Приобрести навыки теоретических и экспериментальных исследований цепей синусоидального тока с последовательным и параллельным соединениями электротехнических устройств, электрические параметры которых известны.
2. Содержание работы
2.1. Расчет электрического состояния последовательной цепи, состоящей из
катушки индуктивности, конденсатора и ламп накаливания, параметры которых определены в лабораторной работе №3.
2.2. Расчет электрического состояния параллельной цепи, состоящей из тех
же электротехнических устройств.
2.3. Экспериментальная проверка результатов расчета с оценкой совпадения
расчетных и экспериментальных данных.
3. Особенности правил и мер техники безопасности при проведении экспериментальных исследований
3.1. Перед сборкой схемы внимательно осмотреть панель лабораторного стенда ЛЭС-1 и убедиться, что ни в одну из 23-х розеток коммутирующих разъемов XI…X21 не вставлена вилка (она ярко окрашена).
3.2. При выполнении работы на панели должны находиться две вилки, вставленные в разъемы XI7 и XI8, при исследовании последовательного соединения, и четыре вилки, вставленные в разъемы Х19, Х20, X2I и Х8 при исследовании параллельного соединения.
Переключение разъемов производить при выключенном напряжении.
4. Подготовка к выполнению работы
При подготовке к работе студент должен:
4.1. Изучить теорию электрических цепей синусоидального тока ( [1] с. 105-119; |2] с. 32-49) и твердо усвоить следующие положения:
- фазовые соотношения в идеальных элементах (φ=0 - в резистивном элементе, φ= в индуктивном и φ= -- в емкостном).
- законы Кирхгофа в целях синусоидального тока можно применять только а
векторной или комплексной форме.
- правила построения векторных диаграмм: в последовательной цепи исходный вектор - вектор тока (он общий для всех устройств), а вектор напряжения U на входе цени - сумма векторов палений напряжений на каждом устройстве. Векторы падений напряжений ориентируют относительно вектора тока под соответствующим углом сдвига по фазе.
В параллельной цепи исходный вектор - вектор напряжения U (он общий для всех устройств), а вектор общего тока I на входе цепи - сумма векторов токов в каждом устройстве. Последние ориентируют относительно вектора напряжения под соответствующим углом сдвига по фазе.
4.2. Изучить данные методические указания, четко усвоив цель и содержание работы, последовательность её выполнения и оценку результатов.
4.3. Подготовить бланк отчета, в котором отобразить цель работы, схемы экспериментов (рис. 1,2), таблицы 1 и 2.
4.4. Уяснить правила и меры техники безопасности при выполнении данной работы.
5. Описание лабораторной установки
Данная лабораторная работа выполняется на той же части стенда ЛЭС-1, что и работа №3. Измерительная часть схемы, включающая источник регулируемого напряжения (ЛАТР), вольтметр PV6, амперметр РА1(РА2) и ваттметр W, остается неизменной, а последовательное соединение катушки L, конденсатора С и ламп Н образуется с помощью двух разъемов Х17 и Х18 (рис.1).
Для измерения падений напряжений (действующих значений) на каждом устройстве используется блок «Измерение напряжений», расположенный слева на панели стенда (на рис. 1 обведен пунктиром).
Рис. 1. Принципиальная схема ЛЭС-1 для исследования последовательного соединения устройств
Рис.2. Принципиальная схема ЛЭС-1 для исследования параллельного соединения устройств
Он содержит два вольтметра PVI на 250В н PV2 на 50В. которые включаются тумблером «50-250», расположенным под прибором PV2. Этот тумблер категорически запрещается оставлять включенным в положении «50В» во избежание выхода из строя прибора PV2 при подаче напряжения, больше 50В. Подклключение вольтметров PV1 и PV2 к каждому из устройств цепи производится с помощью переключателя S5, устанавливаемого в положение «U1», «Uc», «Uн».
Для сборки цепи с параллельным соединением устройств (рис.2) достаточно вынуть вилки из разъемов X17 и Х18 и вставить четыре вилки в розетки разъемов Х19, Х20, Х21 и Х8.
6. Последовательность выполнения работы
6.1 Расчет электрического состояння цепей.
Схема замещения цепи с последовательным соединением кагушкки, конденсатора и ламп имеет вид (рис.За)
Рис.З. Схема замещения (а) и векторная диаграмма (б) последовательной цепи
Поскольку лампа накаливания - нелинейный элемент, то ее параметр RH существенно зависит от величины тока и напряжения (температуры накала нити). Поэтому, чтобы в расчете использовать и шестое значение RH, необходимо задаться током последовательной цепи I такой величины, при котором определялось сопротивление RH в лабораторной работе №3, т.е. I - IH.
Далее расчет ведется по следующим известным соотношениям:
- действующее значение напряжения на отдельных устройствах при заданном тoке I
UL=ZL*I(URL=RL*I, UXL=XL*I), UC=XC*I, UH=RH*I
- напряжение на входе цепи
определяется построением векторной диаграммы последовательной цепи в масштабе (рис. 3б);
- активная мощность Р=I2(RL + RH),
- полная мощность цепи S=UI,
- коэффициент мощности цепи cosφ=
Результаты расчета занести в таблицу 1.
