ЗАДАЧА № 1
В задачах 1 и 2 выбираются посадки деталей вала редуктора (см. рис.1). На бронзовых втулках 3, запрессованных в корпусе 5, вращается вал 1. Вращение передается на зубчатое колесо 4 через шпонку б. Полумуфта с зубчатым колесом 2, перемещаясь по валу 1, входит в зацепление с неподвижной полумуфтой зубчатого колеса 4. При нормировании геометрических параметров, сопряжений чаще применяют два подхода. Первый предполагает ограничение параметров и, в частности, простановку допусков и посадок на основе опыта разработчика, сравнительного анализа с аналогичными конструкциями, учета рекомендаций справочников, технологических возможностей производства и т.д. Второй подход основан на расчете с учетом конкретных условий эксплуатации. Например, для сопряжения 1-2 рассчитываются зазоры [Smin], [Smax], обеспечивающие минимальное трение [1, с.283], или для неподвижного сопряжения 3-5 расчетом определяют натяги [Nmin], [Nmax], обеспечивающие прочность соединения [1, с.333]. Задача 1 и посвящена выбору и анализу стандартных посадок по значениям расчетных величин. Расчет переходных посадок включает три этапа: первый - выбор любой переходной посадки из числа рекомендуемых стандартом [1, с.322]; второй определение вероятности получения зазоров и натягов в сопряжениях; третий выбор с учетом условий производства и эксплуатации изделия. Задача 2 и решает вопросы второго и третьего этапов. Задача 1. По величинам расчетных характеристик сопряжений деталей 1-2 и 3-5 (табл. 1) выбрать в системе отверстия стандартные посадки с зазором (1-2) и с натягом (3-5). Построить поля допусков и рассчитать допуски посадок, предельные размеры и допуски сопрягаемых деталей, выполнить эскизы деталей и их соединений с простановкой точности сопрягаемых размеров.
Примечание: задания для сопряжений выбираются по № зачетной книжки:
с зазором:
m
- предпоследняя цифра номера,
n
- последняя цифра; с натягом:
m
-последняя
цифра,
n
- предпоследняя цифра. Например, для номера зачетной
книжки с двумя последними цифрами 12 (см. табл. 1) задание для расчета
посадки
с зазором: 20 Методические рекомендации к задаче 1.
1. Рассчитать допуск соединения: с зазором Ts' = [Smax] - [Smin] (1) TN' = [Nmax] - [Nmin] (2) 2. Рассчитать допуски сопрягаемых деталей, исходя из условий, что детали выполнены с одинаковой точностью и TS'=Td'+T D', TN' =Td'+T D' , по формулам
T'D=T'd=
Таблица 1
3. Установить номер квалитета по стандартному допуску, ближайшему к рассчитанному (1, табл. 1.8, с.43). 4. Определить верхнее (ES) и нижнее (ЕI) предельное отклонения основного отверстия номинального размера (1, табл.1.27, с.79). 5. Подобрать поле допуска вала, чтобы его предельные отклонения верхнее (еs) и нижнее (ei) [1, табл.1.28, с. 80, табл. 1.30, с.92] обеспечили получение требуемых характеристик Smax , Smin и Nmax , Nmin . 5.1. Рассчитать предельные характеристики посадок по выбранным предельным отклонениям сопрягаемых деталей: Smax = ES – ei, Smin = EI – es; (4) Nmax = es – EI, Nmin = ei – Es. (5) 5.2. Проверить выполнение неравенств: для посадки зазором Smin ≥ [Smin]; Smax < [Smax], (6) для посадки с натягом Nmin > [Nmin]; Nmax ≤ [Nmax] (7) При невыполнении какого-либо из неравенств произвести корректировку полей допусков, изменяя номера квалитетов вала или отверстия или основное отклонение вала. 6. Построить схемы расположения полей допусков сопрягаемых деталей в выбранных посадках, как показано на рис.2. На схемах вместо предельных отклонений и номинального размера проставляются их численные значения, в прямоугольниках вместо условных обозначений TD и Td - соответствующие обозначения полей допусков в ЕСДП (Единой системе допусков и посадок). 7. Рассчитать допуски посадок: для посадки с зазором Ts = Smax — Smm , (8) для посадки с натягом TN = Nmax - Nmin. (9) 8. Рассчитать предельные размеры и допуски сопрягаемых деталей (см. рис.2): для отверстия Dmax = D + ES, Dmin = D + El, (10) TD=Dmax-Dmin=ES-EI; (11) для вала dmax = d + es, dmin = d + ei, (12) Td = dmax-dmin = es-ei, (13) где D, d - номинальные размеры отверстия и вала.
|