3 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
Прогнозирование параметров технологического оборудования требует анализа сложных технических, экономических и социальных объектов с большим количеством взаимосвязей, который возможно осуществить только на основе системного подхода. Изучение системного подхода в целях использования его положений в прогнозировании целесообразно начать с рассмотрения его основных концепций и определений.
3.1. Концепция и основные определения системного подхода
Системный подход - это направление методологии научного познания и практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов, как систем. Объектом исследования может быть как реально существующий объект, так и умозрительный, существующий пока только в сознании разработчиков новой техники. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем (и с ним) и сведение их в единую теоретическую картину.
Системный подход есть научный метод, имеющий общее назначение.
Системный подход основывается на ряде принципов диалектики: качественное различие части и целого, взаимосвязь и развитие, зависимость и независимость.
Системный подход отличает ряд специфических признаков: - принцип системности, который представляет собой одну из форм методологического знания, связанную с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам; - принцип иерархического познания, требующий трехуровневого изучения предмета; - принцип интеграции, отражающий особенность системного подхода, направленность его на изучение интегрированных свойств и закономерностей систем, раскрытие базисных механизмов интеграции в целом; - принцип формализации, который показывает, что системный подход нацелен на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок. Благодаря стремлению системного подхода к разработке конструктивных методов описания, анализа и синтеза систем, он нашел широкое распространение в различных областях науки и техники и является одним из основных положений прогнозирования.
Системный подход – понятие, подчеркивающее значение комплексности, широты объекта и четкой организации в исследовании, в проектировании и в прогнозировании..
Важным моментом является положение, что система – это не простое объединение составляющих ее частей, а системный охват, системные представления, и, наконец, системная организация исследования, прогнозов и новых разработок.
Cистемный охват – это рассмотрение объекта с различных сторон с привлечением специалистов различных направлений и профессий.
Системное представление – достигается построением, как правило, единой модели изучаемых явлений и объектов.
Системная организация исследований разработок и прогнозов означает непрерывное планирование и управление ими с помощью самых серьезных методов координации работ, например программного управления и сетевого планирования.
Системный подход основывается на принципе целостности проектируемого объекта или прогнозируемого явления. Т.е. исследования его свойств как единого целого, единой системы. Этот принцип предполагает, что целое обладает такими качествами, которых нет у его частей, или же в частях эти качества проявляются более слабо, чем в целом или могут быть не замечены.
В процессе исследования и прогнозирования необходимо подчинять частные цели общим, используя подход объединения и развития непрерывного представление о системе.
Принципиальное значение имеет установление связи между частями системы. Процесс деления системы на части (подсистемы) влечет получение иерархической структуры, дерева, системы, показывающей соподчиненность его системы.
Системный подход широко применяется при анализе и создании систем и моделей прогнозирования. Применение системного подхода к технике привело к появлению особого научного направления, которое получило название “системотехника”. Поскольку область нашего прогнозирования – это направление развития технических систем, необходимо пользоваться принципами и определениями «системотехники».
3.2. Принципы и определения системотехники, используемые при прогнозировании
Системотехника - это направление в кибернетике, изучающее вопросы исследования операций, прогноза, планирования, проектирования, конструирования, поведения и ликвидации сложных технических систем, в целях получения максимального социально-экономического эффекта.
Системотехника имеет свою специфику, направленную на достижение практических результатов, создания и использования систем. Данная проблема связана с вопросами оптимального проектирования, оптимизации функционирования и оценки фиктивности систем, вопросами моделирования, формирования процедур их испытания и обеспечения функционирования, предсказания направлений их развития.
Объектами системотехники являются сложные технические комплексы, которые в технической литературе встречаются под названием: сложные технические системы, системно-технические комплексы (СТК). Проектирование СТК включает обязательный прогноз и поиск оптимальных технических характеристик и процедур проектирования, испытания производства и эксплуатации.
Теоретической основой системотехники является общая теория систем. Существенная абстрактность системотехники, обеспечивая широкую применимость ее выводов, осложняет связь со специфическими требованиями свойств отдельных классов систем, что привело к ее дифференциации.
Сложный системный характер задач системотехники, значительный экономический и социальный вес ошибок, требует от исследователя широкого кругозора, знания достижений смежных областей науки и техники в вопросах применения вычислительной техники. Однако, кроме теоретических знаний, следует учитывать, что конструктор-прогнозист или исследователь системы проектируемой или испытуемой им машины для пищевых производств, должен быть хорошим специалистом своей области и хорошо ориентироваться в проблеме более высокого ранга, правильно оценивать результаты выполняемой им работы.
