ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

2. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

2.9. Многоцилиндровые двигатели

     На современных автомобилях применяют четырех-, шести-, восьми- и 12-цилиндровые двигатели. Наиболее распространенные схемы компоновок цилиндров 1 двигателей представлены на рис. 13. При однорядных схемах компоновки (рис. 13, а) оси цилиндра 1 занимают строго вертикальное положение (это двигатели автомобилей ВАЗ-2106 «Жигули», ГАЗ-24-10 и -3102 «Волга» и др.) или расположены под некоторым углом a к вертикали (рис. 13,6), находящихся в пределах 15—20° (это двигатель автомобиля «Москвич-21412»), что позволяет уменьшить высоту двигателя и удобнее располагать его приборы и оборудование. На большинстве грузовых автомобилей применяют двухрядную V-образную (под углом (ß) компоновку (рис. 13, в) цилиндров 1 (это двигатели автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, МАЗ-5335, «Урал-4320» и ГАЗ-53-12). Наряду с этим применяется также и двухрядная компоновка (рис. 13, г) под углом 180° с противолежащими цилиндрами 1. Двигатели с таким расположением цилиндров иногда называют оппозитными, они удобно располагаются под полом кузова, например, в автобусах.

Рис.13. Схемы компоновки цилиндров двигателей

     Многоцилиндровые двигатели состоят как бы из нескольких одноцилиндровых двигателей, конструктивно объединенных в одно целое и имеющих один общий коленчатый вал. В таком двигателе за два оборота коленчатого вала рабочих ходов будет столько, сколько у него цилиндров, а так как два оборота коленчатого вала соответствуют 720°, то такты рабочего хода будут чередоваться через равные угловые интервалы Θ в зависимости от числа цилиндров i, следовательно, Θ = 720/i.
     Например, в четырех-, шести- и восьмицилиндровых двигателях рабочие ходы происходят соответственно через 180, 120 и 90° поворота коленчатого вала. В каждом цилиндре указанных двигателей осуществляется один и тот же рабочий процесс, но одноименные такты происходят в разные моменты времени, при этом чередование тактов в цилиндрах двигателей выбирают так, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки на подшипники коленчатого вала и плавную работу двигателя. Последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах двигателя в течение его рабочего цикла называется порядком работы двигателя. Принято указывать порядок работы двигателя по чередованию тактов рабочего хода, начиная с первого цилиндра.
     Порядок работы двигателя во многом зависит от типа двигателя и числа цилиндров. Так, у коленчатого вала рядного четырехцилиндрового двигателя (рис. 14, а) кривошипы расположены попарно под углом 180°, два крайних — под углом 180° к двум средним. Соответственно поршни цилиндров 1 и 4 при работе двигателя перемещаются одновременно в одном направлении, а поршни цилиндров 2 и 3 — в противоположном.

Рис.14. Схемы кривошипно-шатунного механизма рядных двигателей

Рис.14. Схемы кривошипно-шатунного механизма рядных двигателей

     Порядок работы четырехцилиндровых двигателей может быть 1—3—4—2 (это у двигателей автомобилей семейств ВАЗ, «Москвич» и др.) или 1—2—4—3 (это у двигателей автомобилей ГАЗ-24-10 «Волга», УАЗ-3151 и их модификаций).
     В шестицилиндровом рядном двигателе шатунные шейки коленчатого вала (рис. 14, б) расположены попарно в трех плоскостях. Такты во всех цилиндрах двигателя в соответствии с расположением кривошипов начинаются и кончаются не одновременно, как в четырехцилиндровом двигателе, а смещаются в одной паре цилиндров относительно другой на угол 120 °, и, следовательно, рабочие ходы перекрываются на 1/з хода поршня, обеспечивая тем самым более равномерное вращение коленчатого вала.
     Наиболее распространенным порядком работы карбюраторного шестицилиндрового рядного двигателя является 1—5—3—6—2—4 (это у двигателей автомобилей ЗИЛ-157КД, ГАЗ-52-04). Возможны и другие порядки работы карбюраторного шестицилиндрового двигателя.
     Для шестицилиндровых дизелей наиболее совершенным является V-образный вариант двигателя с развалом цилиндров под углом 90° (рис. 15, а) и с порядком работы 1—4—2—5—3—6 (это двигатель ЯМЗ-236). Широкое распростране­ние дизелей и карбюраторных двигателей с V-образным расположением цилиндров является следствием преимуществ компоновочных схем этого типа по сравнению с компоновочными схемами рядных двигателей.

Рис.15. Схемы кривошипного механизма V-образных двигателей

Рис.15. Схемы кривошипного механизма V-образных двигателей

     К преимуществам таких двигателей следует отнести их меньшую высоту и габаритную длину, что дает возможность улучшить компоновку автомобиля в целом.
     Недостатками V-образных двигателей являются более сложная отливка блока и увеличение габаритной ширины его по сравнению с рядным двигателем.
     На грузовых автомобилях ЗИЛ-130, ГАЗ-53-12, КамАЗ-5320 и других установлены восьмицилиндровые V-образные двигатели (рис. 15, б), цилиндры которых расположены в два ряда по ходу автомобиля. Угол развала между рядами цилиндров составляет 90°. Один ряд цилиндров несколько смещен относительно другого ряда, что обусловлено установкой двух шатунов на каждую шейку коленчатого вала. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна, которые связаны с поршнями правого и левого рядов цилиндров.
     В восьмицилиндровом V-образном двигателе порядок работы 1—5—4—2—6— 3—7—8. При указанном порядке работы рабочие ходы следуют один за другим с перекрытием на ½ хода поршня. Это обеспечивает не только равномерное вращение коленчатого вала, но и уравновешивание сил инерции, возникающих в процессе работы восьмицилиндрового двигателя.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