Раздел 2 Тематический план и содержание дисциплины

ДС.Ф.02 «Массовые коммуникации и медиапланирование». Понятие коммуникации. Теории и виды коммуникации. Специфика функций отдельных средств массовой коммуникации. Факторы, определяющие границы и состав аудитории. Эффективность средств массовой коммуникации. Масс-медиа в структуре современной общественной жизни. Реклама в структуре современных масс- медиа. Новейшие информационные каналы. Планирование использования информационных каналов в рекламе (медиапланирование). Особенности выбора конкретных носителей рекламы. Стратегия и тактика медиапланирования. Медиаплан. Контроль и оценка его эффективности.

1. Социология массовой коммуника-ции в системе социологического знания

    ДЕ 1 Основы теории коммуникации

      1.1 Междисциплинарный аспект теории коммуникации [7.1.1, 7.1.3, 7.1.7, 7.3.1, 7.3.17].

      1.2 Социальная коммуникация: содержание понятия, типы, виды, формы [7.1.1, 7.1.3, 7.1.7, 7.1.2, 7.3.17, 7.3.19, 7.3.22].

      1.3 Модели социальной коммуникации: линейные, интерактивные, семиотические [7.1.1, 7.1.3, 7.1.6, 7.1.7, 7.3.1, 7.3.17].

      Теория коммуникации в системе наук и учебных дисциплин. Содержание понятия социальной коммуникации. Субъект-субъектные и субъект-объектные социальные коммуникации. Модели социальной коммуникации Г. Лассуэлла, Шеннона-Вивера, У. Шрамма, Р. Якобсона, Ю. Лотмана, У. Эко. Факторы, препятствующие эффективности коммуникации (барьеры коммуникации).

    ДЕ 2 Социология массовой коммуникации: объект, предмет, история развития

      2.1 Объект и предмет социологии массовой комму-никации [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4].

      2.2 Концепции массовой коммуникации зарубежных исследователей [7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.4, 7.3.12].

      2.3 Концепции массовой коммуникации отечественных исследователей

      Социология массовой коммуникации как отраслевое направление социологии. Исследования массовой коммуникации В. Липпмана, Г. Лассуэлла, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, П. Лазарсфельда, Р. Мертона, Б. Берельсона, У. Шрамма, С. Сиберта, Т. Питерсона, Г. Маклюэна, Ю. Хабермаса, Б.А. Грушина, Б.М. Фирсова, В.А. Ядова, Т.М. Дридзе.

2. Массовая коммуникация как система

    ДЕ 3 Структурно-функциональный аспект массовой коммуника-ции

      3.1 Место и роль массовой коммуникации в современном обществе [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.5].

      3.2 Структурные элементы массовой коммуникации [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.5].

      3.3 Функциональный аспект массовой коммуникации [7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.5, 7.3.22].

      Массовая коммуникация как система. Структурные элементы массовой коммуникации: субъект коммуникации, СМИ, социально-значимая информация, массовая аудитория. Информационная, регулирующая, культурологическая функции массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации по Г. Лассуэллу и У. Шрамму.

    ДЕ 4 СМИ как структурный элемент массовой коммуника¬ции

      4.1 Понятия «СМИ» и «СМК». Условия функционирования СМИ. Социальные функции СМИ [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.2, 7.3.16, 7.3.20].

      4.2 Структура системы СМИ [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.2, 7.3.16, 7.3.20].

      4.3 Тенденции функционирова¬ния СМИ в современной России [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.2, 7.3.16, 7.3.20].

      4.4 Правовые основы свободы массовой информации. СМИ и власть [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.3.16].

      Средства массовой информации как система: вертикальная и горизонтальная подсистемы. Информационная составляющая системы СМИ: информационные агентства. Типологические особенности СМИ: телевидение, радио, пресса, Интернет. Структура и тенденции развития медиасистемы России. Особенности правовых норм регулирования свободы деятельности современной российской системы СМИ.

    ДЕ 5 Субъект и объект в системе массово-коммуникативной деятельности

      5.1 Субъекты массовой коммуникации [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.3.2].

      5.2 Ценности как основа деятельности субъектов массовой коммуникации [7.1.2, 7.1.4, 7.3.2, 7.3.10].

      5.3 Массовое сознание как объект деятельности массовой коммуникации [7.1.2, 7.1.4, 7.3.2, 7.3.13].

      Классификация субъектов массовой коммуникации. Ценностно-нормативный аспект деятельности субъектов массовой коммуникации. Виды ценностей, система ценностных ориентаций, регулятивы и нормы. Массовое сознание как слой сознания общества. Структура и функции массового сознания. Общественное мнение как состояние массового сознания. Формирование общественного мнения: модель мультишагового потока информации, двухступенчатая модель коммуникации, диффузная теория, феномен спирали молчания.

    ДЕ 6 Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

      6.1 Исследование характеристик коммуникатора [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4].

      6.2. Анализ содержания массовой коммуникации [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4].

      6.3 Исследование аудитории СМИ [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.5].

      Направления и методы исследования массовой коммуникации в рамках теоретической социологии. Социометрия и медиаметрия. Методики исследования коммуникатора, информационного сообщения, каналов СМК и массовой аудитории.

