ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

4. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

     Назначение механизма газораспределения (МГР) — управление процессом газообмена и обеспечение возможно лучшего наполнения цилиндров.
     В современных четырехтактных двигателях применяют в основном клапанные механизмы газораспределения, характеризующиеся простотой конструкции, малой стоимостью изготовления и ремонта, хорошим уплотнением камеры сгорания и надежностью в работе.

4.1. Основные типы механизмов газораспределения

     Широкое распространение получили конструкции двигателей с двухклапанными МГР, включающие в себя один впускной и один выпускной клапаны (рис. 24, 25). В двигателях с цилиндрическими и клиновидными камерами сгорания клапаны располагаются в один ряд вдоль оси блока (см. рис. 24).

Рис.24. Однородное расположение двух клапанов на один цилиндр

Рис.24. Однородное расположение двух клапанов на один цилиндр
а,в – впускные и выпускные клапаны чередуются; б – впускные и выпускные клапаны расположены попарно

     Впускные и выпускные клапаны чередуются (рис. 24, а) или располагаются попарно (рис. 24, 6). В последнем случае впускные клапаны соседних цилиндров могут иметь один общий или раздельные патрубки для каждого клапана (см. рис. 24, а, в). Двухрядное расположение клапанов (рис. 25) применяют в двигателях с искровым зажиганием (ДсИЗ), имеющих шатровые или полусферические камеры сгорания. В дизелях двухрядное расположение клапанов обычно не применяется в связи с трудностью размещения форсунок в местах, удобных для обслуживания. В двигателях с искровым зажиганием и однорядным расположением клапанов впускной и выпускной трубопроводы могут быть размещены как с одной стороны головки цилиндров (см. рис. 24, а, б), так и с обеих сторон (см. рис. 24, в). В двигателях с двухрядным расположением клапанов и в V-образных двигателях трубопроводы располагаются по обе стороны головки цилиндров (см. рис. 25).

Рис.25. Двухрядное расположение двух клапанов

Рис.25. Двухрядное расположение двух клапанов (а,б) на один цилиндр

     Все большее распространение получают конструкции механизма газораспределения с тремя ( рис. 26) и четырьмя клапанами на один цилиндр (рис. 27). Это позволяет увеличить площади проходных сечений клапанов при уменьшении их размеров. С уменьшением диаметра головки клапана увеличивается ее жесткость и улучшается охлаждение. Одновременно снижается инерционная нагрузка на детали механизма газораспределения.

Рис.26. Варианты (а,б) расположения трех клапанов на один цилиндр

Рис.26. Варианты (а,б) расположения трех клапанов на один цилиндр

     Трехклапанные механизмы выполняются с одним выпускным клапаном большого диаметра и двумя впускными (рис. 26, а) или с одним впускным большого диаметра и двумя выпускными (рис. 26, б). При установке четырех клапанов на один цилиндр (рис. 27) одноименные клапаны могут располагаться вдоль продольной оси блока (рис. 27, а) или в двух рядах (рис. 27, б). При двухрядном расположении стержень выпускного клапана, расположенного со стороны выпускного патрубка, подвергается интенсивному нагреву. С этим связано более широкое распространение конструкций с расположением одноименных клапанов в различных рядах.

Рис.27. Варианты (а,б) расположения четырех клапанов на один цилиндр

Рис.27. Варианты (а,б) расположения четырех клапанов на один цилиндр

     На поршневых четырехтактных карбюраторных двигателях впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов осуществляются клапанами, которые могут иметь нижнее или верхнее расположение. При нижнем расположении клапаны устанавливают в блоке цилиндров (у двигателей ГАЗ-52-04, ЗИЛ-157КД), а при верхнем — в головке цилиндров (у двигателей автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-24-10 «Волга», ВАЗ-2108 «Спутник» и др.).

См. далее

НА ГЛАВНУЮ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