1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
1.1. Информационные системы и информационные технологии.
В основе решения многих задач лежит обработка информации. Для облегчения обработки информации создаются информационные системы (ИС). Автоматизированными называют ИС в которых применяются технические средства, В частности ЭВМ. Под определение ИС попадает любая система обработки информации.
По области применения ИС можно разделить на системы, используемые:
- В производстве;
- В образование;
- В здравоохранение;
- В науке;
- В военном деле;
- В социальной сфере;
- В торговле и других областях.
- По целевой функции ИС можно условно разделить на:
- управляющую;
- информационно-справочную;
- поддержки принятия решений.
Иногда используется узкая трактовка понятия ИС как совокупности аппаратно-программных средств, задействованных для решения некоторой прикладной задачи.
В организациях, например, могут существовать ИС, на которые возложены следующие задачи:
- учет кадров;
- учет материально-технических средств;
- учет расчетов с поставщиками и заказчиками;
- бухгалтерский учет и т.д.
База данных является частным случаем ИС, в которой реализованы функции централизованного хранения и накопления информации.
Эффективность функционирования ИС во многом зависит от ее архитектуры. В настоящее время перспективной является архитектура клиент-сервер. В достаточно распространенном варианте она предполагает наличие компьютерной сети и распределенной базы данных, включающей корпоративную базу данных (КБД) и персональные базы данных (ПБД). КБД размещаются на компьютере-сервере. ПБД размещаются на компьютерах сотрудников предприятия, являющихся клиентами корпоративной БД.
В такой схеме обязательным является две компоненты: сервер и клиент. Сервер и клиент это и программная компонента и компьютеры.
Задача компоненты сервер – предоставить некоторый ресурс компьютера (БД, дисковое пространство, принтер) для совместного использования другими компьютерами. Компонента клиент обеспечивает связь удаленных компьютеров с компонентой сервер.
Программные компоненты сервер и клиент могут быть установлены как на разных компьютерах, так и на одном.
Компьютер, на котором установлена программная компонента, сервер называется также сервер, аналогично – клиент.
Приведенная схема клиент – серверной архитектуры является примером распределенной базы данных. Данные (БД) распределены на нескольких компьютерах. Использования таких систем может значительно сократить трафик, уменьшить загрузку сети и увеличить эффективность информационной системы.
1.3. Схема работы клиент - серверной технологии.
Клиент формирует запрос (на некотором языке, например SQL ) и передает его по сети серверу, сервер отрабатывает запрос и передает его результат клиенту. В ранее применяемой технологии файл-сервер мог передавать информацию клиенту на уровни файлов. Получив запрос, сервер передает все файлы БД, связанные с запросом клиенту, который осуществляет их обработку. Естественно по сети передается большие объемы информации (не результаты запроса, а файлы целиком).
1.4. Области разработки и внедрения автоматизированных ИС.
1. Управление производством
1.1. Оперативно-календарное планирование.
Уровни: область, регион, объединение, завод, цех, бригада, участок.
1.2. Экономика и финансы.
Анализ и управление финансовой деятельностью предприятия с целью повышения его эффективности (получение прибыли).
1.3. Системы управления качеством (продукции).
2. Автоматизация учета
2.1. Оперативный учет (на рабочем месте – учет изготовления деталей, отработанного времени).
2.2. Бухгалтерский учет.
2.3. Статистический учет.
3. Управление банковской деятельностью.
3.1. Автоматизация движения денежных средств (автоматическое перечисление средств, кредитные карточки).
3.2. Учет финансовых операций.
3.3. Анализ рынков (валюты, ценных бумаг) – ценообразование и финансирование.
3.4. Анализ инвестиционной деятельности.
4. Информационные коммерческие системы.
4.1. Биржевые котировки.
4.2. Рынок труда.
4.3. Товары.
1.5. Основные (типовые) программные средства, используемые в ИС.
1. Информационно- поисковые системы
2. Сетевые ОС, системы организации моделей связи, системы электронной почты.
3. Системы учета, контроля, управления.
4. Расчетные системы (заработная плата, показатели финансовой деятельности производства).
5. Система сохранения конфиденциальности информации.
6. Система моделирования (анализ и прогнозирование).
7. Универсальные генераторы документов.
1.6. Основные требования, которым должны удовлетворять информационные системы.
1. Контроль надежности и непротиворечивость данных.
1.1. Контроль вводимой информации на допустимость.
1.2. Наличие протокола проведенных работ (системный журнал) с целью контроля проведенных операций и возможности восстановления разрушенной информации.
1.3. Создание резервных (архивных) копий критически важной информации.
2. Безопасность данных.
2.1. Разделение доступа пользователей к различным частям информации.
2.2. Шифрование данных
3. Совместимость.
Системы должны проектироваться с учетом человеческого фактора и организационных особенностей, присущих фирме. В фирме работают конкретные люди с их взглядами, возможностями, привычками и т.п. Их заинтересованность, поддержка и квалификация крайне важны для успешного проектирования и эксплуатации системы. Новая система не принесет успеха, если она несовместима с людьми, работающими в организации. Кроме того, при модернизации программного обеспечения необходимо обеспечить совместимость с предыдущими версиями.
4. Гибкость.
Создаваемая система должна обладать достаточным запасом гибкости, что обеспечивает возможность обращения постоянно изменяющихся внутренних и внешних факторов.