1. Цель работы: рассчитать систему охлаждения двигателя и проверить работу термостата.
2. Приборы и оборудование: Устройство для проверки работоспособности термостата, универсальный термостат УИ – 15, испытуемый термостат двигателя ВАЗ.
В этой части работы необходимо:
а) произвести расчет количества теплоты, выделяемой двигателем;
б) произвести расчет вентилятора и радиатора.
Проверка работоспособности состоит из следующих операций:
а) изучить устройство термостата;
б) собрать устройство;
в) включить термостат УИ – 15;
г) отметить температуру начала открытия и величину подъема клапана термостата;
д) полученные данные сравнить с техническими условиями и представить в виде таблицы.
4. Расчет системы охлаждения двигателя ВАЗ
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
Марка двигателя |
ВАЗ-2106 |
ВАЗ-2108 |
ВАЗ-21081 |
ВАЗ-21083 |
Мощность двигателя, кВт |
56,3 |
46,6 |
39,9 |
53 |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 |
5400 |
5600 |
5600 |
5600 |
Коэффициент избытка воздуха |
0,96 |
0,95 |
0,92 |
1,05 |
Диаметр цилиндра, мм |
79 |
76 |
76 |
82 |
Давление окружающей среды, Мпа |
0,085 |
0,09 |
0,1 |
0,095 |
4.2. Расчет количества теплоты.
Исходная величина для расчета элементов системы охлаждения – количество теплоты, которое необходимо отвести от двигателя в охлаждающую среду:
, Дж/с,
где qЖ - удельное количество теплоты, Дж/(кВтс);
Ne - эффективная мощность, кВт.
На основании статистических данных для различных типов двигателей удельное количество теплоты qЖ (Дж/(кВтс)] составляет:
Карбюраторные двигатели………………800—1200
Дизели……………………………………………630—1000
Для ориентировочных расчетов четырехтактных двигателей количество теплоты (Дж/с) может быть подсчитано по эмпирической формуле в зависимости от параметров двигателя
,
где С = 0,414-0,47 — коэффициент пропорциональности;
i — число цилиндров; Dцил — диаметр цилиндра, см;
nе — частота вращения коленчатого вала, об/мин;
a — коэффициент избытка воздуха;
m=0,6—0,7— показатель степени.
Основные параметры радиатора: поверхность охлаждения радиатора FP (м2), омываемая воздухом; фронтальная поверхность радиатора FФ.Р (м2); глубина радиатора l (м)—расстояние между передней и задней стенками его решетки по ходу воздуха l=0,06 – 0,15 м; коэффициент компактности радиатора j - отношение охлаждающей поверхности к объему радиатора, , j=600 – 900 (м2/м3); коэффициент оребрения y — отношение площадей поверхностей, омываемых воздухом и жидкостью: y=3 –6.
Количество жидкости (кг/с), циркулирующей в системе охлаждения в единицу времени.
,
где сЖ — теплоемкость циркулирующей жидкости: для воды сЖ=4,178 Дж/(кгК), для этиленгликолиевых смесей сЖ= 2,093 Дж/(кгК); DТЖ = 5 – 10 — перепад температуры охлаждающей жидкости в радиаторе, К.
Поверхность охлаждения радиатора (м2)
где К - полный коэффициент теплопередачи, Вт/(м2×град); Тж.ср = 353¸368 - средняя температура жидкости в радиаторе, К:
Тв.ср = 323¸328 - средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К:
Полный коэффициент теплопередачи К зависит от многих факторов: конструкции радиатора (трубок, ребер, качества пайки), скорости жидкости и воздуха. Ориентировочно коэффициент теплопередачи [Вт/(м2К)]
,
где y - коэффициент оребрения; aж - коэффициент теплоотдачи от жидкости к стенке трубки радиатора, Вт/(м2-К);
d-толщина стенки трубки, м; l- коэффициент теплопроводности металла трубок радиатора, Вт/(м×К); ав - коэффициент теплоотдачи от стенок трубок радиатора к воздуху, Вт/(м2×К);
Можно принимать К [Вт/(м2×К)]:
для карбюраторных двигателей ……140—180;
для дизелей…………………………………… 80—100;
Для существующих конструкций систем жидкостного охлаждения удельная поверхность охлаждения радиатора (м2/кВт) fр = Fp/NeN и удельная емкость системы охлаждения (л/кВт):
nж = Vж/NeN, где Vж - полная емкость системы (л).
