ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Учебное пособие

6. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ

6.7. Шины

6.7.1. Маркировка шин

     Диагональные и радиальные шины различаются не только конструкцией, но и маркировкой. Например, диагональная шина имеет обозна­чение 6,15-13/155-13:
     6,15 — условная ширина профиля шины (В) (см. рис. 50) в дюймах;
     13 — посадочный диаметр (d) шины (и колеса) в дюймах;
     155 — условная ширина профиля шины в мм.
     Дробь перед числом 155 разделяет дюймовое обозначение шины от миллиметрового. Вместо числа 13 во втором случае может быть и миллиметровое обозначение посадочного диаметра (330).
     Радиальная шина имеет единое смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например, маркировка 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless означает:
     165 — условная ширина профиля шины (В) в мм;
     70 — отношение высоты профиля шины (Н) к ее ширине (В), %;
     «R» — обозначение радиальной шины;
     13 — посадочный диаметр в дюймах;
     78 — условный индекс грузоподъемности шины;
     S — скоростной индекс шины (максимально допустимая скорость движения автомобиля) в км/ч;
«Steel Radial» — радиальная шина с металлическим кордом; «Tubeless» или «TL» — бескамерное исполнение шины.
     Следует иметь в виду, что ширина профиля (В) связана с шириной обода колеса (b) соотношением b=0,70...0,75 В, т.е. чем шире шина, тем требуется и более широкое колесо. Например, в случае В = 165 мм необходимая ширина обода b составляет 115÷124 мм или 4,52÷4,90 дюйма. Требуемый типоразмер колеса — 4 1/2 или 5 дюймов. Слишком узкое колесо (например, в 4 дюйма) ухудшает устойчивость (управляемость) автомобиля, а слишком широкое колесо (например, в 5 1/2 дюйма) ухудшает эластичность шины и отрицательно влияет на ее долговечность.
     Соотношение Н/В оказывает значительное влияние на эксплуатационные качества шины. Например, широкопрофильные или сверхнизкопрофильные шины (Н/В = 0,70 и менее) улучшают сцепление с дорогой, характеристики управляемости автомобиля и выполнены более жесткими, чем обычные шины с Н/В = 0,80...0,82. Современные радиальные шины имеют соотношение Н/В в пределах 0,82...0,30, причем в случае Н/В = 0,82 это число не входит в обозначение шины (например, 165R13). Начиная с Н/В = 0,80 и ниже (через каждые 0,05) индекс «80», «75», «70» и так до «30» уже входит в обозначение шины.
     Для повседневной езды по отечественным дорогам целесообразно ограничиться соотношением Н/В не ниже 0,65, причем это касается довольно больших шин для автомобилей типа ГАЗ-3110 «Волга». На моделях ВАЗ лучше не применять шины с Н/В ниже 0,70, а для ВАЗ-1111 «Ока» и вовсе нецелесообразна установка каких-либо иных шин, чем заводских размера 135R12.
     Современные скоростные сверхнизкопрофильные шины с Н/В = 0,30...0,60 пригодны только для движения по гладким шоссейным дорогам с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране (за исключением отдельных участков ряда магистралей) практически пока нет.
     Скоростные индексы шин обозначают буквами латинского алфавита: L - до 120 км/ч; Р - до 150 км/ч; Q - до 160 км/ч; R - до 170 км/ч; S - до 180 км/ч; Т - до 190 км/ч; U - до 200 км/ч; Н - до 210 км/ч; V - до 240 км/ч; W - до 270 км/ч; Y - до 300 км/ч и Z (или ZR) - свыше 240 км/ч (с соответствующим уменьшением нагрузки по мере роста допустимой скорости).
     Кроме стандартного обозначения, на боковину покрышки наносят и дополнительную информацию. Например, кроме индекса грузоподъемности, часто обозначается максимальная нагрузка (Maximum Load) и соответствующее этой нагрузке внутреннее давление в шине (Maximum Pressure). При этом нагрузка указывается в фунтах (LBS), а давление — в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в «холодном» состоянии (1 LBS = 0,4536 кг; 1 PSI = 0,0069 МПа). Как правило, эксплуатационная нагрузка и внутреннее давление в шине несколько меньше, чем ее максимальные возможности, т.е. шина подбирается на автомобиль как бы с «запасом». Особенно хорошо такой «запас» виден на скоростных автомобилях или легковых многоцелевых полноприводных машинах, называемых обычно «джипами».
     Шины крупных мировых изготовителей могут иметь дополнительную маркировку, принятую для обозначения шин только «своего» изготовления. Например, компания «Мишлен» (Michelin) использует дополнительные логотипы (схематические рисунки), обозначающие «место» этой шины в огромной производственной программе, а также и другую информацию. Например, шина «Мишлен» обозначена как 185/ 60R14 82V Pilot HX MXV3-A. Первые 12 знаков расшифровываются в общепринятом порядке. Слово «Pilot» со своим логотипом означает название гаммы (семейства) шин. Индекс «НХ» классифицирует шину как «гармоничную», т.е. универсальную по принятому в компании комплексу потребительских качеств. Следующий индекс «MXV3-A» означает форму рисунка протектора. Кроме этого, впереди общей маркировки, как правило, есть надпись RADIAL XR - зарегистрированная торговая марка фирмы «Michelin».
     С 1977 г. компания производит несколько типоразмеров шин семейства «TRX» полностью метрического обозначения с колесами специального, более плоского типа «TR». Например, шина TRX размера 200/55HR390 по несущей способности и габаритам эквивалентна обычной шине размера 185/70R14. Однако они совершенно невзаимозаменяемы по применяемым колесам, так как колесо для шины TRX в данном случае на 34,4 мм больше по наружному диаметру.
     Шины, работающие с камерами, обозначаются «TUBE TYRE» или «ТТ» (на немецком - MIT SCHLAUCH), но могут и не иметь никакого специального обозначения.
     Часто наносится краткое описание конструкции каркаса покрышки, характеризующее ее несущую способность, т.е. прочность каркаса. Чем более прочный каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина. И, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Прочность каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности PR (PLY RATING) Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced» т.е. «усиленная» шина повышенной грузоподъемности.
     На легких грузовиках и микроавтобусах шины с 6PR и 8PR наиболее употребительны, поэтому шины повышенной слойности (т.е. прочности) часто обозначаются буквой «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C). Однако следует иметь в виду, что норма слойности - условное понятие и она, как правило, не соответствует числу слоев каркаса.
Знак на боковине шины (TWI) показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота протектора легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
     Шины скоростных автомобилей могут иметь указатель (стрелку), показывающую требуемое направление вращения (rotation). Так называемые ассиметричные шины требуют внимательности и при монтаже: внутренняя сторона должна быть обращена к элементам подвески, а наружная - к внешней стороне автомобиля. Такие шины имеют надписи: «сторона, обращенная внутрь» (side facing inwards), и «сторона, обращенная наружу» (side facing outwards).
     Кроме шин с обычным (дорожным или универсальным) рисунком протектора есть шины для зимней эксплуатации с развитым протектором, обозначаемые «M+S» (mud and snow - снег и грязь). Такие шины имеют более глубокий протектор, они более тяжелые, шумные и менее быстроходные.
     Ряд фирм производит специальные шины для работы в тяжелых дорожных условиях. Российским автомобилистам такие шины известны, как шины для автомобилей повышенной проходимости.
Надпись «secunda» или буквы «DA» на покрышке говорит о ее второсортности, т.е. о наличии второстепенных дефектов, не влияющих на скоростную прочность.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