1 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

Итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускника включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (далее по тексту квалификационная работа). В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников вузов [1].

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования

Целью и задачей итоговых аттестационных испытаний является установление соответствия уровня теоретической и практической подготовленности выпускника требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС) [2].

Выпускник, получивший квалификацию дипломированного специалиста по направлению 200100 - Приборостроение, должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач [1]:

а) проектно-конструкторская деятельность:

- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач проектирования приборов и систем на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

- разработка функциональных и структурных схем приборов и систем на системо- и схемотехническом уровнях проектирования с определением физических принципов действия устройств, их структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы;

- проектирование и конструирование различных типов систем, сборочных единиц и деталей с проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием конструкций с использованием компьютерных технологий;

- оценка технологичности конструкторских решений, разработка технологических процессов сборки и контроля блоков, узлов и деталей;

- составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;

- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию экспериментальных образцов техники;

б) производственно-технологическая деятельность:

- разработка методик и проведение теоретических и экспериментальных исследований по анализу, синтезу и оптимизации характеристик специальных материалов приборостроения;

- разработка и внедрение технологических процессов и методов изготовления, контроля качества элементов и узлов различного назначения;

- разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов и инструмента, выбор оборудования, оценка экономической эффективности техпроцессов;

- разработка технических заданий на проектирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;

- участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки производства;

в) научно-исследовательская деятельность:

- построение математических моделей анализа и оптимизации объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, выбор готового или разработка оригинального алгоритма решения задачи;

- разработка отдельных программ и их блоков , их отладка и настройка для решения различных задач приборостроения, включая задачи проектирования, исследования и контроля приборов и систем;

- выполнение математического (компьютерного) моделирования с целью анализа и оптимизации параметров объектов на базе имеющихся средств исследований и проектирования, включая стандартные пакеты автоматизированного проектирования и исследований;

- выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований, проведение измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;

- составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;

- осуществление наладки, настройки и испытаний отдельных видов приборов в лабораторных условиях и на объектах;

г) организационно-управленческая деятельность:

- организация работы производственного коллектива;

- разработка научно обоснованных планов конструкторско-технологических работ и управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;

- нахождение оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;

- установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов приборов и систем при их изготовлении;

- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;

- осуществление технического контроля производства приборов и участие в управлении его качеством.

Для решения указанных выше задач выпускник должен

а) знать:

- основные тенденции и направления развития приборостроительной техники и технологии соответствующей отрасли промышленности, их взаимосвязь со смежными отраслями;

- базовые языки и основы программирования, типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических, включая информационно-измерительные, задач приборостроения;

- элементную базу приборов и систем;

- технологические процессы и оборудование;

- основы проектирования и расчета приборов и устройств, включая этапы функционального, конструкторского и технологического проектирования, с соблюдением требований действующих стандартов на разроботку и оформление технической документации;

- методы технико-экономического обоснования проектов, организации производства, основы маркетинга;

- различные классы приборов и систем, особенности их конструкции, технологии производства, а также условия и методы их эксплуатации;

б) владеть:

- методами и компьютерными системами проектирования и исследования приборов и систем, а также методами информационно-измерительных технологий;

- методами организации и проведения измерений и исследований, включая применение стандартных испытаний и технического контроля, обеспечивающих требуемое качество продукции;

- методами оценки технико-экономической эффективности проектов, технологических процессов и эксплуатации новой техники;

- правилами и методами наладки, настройки и эксплуатации приборов и систем по профилю специальной подготовки для решения различных задач.

Конкретные требования к специальной подготовке выпускника устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей региона и специфики образовательной программы.

 

На главную Содержание В начало