Наиболее точным из методов, применяемых как в прогнозировании, так и в системотехнике, является метод математического моделирования, что обуславливает его в практике системных исследований. Например: направление развития технических систем.
Процесс создания системы – например, био - человеко – машинного комплекса – длительный и многоэтапный процесс, организация которого во многом определяет ценность конечных результатов.
В системотехнике сформулирован наиболее целесообразный порядок проведения работ по созданию системотехнических комплексов, включающих 5 этапов.
На первом этапе производятся общие всесторонние исследования проблемы, формулируются цели создания систем, определяются критерии её эффективности, устанавливаются задачи.
На втором этапе разрабатываются модели и алгоритмы процессов, протекающих в системе (причем модель строится для системы в целом, а не для ее частей).
На третьем этапе строятся схемы информационного обеспечения (этап связан с источниками информации, ее содержанием).
Примечание: на втором и третьем этапах обычно осуществляется принцип централизации информации (создается единая информационная база, единый банк данных), согласование частных и общих критериев эффективности.
На четвертом этапе выбирается оптимальная структура системы с подчинением задачи достижения общей цели – создания системы (проводится согласование структурных схем, информационного обеспечения с возможностями средств отображения и вычислительной техники).
На пятом этапе осуществляется детальная разработка системы на базе принятой структуры: уточняются схемы, проводятся проектные работы, выбираются способы реализации, создается математическое и другое обеспечение. Большое внимание уделяется надежности функционирования системы, проблемам построения надежной системы из ненадежных элементов. Системный подход в общем плане определяет методы и средств решения задач системотехники, а технологией системного подхода является системный анализ.
Системный анализ может быть сведен к трем методам и подходам, которые сейчас используются при прогнозе, планировании и управлении, при исследовании систем и процессов, связанных с подготовкой и принятием решения, рассматриваемых как системы правил, процедур и приемов. Системный анализ направлен как бы “во вне системы”, поэтому его предмет не редко связывают с анализом и обоснованием целей принятия решений. Эта область для технических объектов как искусственных систем, играет ведущую роль.
Общепринятого толкования понятия “система” пока не существует, но можно привести частные, взаимодополняющие определения, включаемые в содержание термина система.
В проектном понятии – система представляется как методология проектирования и создания комплексов методов и средств для достижения определенной цели.
В инженерном смысле – система понимается как взаимосвязанный набор объектов и способов их исполнения для решения определенных задач.
В прогнозном понятии система не отличается от проектного и инженерного ее понимания, однако цели исследования могут расходиться – в первом случае цель анализа – создание системы, а во втором – определение направлений ее развитий.
Для полного определения систем необходимо раскрыть ее составляющие и свойства.
Основными компонентами системы являются: - объект, который представляет собой множество подобъектов. В качестве объектов могут рассматриваться не только сами вещи, понятия, знаки, но и совокупность их свойств или их соотношений как между собой, так и с внешней средой; - субъект – наблюдатель, исследователь, аналитик, испытатель, прогнозист, пользователь; - цель – идеальное мысленное предвосхищение результатов деятельности (состояние системы). - задача – определяет отношения наблюдателя к объекту и является исходным положением, по которому производится отбор объектов и их свойств (задачи: постановка проблемы, исследование свойств объекта в настоящем и будущем, его конструирование, испытания, модернизация, реконструкция, создание объекта, управление им, его использование); - связи – зависимости между объектом, наблюдателем, целью и задачами, которые могут быть описаны и отражены каким-либо языком (описательным, математическим, графическим); - жизненный цикл системы определяет этапы существования системы: замысел, исследование возможностей и перспектив развития, научно-исследовательская разработка идей и конструирование, построение опытного образца, испытание, технологическая подготовка производства, серийное производство, освоение и планирование использования, эксплуатация, оценка пригодности, утилизация; - системосоздающие и системоразрушающие факторы – определяют существование системы. Возникновение системы обеспечивается системосоздающими факторами, каждый фактор имеет предшественников в системе более низкого уровня. Это складывается в пеструю картину взаимопереплетения факторов. Системоразрушающие факторы – определяются извне или возникают в самой системе вследствие развития дисфункций (функций, отрицательно влияющих) и возрастания энтропии (неопределенности).
