Лабораторная работа № 8:

"Расчет системы охлаждения ПДВС и проверка работоспособности термостата"

1. Цель работы: рассчитать систему охлаждения двигателя и проверить работу термостата.

2. Приборы и оборудование: Устройство для проверки работоспособности термостата, универсальный термостат УИ – 15, испытуемый термостат двигателя ВАЗ.

3. Содержание и порядок проведения работы.

3.1. Выполнить расчет системы охлаждения двигателя ВАЗ.

В этой части работы необходимо:

а) произвести расчет количества теплоты, выделяемой двигателем;

б) произвести расчет вентилятора и радиатора.

3.2. Проверить работоспособность термостата.

Проверка работоспособности состоит из следующих операций:

а) изучить устройство термостата;

б) собрать устройство;

в) включить термостат УИ – 15;

г) отметить температуру начала открытия и величину подъема клапана термостата;

д) полученные данные сравнить с техническими условиями и представить в виде таблицы.

4. Расчет системы охлаждения двигателя ВАЗ

4.1. Исходные данные для расчета.

Вариант

1

2

3

4

Марка двигателя

ВАЗ-2106

ВАЗ-2108

ВАЗ-21081

ВАЗ-21083

Мощность двигателя, кВт

56,3

46,6

39,9

53

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

5400

5600

5600

5600

Коэффициент избытка воздуха

0,96

0,95

0,92

1,05

Диаметр цилиндра, мм

79

76

76

82

Давление окружающей среды, Мпа

0,085

0,09

0,1

0,095

4.2. Расчет количества теплоты. 

Исходная величина для расчета элементов системы охлаждения – количество теплоты, которое необходимо отвести от двигателя в охлаждающую среду:

, Дж/с,

где qЖ - удельное количество теплоты, Дж/(кВтс);

Ne - эффективная мощность, кВт.

На основании статистических данных для различных типов двигателей удельное количество теплоты qЖ (Дж/(кВтс)] составляет:

Карбюраторные двигатели………………800—1200

Дизели……………………………………………630—1000

Для ориентировочных расчетов четырехтактных двигателей ко­личество теплоты (Дж/с) может быть подсчитано по эмпирической формуле в зависимости от параметров двигателя

,

где С = 0,414-0,47 — коэффициент пропорциональности;

i — число цилиндров; Dцил — диаметр цилиндра, см;

nе — частота вращения коленчатого вала, об/мин;

a — коэффициент избытка воздуха;

m=0,6—0,7— показатель степени.

4.3. Расчет радиатора. 

Основные параметры радиатора: поверхность охлаждения радиатора FP2), омываемая воздухом; фронтальная поверхность радиатора FФ.Р2); глубина радиатора l (м)—расстояние между передней и задней стенками его решетки по ходу воздуха l=0,06 – 0,15 м; коэффициент компактности радиатора j - отношение охлаждающей поверхности к объему радиатора, , j=600 – 900 (м23); коэффициент оребрения y — отношение площадей поверхностей, омываемых воздухом и жидкостью: y=3 –6.

Количество жидкости (кг/с), циркулирующей в системе охлаждения в единицу времени.

,

где сЖ — теплоемкость циркулирующей жидкости: для воды сЖ=4,178 Дж/(кгК), для этиленгликолиевых смесей сЖ= 2,093 Дж/(кгК); DТЖ = 5 – 10 — перепад температуры охлаждающей жидкости в радиаторе, К.

Поверхность охлаждения радиатора (м2)

 

где К - полный коэффициент теплопередачи, Вт/(м2×град); Тж.ср = 353¸368 - средняя температура жидкости в радиаторе, К:

Тв.ср = 323¸328 - средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К:

Полный коэффициент теплопередачи К зависит от многих факторов: конструкции радиатора (трубок, ребер, качества пайки), ско­рости жидкости и воздуха. Ориентировочно коэффициент теплопере­дачи [Вт/(м2К)]

,

где y - коэффициент оребрения; aж - коэффициент теплоотдачи от жидкости к стенке трубки радиатора, Вт/(м2-К);

d-толщина стенки трубки, м; l- коэффициент теплопроводности металла тру­бок радиатора, Вт/(м×К); ав - коэффициент теплоотдачи от стенок трубок радиатора к воздуху, Вт/(м2×К);

Можно принимать К [Вт/(м2×К)]:

для карбюраторных двигателей ……140—180;

для дизелей…………………………………… 80—100;

Для существующих конструкций систем жидкостного охлажде­ния удельная поверхность охлаждения радиатора (м2/кВт) fр = Fp/NeN и удельная емкость системы охлаждения (л/кВт):

nж = Vж/NeN, где Vж - полная емкость системы (л).

