения.Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма жидкого топлива:
=1/0.23(8С/3+8Н-О) кг/кг(топл.),
где С,Н,О - массовые доли углерода, водорода и кислорода в топливе (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Вид топлива |
Содержание |
Низшая теплотворная способность, Нu кДж/кг |
||
С |
Н |
О |
||
Бензин |
0,855 |
0,145 |
- |
43900 |
При расчете в к.моль на кг
где mв = 29 молекулярная масса воздуха.
Количество свежего заряда:
М1=aL0+1/mт -в бензиновых двигателях,
где mт=115 кг/к моль - молярная масса топлива.
a=1 - коэффициент избытка воздуха.
Количество продуктов сгорания:
М2=C/12+H/2+0,792aL0 (кмоль пр.сг/кг топл.).
При расчете параметров впуска, сжатия, сгорания и расширения в качестве параметров считать давление, температуру и объем с индексами в нижней части, обозначающими соответствующие точки индикаторной диаграммы.
Давление в конце впуска Ра:
Ра=Ро-DРа,
где Ро - атмосферное давление, МПа;
DРа - потери давления во впускной системе, МПа.
Потери давления во впускной системе можно рассчитать по эмпирической формуле:
DРа=(2,5А2n2rо*10-6)/2,
где А=Wвп/n - коэффициент, учитывающий радиус кривошипа, диаметр поршня, длину шатуна, площадь наименьшего сечения впускной системы, коэффициент сопротивления впускной системы, коэффициент затухания скорости движения заряда.
n - частота вращения коленчатого вала, об/мин;
Wвп – скорость газов на впуске, м/с;
Wвп=(σSnpD2)/(120if) м/с;
где σ=(ε-0,5)/(ε-1)-доля приращения объёма горючей смеси за счёт остаточных газов;
ε-степень сжатия;
S-ход поршня, м;
D-диаметр поршня,см;
i-число одноимённых клапанов в одном цилиндре (I=2);
f-площадь проходного сечения клапана,см2;
rо - плотность заряда на впуске, кг/м3.
где Rb = 287Дж/кгК - газовая постоянная воздуха;
То - температура окружающего воздуха.
Давление в конце впуска:
Ра=(0,8...0,95)Ро – двигатели с впрыском топлива.
Коэффициент наполнения:
где Pr - давление остаточных газов, при расчете принимаем
φд – коэффициент дозарядки на номинальном скоростном режиме, принимаем φд=1,145;
φо – коэффициент очистки, φо=1;
To¢ = То+DТ - температура свежего заряда с учетом подогрева в впускном трубопроводе;
DТ =6 К – двигатели с впрыском топлива;
Коэффициент остаточных газов:
Температура в конце впуска:
,
где Tr - температура остаточных газов;
Tr = 1040 К – двигатели c впрыском топлива.
Принимаем средний показатель политропы сжатия
n1 = 1,376.
Давление в конце такта сжатия:
Температура в конце сжатия:
Тс=Таen1-1
1.4. Расчет параметров сгорания
Расчет производится на основе уравнения сгорания.
Карбюраторный двигатель:
где Hu- низшая теплотворная способность топлива(табл. 1.1).
x - коэффициент использования тепла, принимаем равным x=0,986;
b - расчетный коэффициент молекулярного изменения.
где Mr=gLo -число молей остаточных газов;
Сvc и Cvz - соответственно средняя молярная теплоемкость свежего заряда в конце сжатия и продуктов сгорания.
Сvc=20,1+1,736*10-3*Тс;
Сvz=49,89*10-4*Тz.
После подстановки теплоемкостей и всех известных величин в уравнение сгорания, получаем квадратное уравнение относительно Tz. Решение этого уравнения дает два корня, один из которых определяет температуру в конце сгорания, другой не имеет физического смысла.
Давление в конце сгорания:
Pz=Pcb Tz/Tc.
Для двигателей с впрыском топлива степень повышения давления l=Рz/Pc
1.5. Расчет параметров расширения
Давление в конце процесса расширения:
,
где n2 - средний показатель политропы расширения. Принимаем n2=1,248.
Температура Тв в конце расширения:
.
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:
Погрешность расчёта не должна превышать 2%.
1.6. Расчет индикаторных показателей цикла
Теоретическое среднее индикаторное давление:
,
Действительное среднее индикаторное давление для округлой индикаторной диаграммы:
Рi=Pi¢n,
где n - коэффициент полноты индикаторной диаграммы.
принимаем равным n=0,98.
Индикаторный КПД определяется по формуле:
,
Индикаторный удельный расход топлива;
gi=36*105/HuhI, г/кВт*ч.
1.7. Расчет эффективных показателей цикла
Среднее давление механических потерь Рм определяется по эмпирическим формулам с учетом средней скорости поршня Vср.