Внешнее воздействие приводит к разрушению системы, когда их сила выше силы внутренних связей системы. Развитие дисфункций взрывает систему изнутри. Возрастание энтропии происходит из-за дезорганизующих воздействий, морального и физического износа и повреждения связи. Существование системы требует определенного разнообразия, подвижности и изменчивости во времени.
Системы, независимо от их назначения, обладают общими свойствами: - целостностью – комплекс объектов, рассматриваемы в качестве системы, какова бы ни была их природа, представляет собой некое единство, обладающее общими свойствами и поведением; - делимостью – целостный объект всегда рассматривается как состоящий из элементов; - изолированностью – комплекс объектов, образующих систему и связи между ними можно ограничить и отделить их от окружения и рассматривать изолированно; - относительной изолированностью – изолированность системы (иногда) является относительной, поскольку учитывается воздействие субъекта и среды на объект и его обратное воздействие через элементы, являющиеся входами и выходами; - идентифицируемостью – каждая составная часть системы (элемент) может быть отделена по смыслу от другой составляющей; - разнообразием – множественностью, т.е. каждый элемент системы обладает собственным поведением и состоянием, отличным от поведения и состояния других элементов и системы в целом; - наблюдаемостью – все без исключения входы и выходы системы либо контролируемы наблюдателем, либо, по крайней мере, наблюдаемы; - неопределенностью – наблюдатель не может одновременно фиксировать все свойства и отношения элементов системы и именно с целью их выявления осуществляет исследования; - отражаемостью – язык наблюдателя имеет достаточно общих элементов с естественным языком исследуемого объекта, чтобы отразить все свойства и отношения, которые нужны для решения задач; - ниотождествляемостью отображения – знаковая система наблюдателя отличается от знаковой системы проявления свойств объекта и их отношений, что приводит к неизбежной потери информации.
В практике системного подхода системы классифицируются следующим образом.
Большая система – это система (рис.3.1), которая не может рассматриваться иначе, как совокупность априорно выделенных подсистем (машина или аппарат в целом и их функциональные части). Наблюдатель последовательно рассматривает объект по частям, строя его подсистемы.
Сложная система – эта система (рис.3.2) построена для решения многоцелевой задачи, отражающей разные несравнимые аспекты и характеристики объекта, т.е. система, для описания которой необходимо использование нескольких языков, система, включающая взаимосвязанный комплекс разных моделей (завод, предприятие, система технологического оборудования для комплексной механизации производства).
Динамическая система - система постоянно изменяющаяся.
Управляющая система - Система, с помощью которой осуществляются процессы управления в технических, биологических и социальных средах.
Целенаправленная система – управление которой направляет систему к определенному поведению или состоянию, компенсируя внешнее воздействие.
Рис.3.1. Построение большой системы.
N – система; n1 – n4 – подсистема; Sб – S1 – S4 – языки описания.
С точки зрения характера функции технической системы различаются: специализируемые, многофункциональные и универсальные.
Для специализированных система характерны единственность назначения технической компоненты и узкая профессиональная специализация персонала. Это сравнительно несложная система, типа: вальцовый станок – оператор, специализированная ЭВМ для станка с числовым программным управлением.
Особенностью многофункциональных систем является возможность получения определенного набора функций на одной и той же структуре. Примером могут служить гибкие производственные системы (ГПС) или набор оборудования, обеспечивающий выпуск продукции или выполнение операций в пределах определенной номенклатуры.
Универсальные системы также реализуют множество функций на одной и той же структуре, однако, состав функций по виду и количеству менее определен. К этому виду могут быть отнесены быстро перестроенные автоматические линии, универсальные ЭВМ, универсальное перерабатывающее оборудование, универсальное испытательное оборудование общего назначения, поскольку виды решаемых задач и организации обработки информации строго не определены.
Структура системы есть устойчивая упорядоченность в пространстве и во времени ее элементов и связей. Порядок вхождения элементов подсистемы, а затем последовательное объединение подсистем в целостную систему образует структуру членения системы. Эта структура всегда иерархичного типа, что связано с вопросом определения системы, ее элементов и уровней иерархии. Структурные схемы наглядны и вмещают в себя информацию о большом числе структурных свойств системы. Кроме того, структурные схемы легко подаются уточнению и конкретизации, в ходе которой не надо изменять всю систему, а достаточно заменить отдельные ее элементы структурными схемами, включающими не один, как раньше, а несколько взаимодействующих элементов.
