ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств»

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ

Учебное пособие

2. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ МЕХАНИЗМАГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

     Основным параметром, характеризующим работу механизма газораспределения, который позволяет судить не только о величине проходного сечения клапана, но и о продолжительности его открытия, является «время–сечение», которым называется интегральная сумма произведений проходных сечений, открываемых клапаном, на время, т.е.

Формула

     Если известны «время–сечение» и объем газов V = Vh·ηv, поступающих в цилиндр при впуске, то средняя скорость поступления газов при впуске

ωг = V/Ф,

где ηv – коэффициент наполнения; f – величина проходного сечения клапана в рассматриваемый момент времени; t1, t2 – моменты открытия и закрытия клапана.

     С другой стороны, из условия неразрывности газовой струи имеем

ωг = Сп·Fп(i · f)-1,

где Сп – средняя скорость поршня; i – число одноименных клапанов; Fп – площадь поршня.
     Тогда Ф = 30ηv·i·f·n-1,
где n – число оборотов двигателя.
     Площадь проходного сечения клапана f при угле его конической фаски aф для текущего подъема hкл определяется как боковая поверхность усеченного конуса (рис.5):

f = πh1(dг+d1)/2 = πh1dср.кл,

где h1 = hкл cosaф – длина образующей конуса; d1 = dг + 2h1·sinaф.
     Таким образом, Ф = 15·ηv·i · n-1·π·hкл·(dг+d1)cosaф = 30·ηv·i·n-1·π·hкл·dср.клcosaф.
     Процессы впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов (фазы газораспределения) обеспечиваются своевременным открытием и закрытием соответствующих клапанов (рис.6).
     Впускной клапан начинает открываться еще до начала такта впуска, т.е. до подхода поршня к ВМТ на расстояние, соответствующее 33° поворота коленчатого вала. Это необходимо для того, чтобы клапан полностью открылся к тому моменту, когда поршень пойдет вниз. Тогда через впускное отверстие поступит больше свежей горючей смеси.

Рис.5. К определению проходного
 сечения клапана  
Рис.6. Диаграмма фаз 
газораспределения автомобиля ВАЗ-2108
Рис.5. К определению проходного сечения клапана   Рис.6. Диаграмма фаз газораспределения автомобиля ВАЗ-2108

     Закрывается впускной клапан с запаздыванием, т.е. после прохождения поршнем НМТ на расстояние, соответствующее 79° поворота коленчатого вала. Вследствие инерционного напора струи горючая смесь продолжает поступать в цилиндр, когда поршень уже начал движение вверх, и тем самым обеспечивается лучшее наполнение цилиндра.
     Выпускной клапан начинает открываться еще до полного окончания рабочего хода, до подхода поршня к НМТ на расстояние, соответствующее 47° поворота коленчатого вала. В этот момент давление в цилиндре еще довольно велико, и газы начинают интенсивно выходить из цилиндра, в результате чего их давление и температура быстро падают. Это значительно улучшает очистку цилиндра от отработавших газов и предохраняет двигатель от перегрева. Выпуск завершается после прохождения поршнем ВМТ, т.е. когда коленчатый вал повернется еще на 17°.
     Из диаграммы фаз газораспределения видно, что существует такой момент (в течение поворота коленчатого вала на 50°), когда открыты одновременно оба клапана: впускной и выпускной. Из–за малого промежутка времени перекрытие клапанов не приводит к проникновению отработавших газов во впускной трубопровод; наоборот, инерция уходящего потока отработавших газов вызывает подсос горючей смеси в цилиндр и тем самым улучшается его наполнение.

О ПОСОБИИ            НАЗАД            ВПЕРЕД            СОДЕРЖАНИЕ            СПИСОК ПОСОБИЙ