Vср = Sn/30 м/с,
где S - ход поршня, м;
n - частота вращения коленчатого вала, мин-1.
Для бензиновых двигателей:
S/D<1 Рм = 0,024+0,0053Vср;
S/D>1 Рм = 0,049+0,0152Vср,
где S/D - отношение хода поршня к его диаметру.
Среднее эффективное давление:
Ре =Рi - Рм МПа
Механический КПД определяем по соотношению
hм = Ре/Рi.
Эффективный КПД будет равен
hе =hi *hм.
Удельный эффективный расход топлива;
gе=36*105/Нuhе г/кВт*ч
Эффективная мощность
Ne=РenVhi/30t кВт,
где Vh - рабочий объем цилиндра, л;
i - число цилиндров;
t - коэффициент тактности;
t=4 - четырехтактные двигатели.
Часовой расход топлива
Gт = Ne*ge/1000 кг/ч.
Результаты расчета сводятся в таблицу 1.2., проводится их анализ и делается вывод о влиянии значения условий работы на показатели двигателя.
Таблица 1.2.
|
То |
Ро |
Та |
hv |
g |
Tz |
Pz |
Pi |
Pe |
he |
Ne |
ge |
Gт |
Значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.8. Построение индикаторной диаграммы
Масштаб диаграммы выбирают такой, чтобы отношение высоты диаграммы к ее ширине было близким к 1,5. Для этого по оси абсцисс откладывают отрезок Vс=10-15мм и принимаем его равным единице, тогда
Vа=eVc=Vc+Vh,
Отрезки Vc,Vh,Va отмечают размерными линиями со стрелками и из конечных точек восстанавливают перпендикуляры, на которых в соответствии с выбором масштаба давлений отмечают точки Pc,Pr,Pa,Pо,Pz (Pz¢),Pв.
Через точку Ро проводят линию атмосферного давления.
Построение политропы сжатия и расширения рекомендуется произвести аналитическим методом. Промежуточные точки давлений Рх и соответствующие им промежуточные объемы, расположенные между Vc и Va и между Vz и Vв определяем из следующих зависимостей.
Для политропы сжатия
.
Для политропы расширения
,
где Vх - произвольно выбранный объем;
Рх - давление соответствующее этому объему
1. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2002.-496 с.
2. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн 1. Теория рабочих процессов: Учеб./ Луканин В.Н., Морозов К.А., Хачиян А.С. и др. Под ред. В.Н.Луканина. - М.: Высшая школа., 1995-368с.
3. Сокол Н.А. Рабочие процессы, конструкция и основы расчёта автомобильных двигателей: Метод. указания/ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2001, 25с.Задание
Заданные параметры |
Цифра шифра последняя |
|||||||||
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Автомобиль (марка) |
ВАЗ 21214 |
ВАЗ 21103 |
ФИАТ |
ШКОДА |
ВАЗ 2112 |
BMW |
ТОЙОТА |
ХОНДА S2000 |
ГАЗ 3110 |
МЕРСЕДЕС С-180 |
Прототипы двигателя |
ВАЗ 21214 |
ВАЗ 21103 |
ФИАТ |
ШКОДА |
ВАЗ 2112 |
BMW |
ТОЙОТА |
ХОНДА S2000 |
ГАЗ 3110 |
МЕРСЕДЕС С-180 |
Число и расположение цилиндров, порядок их работы |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
4Р 1342 |
Мощность двигателя, кВт |
59 |
68 |
59 |
74 |
68 |
77 |
63 |
177 |
110,2 |
94,85 |
Частота вращения коленвала, мин-1 |
5200 |
5600 |
5000 |
6000 |
5600 |
5800 |
6000 |
8300 |
5200 |
5500 |
Степень сжатия, e |
9,0 |
10,5 |
10,6 |
10,5 |
10,5 |
9,5 |
10,0 |
11,0 |
9,5 |
9,5 |
Диаметр ´ ход поршня, мм |
82х80 |
82х71 |
70,8х78,86 |
76,5х75,6 |
82х71 |
89х71 |
75х73,5 |
87х84 |
92х86 |
80х66 |
Площадь проходного сечения клапанов, см2 |
9,5 |
9,7 |
9,6 |
9,8 |
9,65 |
9,85 |
9,62 |
10,5 |
9,95 |
9,93 |
Применяемое топливо |
АИ-95 бензин |
АИ-95 бензин |
АИ-95 бензин |
АИ-95 бензин |
АИ-95 бензин |
АИ-98 бензин |
АИ-95 бензин |
АИ-95 бензин |
АИ-95 бензин |
АИ-98 бензин |
Примечание: Коэффициент избытка воздуха, a=1; Температура окружающей среды, То=293К; Давление окружающей среды, Ро=0,1 МПа