Методика построения графо-структурной схемы проста: см. рис.3.3.
С вершинами графа сопоставляют элементы, а с ребрами – связи между элементами. Получающееся изображение графа наглядно. Однако этого иногда недостаточно для анализа структур, и поэтому применяются еще и матричные и смысловые методы представления графов.
Функция – есть действие, поведение, деятельность какого-либо объекта.
Рис.3.2. Построение сложной системы:
N – наблюдатель сложной системы; n1 – n3 – простые системы и их наблюдатели; Sc – S1 – S3 – языки описания.
Функция элемента возникает как реализация его системоопределенных свойств при формировании элемента и его связи в системе. Функция системы возникает как специфическая для каждой системы, порождение всего комплекса функций элемент. Любой элемент обладает огромным количеством свойств. Одни из этих свойств при формировании связей подавляются, другие, напротив, приобретают отчетливое выражение. В связи с этим при формировании системы возникают не только полезные “функции”, обеспечивающие сохранение качественной особенности, но и дисфункции – функции негативно влияющие на функционирование системы. Основными характеристиками функции являются: совместимость на элементном уровне, изменчивость, возможность актуализации на свойствах элемента, интенсивность (выраженность) функции и степень детерменированности.
Рис.3.3.Структурно-элементная модель, или графо-структурная схема.
S – система - вершина графа, связи – ребра; S11 ... S213 – подсистемы разных степеней иерархии.
Модель – имитатор системы более или менtе адекватно её отображающий.
Модели функционирования систем строят в виде входных или выходных воздействий, выполненных в виде физических величин или в виде аналитических зависимостей. Множество этих входов и выходов, составляющих общесистемную модель, могут обладать различными свойствами, совокупность которых позволяет конкретизировать характер функционирования системы. Наделяя систему теми или иными свойствами, можно получить набор моделей, которые называют системными. Системные модели описывают отдельные, причем достаточно широкие классы систем.
Класс систем, не удовлетворяющий условиям непрерывности, называется дискретным. В связи с интенсивным развитием и внедрением вычислительной техники дискретные модели, как в системном анализе, так и в прогнозировании, получили широкое применение. Еще один класс получил широкое распространение в повседневной практической деятельности инженера: так называемые конструктивные модели – менее общие, но позволяющие производить конкретные вычисления. Они представляют собой алгоритмы, пользуясь которыми можно определить значения одних переменных, характеризующих данную систему, по заданным или измеренным значениям других переменных. Примером конструктивной модели может служить алгоритм прогнозирования технико-экономических характеристик на этапе НИР и ОКР.
Для описания сложных технических систем, таких, например, как двигатель внутреннего сгорания, необходимо использовать комплекс как частных, так и обобщенных моделей. Частные модели характеризуют отдельные процессы, протекающие в двигателе, условия работы той или иной детали, механизма, взаимосвязь отдельных показателей. Обобщенные модели предусматривают возможность единого описания всего множества операций, определяющих конечную цель в функционировании двигателя – преобразование энергии сгорающего в цилиндре топлива в механическую работу.
3.3. Цели и критерии предпочтения систем.
Понятие цель позволяет получить возможность сравнить системы между собой по степени предпочтения.
Считается, что одна система лучше другой только тогда, когда она в большей степени соответствует своему целевому назначению. При этом сравнимые системы должны иметь одно и то же целевое назначение.
Первоначально цели анализа или создание системы формируется на содержательном (как правило, качественном, реже на количественном) уровне. Это позволяет судить лишь об общем направлении работ по ее созданию или совершенствованию. Так, цель “повысить надежность системы” не конкретизирует, какие именно характеристики надежности следует улучшить, и до какого уровня, чтобы поставленную цель можно было считать выполненной.
Для ясности и однозначности формулировок цели в совершенствовании объекта лучше всего описывать в терминах характеристик объекта. Чтобы добиться этого, исходную цель необходимо разбить на совокупность более частных, но и более простых и конкретных подцелей. Процесс нахождения таких подцелей называется квантификацией. Квантификацию целей можно осуществить с помощью экспертизы. Получив от экспертов соответствующую информацию, исходную цель можно разбить на совокупность моделей, часть которых, в свою очередь, нуждается в дальнейшей квантификации. Последовательно осуществляя квантификацию, получают многоуровневое иерархическое дерево целей.