3. Современные формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию

    ДЕ 7 Феномен медиавоздействия в современном обществе.

      7.1 Понятия медиавоздействия и медиавосприятия. Модели мдиавоздействия [7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.4, 7.3.6].

      7.2 Теоретические основы медиавоздействия [7.1.2, 7.1.4, 7.1.6, 7.3.4, 7.3.6].

      Модели медиавоздействия Комстока, Торсона, Де Флера и С. Болл-Рокеша. Социально-когнитивная теория, концепция прайминга, гипотеза культивации, теория использования и удовлетворения, феномен установления приоритетности новостей.

    ДЕ 8 Реклама и паблик рилешнз в массово-коммуникативной деятельности

      8.1 Реклама в системе массовой коммуникации [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.1.6].

      8.2 Паблик рилейшнз в системе массовой коммуникации [7.1.1, 7.1.2, 7.1.4, 7.3.2, 7.3.22].

      Прикладные аспекты массовой коммуникации. Роль паблик рилейшнз и рекламы в современном обществе. Коммерческий, политический, социальный аспекты рекламы и PR.

4. Медиапланирование в коммуникативной деятельности

    ДЕ 9 Медиапланирование: рекламный и PR аспекты

      9.1 Медиапланирование: содержание, цели и задачи [7.1.5, 7.1.6, 7.3.8, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.18, 7.3.20, 7.3.21].

      9.2 Этапы медиапланирования [7.1.5, 7.1.6, 7.3.8, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.14, 7.3.15, 7.3.18, 7.3.20, 7.3.21].

      Медиапланирование как важный этап планирования коммуникационных кампаний. Специфика медиапланирования в PR и рекламной деятельности . Основные этапы медиапланирования. Задачи стратегического и тактического медиапланирования.

    ДЕ 10 Параметры медиапланирования

      10.1 Параметры, описывающие медиа с точки зрения восприятия его аудиторией [7.1.5, 7.1.6, 7.3.8, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.14, 7.3.15, 7.3.18, 7.3.20, 7.3.21].

      10.2 Параметры, описывающие интенсивность рекламной кампании [7.1.5, 7.1.6, 7.3.8, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.14, 7.3.15, 7.3.18, 7.3.20, 7.3.21].

      Классификация параметров медиапланирования. Методики расчета коммуникативной и экономической эффективности медианосителей. Определение минимально эффективной частоты контакта (МЭЧ). Понятие эффективного охвата.

    ДЕ 11 Медиаисследования

      11.1 Классификация медиаисследований [7.1.5, 7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.21].

      11.2 Понятия генеральной и выборочной совокупности [7.1.5, 7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.21].

      11.3 Методы проведения медиаисследований [7.1.5, 7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.21].

      Предмет и объект медиаисследований. Классификация медиаисследований. Условия обеспечения репрезентативности данных. Технологии качественных и количественных медиаисследований.

5. Стратегия и тактика медиапланирования

    ДЕ 12 Стратегия использования средств рекламы

      12.1 Эффекты рекламной коммуникации [7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.15, 7.3.18].

      12.2 Выбор средств рекламы на основе целей коммуникации [7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.15, 7.3.18].

      Эффекты рекламной коммуникации по Росситеру и Перси. Требования, предъявляемые к содержанию рекламных материалов и к СМИ при формировании осведомленности и отно-шения к марке.

    ДЕ 13 Медиастратегия: выбор схем охвата

      13.1 Схемы охвата для новых товаров и услуг [7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.15, 7.3.18].

      13.2 Схемы охвата для существующих товаров и услуг [7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.15, 7.3.18].

      Определение схем охвата в процессе медиапланирования. . Схемы «Блиц», «Клинообразаная», «Обратный клин/ЛВ», «Быстрая мода», «Обычного цикла приобретения», «Осведомленности», «Переменного охвата», «Сезонного опережения»

    ДЕ 14 Специфика планирования размещения рекламных и PR- материалов. Критерии выбора медианосителей

      14.1 Телевидение [7.1.6, 7.3.8, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.15, 7.3.18].

      14.2 Радио [7.1.6, 7.3.8, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.15, 7.3.18].

      14.3 Пресса [7.1.6, 7.3.8, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.15, 7.3.18].

      14.4 Интернет [7.1.6, 7.3.8, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.15, 7.3.18].

      Тактическое медиапланирование. Критерии оценки различных медианосителей. Принципы формирования медиамикса. Способы закупки информационных площадей, эфирного времени, аудитории.

    ДЕ 15 Медиаплан и его струк¬тура

      15.1 Структурные документы медиаплана [7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.14, 7.3.20, 7.3.21].

      15.2 Принципы оптимизации медиаплана [7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.14, 7.3.20, 7.3.21].

      15.3 Оценка эффективности медиаплана [7.1.6, 7.3.9, 7.3.11, 7.3.14, 7.3.20, 7.3.21].

      Требования, предъявляемые к содержанию медиаплана, основные документы медиаплана: медиаобсчет, медиабюджет, график размещения информационных материалов. Методики оценки эффективности медиаплана: предварительное тестирование, параллельное тестирование, тестирование постфактум.