Vж имеет следующие значения:
Для легковых автомобилей
fр = 0,136—0,313; nж = 0,613—0,354
для грузовых автомобилей
fр = 0,204—0,408; nж = 0,272—0,816
Количество теплоты, отводимой от двигателя QЖ и передаваемой через охлаждающую жидкость охлаждающему воздуху в радиаторе QВ принимают равным. В этом случае расход воздуха через радиатор (м3/с)
,
где QВ - количество теплоты, отводимое от радиатора охлаждающим воздухом: QВ= QЖ Дж/с; сВ= 1000 — теплоемкость воздуха, Дж/(кгК); DТ=Тв.вых.-Тв.вх.=20 – 30 — перепад температуры воздуха в радиаторе, К (Тв.вх = 313 К); rв — плотность воздуха при средней его температуре в радиаторе, кг/м3:
р0 — атмосферное давление, МПа; RВ = 287 — удельная газовая постоянная для воздуха, Дж/(кгК); Тв.ср. = 323 – 328 средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К:
Фронтальная поверхность решетки радиатора, выполненная в виде квадрата с целью получения коэффициента обдува равным единице, (м2)
,
где vв— скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения машины, м/с.
По найденным значениям поверхности охлаждения радиатора Fp и фронтальной поверхности ре-тетки радиатора Fф.р определяют соответственно глубину радиатора (м) и коэффициент компактности (м2/м3):
; .
Для подбора вентилятора необходимо знать аэродинамическое сопротивление воздушного тракта. Сопротивление воздушного тракта складывается из сопротивления при входе воздуха в радиатор и при выходе из-под капота двигателя. В существующих системах жидкостного охлаждения двигателей, устанавливаемых на строительные и дорожные машины, общее сопротивление воздушного тракта Нв=600 – 1000 Па. Зная потребный расход воздуха через радиатор и сопротивление воздушного тракта, можно определить мощность (кВт), затрачиваемую на привод вентилятора,
,
где hвен — к.п. д. вентилятора:
клепаного hвен = 0,32 – 0,40, литого hвен = 0,55 – 0,65.
Частоту вращения вентилятора определяют исходя из предельного значения окружной скорости u=70 – 100 м/с.
Окружная скорость зависит от напора и конструкции вентилятора
,
где rв — плотность воздуха, определяемая по средним параметрам, кг/м3; yв— коэффициент, зависящий от формы лопастей:
для плоских лопастей………………………….yв=2,8 – 3,5;
для криволинейных…………………………….yв=2,2 – 2,9.
Частота вращения (об/мин) при известной окружной скорости
,
где Dвен— диаметр вентилятора, м:
.
Фактическая производительность вентилятора
,
где R, г — наружный и внутренний радиусы вентилятора, м; bвен — ширина лопасти, м; zвен — число лопастей вентилятора; hв¢=0,4 – 0,7 — коэффициент, учитывающий сопротивление потоку воздуха при выходе его из-под капота двигателя; nвен=(1,0 – 1,4)nе — частота вращения вентилятора, об/мин; a=35 – 45 — угол наклона лопасти вентилятора к направлению воздушного потока, град.
Число лопастей следует выбирать минимальным, насколько позволяют габариты вентилятора, обеспечивающего необходимый расход воздуха через радиатор; ширину лопастей — 80—120 мм. При малом числе лопастей следует принимать большую ширину, ближе к верхнему пределу.
5. Проверка работоспособности термостата
Устройство состоит из ультратермостата УТ-15 1, в котором на площадке 6, регулируемой по высоте устанавливается испытуемый термостат 2. К нему прикрепляется измерительный рычаг 3, на конце которого, находится самописец 9. Запись хода клапана термостата производится на миллиметровую шкалу 4. Нагревательные элементы 8 имеют суммарную потребляемую мощность 1,5 кВт. Для измерения температуры нагревательной жидкости и установки заданной температуры применяется регулируемый термометр 5. С целью создания циркуляции жидкости на установке размещен электрический насос 7.
Рычажный измерительный механизм имеет следующее соотношение плеч L1/L2 =750/65 =11,5 то есть ходу клапана в 0,1 мм соответствует ход стрелки самописца равный 1,15 мм.
Проверка действия термостата выполняется в такой последовательности.
Укладывается на дно площадки 6 (рис.1) в специальное гнездо испытуемый термостат байпасным клапаном вверх. Затем устанавливается измерительный рычаг 3. Шкала 4 подводится к стрелке самописца на нулевое положение с помощью подвижных кронштейнов. Заполняется водой бак УТ-15 до полного закрытия баллона корпуса термостата. После чего включается нагревательные элементы УТ-15 в сеть 220В и циркулирующий насос. При проверке термостата нужно следить за его состоянием и показателями термометра.
При проведении опыта необходимо записать температуру начала открытия и величину подъема клапана термостата.
Полученные данные сравниваются с техническими условиями
Марка двигателя |
Температура открытия клапанов термостата, К
|
Величина подъема клапана, мм
|
|
начало
|
конец
|
||
ВАЗ 2109 |
356 |
369 |
8 |
АЗЛК 2141 |
355 |
367 |
8 |
ЗМЗ-53 |
351 |
364 |
8 |
ЗИЛ –130 |
343 |
356 |
9 |
В результате проверки термостата делается заключение о его работе.
При неудовлетворительной работе термостат либо ремонтируется, либо заменяется на новый.
Рис.1 Устройство для проверки работоспособности термостата