В идеале, на нижнем уровне дерева целей должен оказаться полный набор измеряемых целей (количественных характеристик систем).
В качестве примера, для иллюстрации изложенного, можно рассмотреть организационно-техническую систему – разработку нового двигателя, кок сложной технической системы. Её цель формулируется следующим образом - “Разработать более совершенный, чем существующий, дизельный двигатель, для пропашного трактора, мощностью порядка 100 лошадиных сил” (см. рис.3.4).
Главную цель обозначим через А1. Она имеет столь общий характер, что не позволяет судить даже об основных направлениях, в которых следует вести работы по проектированию двигателя. Выделение этих направлений – задача 1-го этапа квантификации. Выполнив ее, получим набор целей: А2 – повысить экономичность двигателя; А3 – обеспечить снижение трудоемкости обслуживания в эксплуатации; А4 – уменьшить содержание вредных компонентов в выхлопных газах.
На 2-ом этапе квантифицируются цели А2, А3, А4, полученные на предыдущем этапе. Предположим, что А2 = А3 = А6; А3 = А7 = А8 = А9 = А10; А4 = А11 = А12. Где: А5, А6 – уменьшить удельный расход топлива и расход масла на угар, на эффективную лошадиную силу в час; А7 – увеличить наработку двигателя на отказ; А8 - повысить долговечность двигателя (до 10 тыс. часов); А9 – увеличить интервалы между планово-предупредительным обслуживанием; А10 – уменьшить число ручных регулировок; А11, А12 – уменьшить коксование и содержание окиси углерода в выхлопных газах. Поскольку цепи А5, А12 измеримы, процесс квантифицирован.
Рис.6. Дерево целей в конструкторской задаче проектирования двигателя.
Если процесс квантификации удается довести до получения набора количественно измеренных целей (характеристик системы, оцениваемых измеримыми количественными показателями), тогда можно из этого набора выделить показатель, который по мнению лица, принимающего решения (ЛПР), в наибольшей степени характеризует состояние системы. Этот показатель называют критерием. Таким образом, критерий – это показатель, который целесообразно признать наиболее важным в оценке действий по достижению поставленной цели.
Процедура назначения критерия требует особого внимания, т.к. ошибки, допущенные на этапе выбора критерия, приводят к построению не оптимальных или, даже, не работоспособных систем. Необходимо четкое и однозначное определение понятия критерия, хотя бы на содержательно-интуитивном уровне и, главное, конструктивное, т.е. позволяющее на практике обосновать выбор, и осуществить грамотное, с инженерной точки зрения использование критериев для оценки и сравнения прогнозируемых и разрабатываемых систем по степени их предпочтительности.
Для многих целей не существует представительного критерия, а любой из возможных косвенных критериев не обладает достаточной степенью представительности. В подобной ситуации приходится использовать набор косвенных критериев, в совокупности обладающих требуемой представительностью (например, оценка качества). В этой связи необходимо использовать для оценки предпочтительности систем несколько критериев. Это возникает по двум причинам. Во-первых, может оказаться, что дерево целей системы на нижнем уровне иерархии содержит не одну, а несколько количественно измеримых целей, не сводимых одна к другой и поэтому описываемых различными критериями. Во-вторых, каждая цель не обязательно характеризуется единственным критерием.
Для сопоставления вариантов сложных интегрированных систем используют комбинации других, более простых функций, содержащих меньшее число переменных и потому легче определяемых.
Из-за неустойчивости экономических критериев, при прогнозировании на срок более 7 лет, в качестве критериев используют комбинации (свёртки) функциональных, ресурсных и стоимостных показателей. Одна из таких свёрток, обеспечивающая минимизацию риска оказаться вне спроса, была разработана и опробована А.Д Чистяковым. Применение такого специального критерия существенно повысило обоснованность принимаемых при проектировании решений.
Правила системного подхода, разработанные для исследования и проектирования систем, широко применяются для решения разнообразных поисковых задач и задач прогнозирования. Системный подход, не давая конкретных рекомендаций, помогает найти общее направление рациональных действий, увидеть задачу более полно и глубоко.
