ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

 

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Учебное пособие

2. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

2.5. Рабочие процессы четырехтактного дизеля

     Типичная индикаторная диаграмма четырехтактного дизеля приведена на рис. 9.

Рис.9. Схема и индикаторная диаграмма дизеля

Рис.9. Схема и индикаторная диаграмма дизеля.

  1. Редуктор.
  2. ТНВД (топливный насос высокого давления).
  3. Форсунка.

     С целью обеспечения достаточной температуры для надежного самовоспламенения степень сжатия в дизелях назначается много большей, чем в карбюраторных двигателях: ε = 14...23.
     Процесс наполнения цилиндров свежим зарядом (в дизеле это воздух) и значения параметров РТ в конце такта (см. рис.9, точка а) определяются следующими факторами:

  • гидравлические потери во впускной системе дизеля заметно меньше, чем в карбюраторном двигателе (нет диффузора карбюратора и дроссельной заслонки), и они не изменяются при изменений нагрузки на двигатель;
  • во впускной системе нет отвода теплоты от свежего заряда при испарении топлива ввиду отсутствия последнего в свежем заряде дизеля, вследствие чего отпадает необходимость в специальном подогреве впускного трубопровода.

     По этой причине давление в точке а (см. оис.9) в дизеле больше, чем в двигателе карбюраторном: ра = (0,85...0,92)р0.
     Температура Та в дизеле несколько ниже, чем в карбюраторных ДВС (Та = 310...350 К), в основном из-за того, что при больших степенях сжатия к свежему заряду подмешивается относительно меньшее количество ОГ, имеющих более низкую температуру. Особенностью такта сжатия в дизеле (φ = 180...3600) являются более высокие, чем в карбюраторном двигателе, термодинамические параметры рабочего тела в точке с; рс=3,5...6,0 МПа, Тс=700...900 К, что объясняется в основном большей величиной степени сжатия.
     В конце такта сжатия в камеру сгорания начинают впрыскивать топливо. Угол, на который повернется коленчатый вал от момента начала впрыскивания топлива до прихода поршня в ВМТ, называется углом опережения впрыскивания.
     Вследствие начинающегося еще до ВМТ процесса сгорания давление в цилиндре р'с превышает расчетное значение рс: р'с = (1,05...1,15) рс.
     Если в карбюраторном двигателе после подачи искры процесс сгорания происходит в условиях заранее подготовленной достаточно однородной рабочей смеси, то в дизеле ее подготовка осуществляется за короткий интервал времени, предшествующий сгоранию топлива от начала подачи, при этом значительная его часть впрыскивается в цилиндр непосредственно в процессе сгорания. Все это приводит к тому, что вблизи ВМТ в дизеле сгорает существенно меньшая, чем в карбюраторном ДВС, часть всего подаваемого топлива и значительное его количество горит после ВМТ при заметном увеличении объема надпоршневого пространства. Поэтому при идеализации действительного цикла дизеля процесс сгорания имитируется подводом части теплоты к РТ при V=const, а другой части — при р=const.
     В значительной мере следствием этого является то, что степень повышения давления λ =1,4...2,2 меньше, чем аналогичная величина в карбюраторном двигателе. Максимальное давление цикла в дизеле и соответствующая температура в точке z: рz = 6,0...10,0 МПа; Tz=1800...2300 К. Более низкие значения Тz по сравнению с бензиновым двигателем являются в основном следствием большего значения коэффициента избытка воздуха.
     Расчетные параметры РТ в конце такта расширения (см. рис.9, точка Ь) pb=0,2...0,4 МПа и Тb = 1000...1200 К ниже, чем в карбюраторном двигателе из-за более высокой степени сжатия и соответственно большей степени расширения продуктов сгорания.
     Такт выпуска (φ = 540...720°) каких-либо принципиальных особенностей не имеет. Давление в точке r (конец такта выпуска), как и в случае карбюраторного двигателя, определяется величиной гидравлических потерь в выпускной системе рr = (1,05...1,2) po, а температура РТ ниже, чем в карбюраторном двигателе, Тr = 700...900 К, что объясняется более низкой температурой в конце такта расширения Тb.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