5. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, СЧЕТА, ИХ СТРУКТУРА И ВИДЫ.
Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, составляемую на определенный момент времени. Левая часть (актив баланса) – информация о средствах предприятия с точки зрения их состава и размещения, а в правой (пассив баланса) – информация об источниках формирования и назначения источников средств. В активе и в пассиве баланса отражены одни и те же средства, но они рассмотрены с разных точек зрения: актив – «что?», в пассиве – «за счет чего?». Главная особенность баланса – равенство итоговых сумм (средств) в активе и пассиве.
Пример: В бланке получен кредит 1000 руб. Деньги зачислены на расчетный счет. Приобретены материалы – 540 руб. Их покупка оплачена из кассы. Погашена задолженность поставщику за поставку леса – 3780руб. Деньги перечислены с расчетного счета. Частично погашен кредит банка 500руб с расчетного счета. Из прибыли направленно в ФМП 700 руб.
Число без знака - остатки
“ + ” - приход
“ - ” - расход
5.2. Счет и его структура. Счет вводиться в развитие баланса.
В деятельности предприятия происходит большое число различных хозяйственных явлений: что-то покупается, продается, поступают деньги в кассу, начисляется и выплачивается зарплата, предоставляются кредиты и т.д. Для того, чтобы организовать учет этих операций их группируют по некоторым однородным признакам. Для такой группировки используется счет (обратить внимание на тройственность (не однозначность) понятия счет: счет-документ, счет в банке, бухгалтерский счет).
Схематически счет-таблица .
В одной части отражается увеличение средств, в другой уменьшение. Счет имеет номер (код счета) и название: первая часть-дебет, вторая- кредит.
Внимание: отражаются числа больше 0;
Счет №………
Пример: Счет 50 « Касса» - учитывает наличие денег в кассе. Счет 01 «Основные средства» показывает, каким имуществом обладает предприятия и какова его стоимость.
План счетов – представляет собой перечень счетов, применяемым в учете, их номера и названия. План утверждается экономическими и финансовыми министерствами. Нормализуются планом основные счета. На конкретном предприятии, возможно, исключить неиспользуемые счета и добавить новые, используя свободные коды. Изменения не должны нарушать общую структуру Плана счетов и противоречить принципам бухгалтерского учета и баланса.
Открыть счет – это значить записать в таблицу счета сумму, характеризующую начальное состояние объекта, например, сумму наличных денег в кассе (начальный остаток или начальное «сальдо»).
Счет открывается для каждого отдельного вида хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов и их результатов. В процессе хозяйственной деятельности происходит изменение средств предприятия и их источников. Эти изменения отражаются на счетах, причем раздельно: увеличение по одной стороне, уменьшение по другой.
Дебетовым оборотом называется сумма всех операций, отраженных по дебету счета.
Кредитовый оборот – сумма всех операций, отраженных по кредиту счета.
В любой момент времени по счету можно установить количественное состояние средств рассматриваемой группы.
Для этого необходимо:
1. Определить обороты за определенный период времени отдельно по расходованию средств и отдельно по их увеличению (по кредиту и по дебету).
2. Сложить начальный остаток (начальное сальдо) с дебетовым оборотом и вычесть кредитовый оборот.
В итоге будет получен конечный остаток (конечное сальдо) по счету на данный момент времени.
Пример: Счет 50 « Касса»
Конечный_ остаток = начальный_ остаток + Приход – Расход;