Основные требования системного подхода к организации поисковых задач и задач прогнозирования могут быть сформулированы, исходя из основных свойств систем: - системы и среды взаимозависимы; - системы обладают свойствами структурности, иерархичности и многофункциональности; - множественность описания системы, в силу сложности системы, для ее описания необходимо построение множества моделей, каждая из которых описывает лишь одну из сторон системы.
Системный подход ориентирует на то, чтобы применять все его составляющие, и чтобы задачи поиска, исследования и прогнозирования рассматривались не изолированно, а в системе других задач: прямых, обходных, обратных, прогнозных, исследовательских, конструкторских и т.п. Чтобы при их решении из поля зрения не выпадали задачи, похожие на данную и аналогичные, решаемые в других областях техники, чтобы исходная задача анализа и прогноза рассматривалась как подзадача более широкого класса задач.
3.4. Последовательность этапов исследования систем
При разработке новой техники или прогнозировании направления её развития необходимо соблюдать следующую последовательность этапов работ:
-Этап анализа проблемы исследования системы включает: -проработку вопроса “Существует ли проблема?”; - точное формулирование проблемы; - анализ логической структуры проблемы; - развитие проблемы (в прошлом и будущем); - внешние связи проблем (с другими проблемами); - принципиальная разрешимость проблемы исследования системы.
-Этап определения системы включает: - спецификации задач и установление их иерархии (построение дерева задач); - определение позиции наблюдателя; - определение объекта; - выделение элементов (определение границ разбиения системы); - определение подсистем; - определение внешней среды относительно рассматриваемой системы.
-Этап анализа структуры системы включает: - определение уровня
иерархии; - определение аспектов и языков описания; - определение
процессов функций; - определение и спецификация процессов
управления и каналов информации; - спецификация подсистем; -
спецификация процессов (функций) развития.
-Этап формирования общей цели и критерия системы включает:
- определение целей и требования подсистем; - определение целей и ограничений среды; - формулирование общей цели; - определение критерия; - декомпозиция целей и критерий по подсистемам; - композиция общего критерия из критерия подсистем.
-Этапы определения целей, выявления потребносте йв ресурсах и в процессах предусматривают: - формулирование целей верхнего ранга; - формулирование цели текущего процесса и эффективности; - формулирование цели развития; - формулирование внешних целей и ограничений; - выявление потребности в ресурсах и процессах.
Эта важная и трудоемкая работа, как правило, является центральной в системе анализа. Она породила метод “дерева целей” (описан ниже), который является главным инструментом системного анализа.
- Выявление ресурсов и процессов, композиция целей
предусматривает: - оценку существующей технологии производства анализируемого объекта и мощностей для его производства; - оценку современного состояния ресурсов; - оценку реализуемых и запланированных к реализации проектов; - оценку возможности взаимодействия с другими системами; - оценку социальных факторов; - композицию целей.
-Этап прогнозирования и анализа будущих условий
предусматривает: - анализ устойчивых тенденций развития системы; - прогноз развития и изменения среды; - предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы; - анализ ресурсов будущего; - комплексное взаимодействие факторов будущего развития; - анализ возможных сдвигов и критериев.
-Этап оценки целей и средств предполагает: - вычисление оценок по
критерию; - оценку взаимозаменяемости целей; - оценку
относительной достижимости целей; - оценку дефицитности и
стоимости ресурсов; - оценку влияния внешних факторов; -
вычисление комплексных расчетных оценок.
-Этап отбора вариантов выполняются: - анализ целей на
совместимость; - проверка целей на полноту; - отсечение избыточных целей; - планирование вариантов достижения отдельных целей; - совмещение комплектов взаимосвязанных вариантов.
-Этап диагноза существующей системы предусматривает: -
моделирование технологического процесса функционирования объекта и процесса формирования затрат; - расчет потенциальной и фактической мощности; - анализ потерь; - выявление недостатков организации производства и управления; - выявление и анализ мероприятий по совершенствованию предприятия.
- Этап построения комплексной программы развития
предусматривает: - формирование мероприятий проектов программ; - определение очередности целей и мероприятий по их осуществлению и достижению; - распределение сфер деятельности; - распределение сфер компетентности; - распределение по ответственным организациям, руководствам и исполнителям; - разработка комплексного плана мероприятий в рамках по ресурсам и времени.
-Этап проектирования объекта для достижения целей
предусматривает: - назначение целей объектов; - формирование функций объекта; - проектирование структуры объекта; - проектирование режимов работы; - проектирование системы обслуживания.
На главную |