|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»
Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Учебное пособие 2. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2.7. Показатели двигателя внутреннего сгорания На практике в качестве
показателя работоспособности цикла используется не индикаторная работа Li,
которая определяется не только совершенством организации рабочих процессов, но
и размерностью двигателя, а удельный показатель pi, представляющий
собой индикаторную работу цикла, снимаемую с единицы рабочего объема pi
= Li / Vh, который имеет размерность давления и
называется средним индикаторным давлением. Ni=pi·n·i·Vh/(30τ) Для оценки экономичности двигателя большее практическое применение получил параметр, называемый удельным индикаторным расходом топлива gi , показывающий, какое количество топлива расходует двигатель на производство единицы индикаторной работы: gi=gцLi . Величина gi обычно выражается в г/(кВт·ч), поэтому в числителе этого уравнения расход топлива задают в размерности кг/ч, а в знаменателе — кВт, вследствие чего gi=10³GT/Ni . К эффективным
показателям двигателя, учитывающим как тепловые, так и механические потери в
двигателе, относятся среднее эффективное давление, эффективная мощность,
литровая мощность, эффективный КПД и удельный эффективный расход топлива. pм=1,1+0,13Cn , для четырехтактных карбюраторных двигателей pм=0,42+0,12Cn , где Сn = Sn/30 — средняя
скорость поршня, м/с. Ne=Ni-Nм . Мощность механических
потерь затрачивается на преодоление трения между трущимися поверхностями
деталей двигателя, на приведение в действие вспомогательных механизмов приборов
и агрегатов, на насосные потери (потери на всасывание и выталкивание газов при
очистке и зарядке) и на вентиляционные потери. Величина механических потерь
зависит от конструкции, технологии изготовления и качества материала деталей
двигателя. ηм=Ne/Ni=pe/pi . Для современных
двигателей механический КПД составляет 0,72—0,9. Ne=ηмNi. Эффективная мощность двигателя Ne (кВт) аналогично индикаторной мощности может быть выражена через среднее эффективное давление: Ne=pe·n·i·Vh/(30τ) Эффективный крутящий
момент двигателя Мk пропорционален рe, т.е. Мk
= рe·I·Vh / (π·τ). ge=10³GT/Ne . Литровой мощностью называют номинальную эффективную мощность, снимаемую с единицы рабочего объема двигателя: Nл=Ne/i·Vh=pe ·n/(30τ). Литровая мощность
характеризует степень использования рабочего объема цилиндра и показывает
возможные пути повышения мощности двигателя при сохранении основных размеров
цилиндра. Чем выше литровая мощность, тем меньше рабочий объем и соответственно
меньшие габариты и массу имеет двигатель при одинаковой номинальной мощности. ηe=ηiηм . Большое значение для
оценки надежности и долговечности двигателя имеют показатели, характеризующие
тепловую и динамическую напряженность его конструкции. Основным показателем
является средняя скорость поршня Сп. Этот параметр оценивает
механическую напряженность, так как определяет уровень нагруженности деталей
двигателя инерционными силами, пропорциональными Сп, а также
косвенно характеризует износ сопряженных элементов. Nп=Ne/(i·Fп ) Nппредставляет собой эффективную мощность, приходящуюся на единицу площади всех поршней. Этот параметр тесно связан с литровой мощностью двигателя, так как с учетом того, что i·Fп=i·Vh /S, Nп=Nл·S=pe·Cп /τ. Здесь ре характеризует
тепловую и механическую, а Cп динамическую напряженность конструкции
двигателя. qN=Mдв/(i·Vh). Эти показатели связаны между собой через литровую мощность: gN=qл/Nл. При одинаковом рабочем объеме gл у дизелей больше, чем у карбюраторных двигателей в основном из-за большей массы элементов конструкции вследствие более высокой их тепловой, механической и динамической напряженности. Учитывая, что дизели без наддува, как правило, имеют меньшую Nл, для них характерны большие, чем в двигателях с искровым зажиганием, значения удельной массы. |