|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Учебное пособие 4. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ Назначение механизма газораспределения (МГР) — управление процессом газообмена и
обеспечение возможно лучшего наполнения цилиндров. 4.1. Основные типы механизмов газораспределения Широкое распространение получили конструкции двигателей с двухклапанными МГР, включающие в себя один впускной и один выпускной клапаны (рис. 24, 25). В двигателях с цилиндрическими и клиновидными камерами сгорания клапаны располагаются в один ряд вдоль оси блока (см. рис. 24).
Рис.24. Однородное расположение двух клапанов на один цилиндр Впускные и выпускные клапаны чередуются (рис. 24, а) или располагаются попарно (рис. 24, 6). В последнем случае впускные клапаны соседних цилиндров могут иметь один общий или раздельные патрубки для каждого клапана (см. рис. 24, а, в). Двухрядное расположение клапанов (рис. 25) применяют в двигателях с искровым зажиганием (ДсИЗ), имеющих шатровые или полусферические камеры сгорания. В дизелях двухрядное расположение клапанов обычно не применяется в связи с трудностью размещения форсунок в местах, удобных для обслуживания. В двигателях с искровым зажиганием и однорядным расположением клапанов впускной и выпускной трубопроводы могут быть размещены как с одной стороны головки цилиндров (см. рис. 24, а, б), так и с обеих сторон (см. рис. 24, в). В двигателях с двухрядным расположением клапанов и в V-образных двигателях трубопроводы располагаются по обе стороны головки цилиндров (см. рис. 25).
Рис.25. Двухрядное расположение двух клапанов (а,б) на один цилиндр Все большее распространение получают конструкции механизма газораспределения с тремя ( рис. 26) и четырьмя клапанами на один цилиндр (рис. 27). Это позволяет увеличить площади проходных сечений клапанов при уменьшении их размеров. С уменьшением диаметра головки клапана увеличивается ее жесткость и улучшается охлаждение. Одновременно снижается инерционная нагрузка на детали механизма газораспределения.
Рис.26. Варианты (а,б) расположения трех клапанов на один цилиндр Трехклапанные механизмы выполняются с одним выпускным клапаном большого диаметра и двумя впускными (рис. 26, а) или с одним впускным большого диаметра и двумя выпускными (рис. 26, б). При установке четырех клапанов на один цилиндр (рис. 27) одноименные клапаны могут располагаться вдоль продольной оси блока (рис. 27, а) или в двух рядах (рис. 27, б). При двухрядном расположении стержень выпускного клапана, расположенного со стороны выпускного патрубка, подвергается интенсивному нагреву. С этим связано более широкое распространение конструкций с расположением одноименных клапанов в различных рядах.
Рис.27. Варианты (а,б) расположения четырех клапанов на один цилиндр На поршневых четырехтактных карбюраторных двигателях впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов осуществляются клапанами, которые могут иметь нижнее или верхнее расположение. При нижнем расположении клапаны устанавливают в блоке цилиндров (у двигателей ГАЗ-52-04, ЗИЛ-157КД), а при верхнем — в головке цилиндров (у двигателей автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-24-10 «Волга», ВАЗ-2108 «Спутник» и др.). |