Vж имеет следующие значения:

Для легковых автомобилей

fр = 0,136—0,313; nж = 0,613—0,354

для грузовых автомобилей

fр = 0,204—0,408; nж = 0,272—0,816

Количество теплоты, отводимой от двигателя QЖ и передаваемой через охлаждающую жидкость охлаждающему воздуху в радиаторе QВ принимают равным. В этом случае расход воздуха через радиатор (м3/с)

,

где QВ - количество теплоты, отводимое от радиатора охлаждающим воздухом: QВ= QЖ Дж/с; сВ= 1000 — теплоемкость воздуха, Дж/(кгК); DТ=Тв.вых.в.вх.=20 – 30 — перепад температуры воздуха в радиаторе, К (Тв.вх = 313 К); rв — плотность воздуха при средней его температуре в радиаторе, кг/м3:

р0 — атмосферное давление, МПа; RВ = 287 — удельная газовая по­стоянная для воздуха, Дж/(кгК); Тв.ср. = 323 – 328 средняя тем­пература воздуха, проходящего через радиатор, К:

Фронтальная поверхность решетки радиатора, выполненная в ви­де квадрата с целью получения коэффициента обдува равным еди­нице, (м2)

,

где vв— скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения машины, м/с.

По найденным значениям поверхности охлаждения радиатора Fp и фронтальной поверхности ре-тетки радиатора Fф.р определяют соответственно глубину радиатора (м) и коэффициент компактно­сти (м23):

; . 

4.4. Подбор вентилятора

Для подбора вентилятора необходимо знать аэродинамическое сопротивление воздушного тракта. Сопротивление воздушного тракта складывается из сопротивления при входе воздуха в радиатор и при выходе из-под капота двигателя. В существующих системах жидкостного охлаждения двигателей, устанавливаемых на строительные и дорожные машины, общее сопро­тивление воздушного тракта Нв=600 – 1000 Па. Зная потребный расход воздуха через радиатор и сопротивление воздушного тракта, можно определить мощность (кВт), затрачиваемую на привод вен­тилятора,

,

где hвен — к.п. д. вентилятора:

клепаного hвен = 0,32 – 0,40, литого hвен = 0,55 – 0,65.

Частоту вращения вентилятора определяют исходя из предель­ного значения окружной скорости u=70 – 100 м/с.

Окружная ско­рость зависит от напора и конструкции вентилятора

,

где rв — плотность воздуха, определяемая по средним параметрам, кг/м3; yв— коэффициент, зависящий от формы лопастей:

для плоских лопастей………………………….yв=2,8 – 3,5;

для криволинейных…………………………….yв=2,2 – 2,9.

Частота вращения (об/мин) при известной окружной скорости

,

где Dвен— диаметр вентилятора, м:

.

Фактическая производительность вентилятора

,

где R, г — наружный и внутренний радиусы вентилятора, м; bвен — ширина лопасти, м; zвен — число лопастей вентилятора; hв¢=0,4 – 0,7 — коэффициент, учитывающий сопротивление потоку воздуха при выходе его из-под капота двигателя; nвен=(1,0 – 1,4)nе — ча­стота вращения вентилятора, об/мин; a=35 – 45 — угол наклона лопасти вентилятора к направлению воздушного потока, град.

Число лопастей следует выбирать минимальным, насколько поз­воляют габариты вентилятора, обеспечивающего необходимый рас­ход воздуха через радиатор; ширину лопастей — 80—120 мм. При малом числе лопастей следует принимать большую ширину, ближе к верхнему пределу.

5. Проверка работоспособности термостата

Устройство состоит из ультратермостата УТ-15 1, в котором на площадке 6, регулируемой по высоте устанавливается испытуемый термостат 2. К нему прикрепляется измерительный рычаг 3, на конце которого, находится самописец 9. Запись хода клапана термостата производится на миллиметровую шкалу 4. Нагревательные элементы 8 имеют суммарную потребляемую мощность 1,5 кВт. Для измерения температуры нагревательной жидкости и установки заданной температуры применяется регулируемый термометр 5. С целью создания циркуляции жидкости на установке размещен электрический насос 7.

Рычажный измерительный механизм имеет следующее соотношение плеч L1/L2 =750/65 =11,5 то есть ходу клапана в 0,1 мм соответствует ход стрелки самописца равный 1,15 мм.

Проверка действия термостата выполняется в такой последовательности.

Укладывается на дно площадки 6 (рис.1) в специальное гнездо испытуемый термостат байпасным клапаном вверх. Затем устанавливается измерительный рычаг 3. Шкала 4 подводится к стрелке самописца на нулевое положение с помощью подвижных кронштейнов. Заполняется водой бак УТ-15 до полного закрытия баллона корпуса термостата. После чего включается нагревательные элементы УТ-15 в сеть 220В и циркулирующий насос. При проверке термостата нужно следить за его состоянием и показателями термометра.

При проведении опыта необходимо записать температуру начала открытия и величину подъема клапана термостата.

Полученные данные сравниваются с техническими условиями

Марка двигателя

Температура открытия клапанов термостата, К

 

Величина подъема клапана, мм

 

начало

 

конец

 

ВАЗ 2109

356

369

8

АЗЛК 2141

355

367

8

ЗМЗ-53

351

364

8

ЗИЛ –130

343

356

9

 

 

 

 

 

 

 

В результате проверки термостата делается заключение о его работе.

При неудовлетворительной работе термостат либо ремонтируется, либо заменяется на новый.

Рис.1 Устройство для проверки работоспособности термостата

<В начало>

<Содержание>