Таблица 1
Последовательная цепь |
||||||||||
U,В |
I,А |
P,Вт |
UL,В |
UC,В |
UH,В |
S,ВА |
cosφ |
URL,В |
UXL,В |
|
Расчетные значения |
||||||||||
Экспери- ментальные значения |
||||||||||
Относи- тельная по- грешность |
Схема замещения параллельной цепи, состоящей из катушки, конденсатора и ламп, имеет вид (рис.4)
Рис.4. Схема замещения параллельной цепи
Чтобы в расчете использовать, парамегр RH, необходимо задать напряжение на входе цепи U=UН, т.е. равное напряжению, при котором определялось значение RH в лабораторной paботe № 3.
Тогда действующее значение токов в цепях определяется по закону Ома:
IL=, IC=, IH=.
а результирующий ток I определяется по первому закону Кирхгофа (в векторной форме)
I=IRL+IXL+IC+IH,
где IRL= IL*cosφL, IXL= IL*sinφL, cosφL и sinφL – из лабораторной работы №3.
Построив векторную диаграмму параллельной цени в масштабе, определяется величина тока I (рис. 4б).
Остальные величины рассчитываются но следующим соотношениям:
- активная мощность Р= IL2RL + IН2RH,
- полная мощность цепи S=UI,
- коэффициент мощности цепи cosφ=
Результаты расчета занести в таблицу 2.
Таблица 1
Параллельная цепь |
||||||||||
U,В |
I,А |
P,Вт |
IL,А |
IC,А |
IH,A |
S,ВА |
cosφ |
IRL,A |
IXL,A |
|
Расчетные значения |
||||||||||
Экспери- ментальные данные |
||||||||||
Относи- тельная по- грешность |
6.2. Проведение
6.2 1. С помощью соединительных проводов собрать схему амперметра -вольтметра - ваттметра и с помощью двух вилок разъемов XI7 н Х18 собрать последовательную цепь (рис.1) и представить для проверки преподавателю.
Примечание: при одновременном проведении работ №3 и №4 схема амперметра, вольтметра н ваттметра, со6ранная в работе №3, остается без изменений. Требуется только вынуть вилки из рагьемов X16, Х15 или Х14 и вставить вилки в розетки разъемов X17 и X18.
6.2. 2. По выбранным пределам измерения ваттметра но току к напряжению определить цену деления шкалы.
6.2.3. Включить напряжение питания, ЛАТР'ом установить расчетное значение тока в последовательной цепи (I=IH в лабораторной работе №3) и произвести измерение тока, напряжения на входе цепи, мощности и напряжений на всех устройствах. Результаты эксперимента занести в таблицу I. Выключить напряжение питания.
6.2.4. Извлечь вилки из разъемов X17 и X18, и вставить вилки в розетки XI9, Х20, Х21 и Х8. Все устройства будут включены параллельно (рис 2) Представить собранную схему для контроля преподавателя.
6.2.5. Включить напряжение питания и ЛАТР'ом установить на входе расчетное значение напряжения в параллельной цепи (U=UH в лабораторной работе №3). Произвести измерение общего тока, токов в ветвях и активной мощности. Результаты эксперимента занести в таблицу 2.
6.3, Обработка результатов
6.3.1. Используя экспериментальные данные, вычислить значения S =UI и cosφ=, и внести их в таблицы № I и №2 в графе «Экспериментальные данные».
6.3.2. Вычислить относительную погрешность, оценивающую расхождение расчетных и экспериментальных данных, по формуле
,
где ВР – расчетное значение величины (напряжения, тока и т.д.);
ВЭ – экспериментальное значение величины.
6.4. Выводы по работе
В выводах по работе объяснить причины расхождения расчетных и экспериментальных данных и оценить допустимость этих расхождений (не должны превышать 5-10%),
6.5. Содержание отчета
6.5.1. Цель работы.
6.5.2. Схемы экспериментов (рис.1 и 2). . ..
6.5.3. Таблицы №1 н №2 с результатами раоимов и экспериментов.
6.5.4. Векторные диаграммы последовательной и параллельной цепей.
6.5.5. Выводы по работе.
7. Контрольные вопросы
7.1. Как определяется полное сопротивление последовательной цепи синусоидального тока?
7.2. Сформулируйте и запишите выражения законов Ома и Кирхгофа для цепей синусоидального тока.
7.3. Какой закон реализует векторная диаграмма последовательной цепи?
7.4. Какой закон реализует векторная диаграмма параллельной цепи?
7.5. Каковы правила построения векторных диаграмм последовательной и параллельной цепей?
7.6. Что такое резонанс напряжений и резонанс токов? В каких цепях и при каких условиях они возникают? Каковы их свойства?
7.7. Что такое коэффициент мощности и каково его значение в электроэнергетике?
7.8. От чего зависит угол сдвига по фазе в цепях синусоидального тока?
7.9 Как настроить цепи на резонансный режим?