Задача 3

Определить номинальное тяговое усилие заданного трактора и сравнить его со значением по тяговому классу. Определить оптимальный по максимуму тягового КПД энергосберегающий режим работы трактора и соответствующие значения тягового усилия Ркр opt, рабочей скорости Vopt и коэффициента буксования . Сравнить с допустимым по агротехническим требованиям буксованием и при определить допустимые значения тягового усилия трактора и рабочей скорости . Показать оптимальные и допускаемые по буксованию значения тягового усилия и рабочей скорости на тяговой характеристике трактора.

При выполнении технологического процесса мощность от двигателя трактора передается к сельскохозяйственным машинам. В связи с этим одной из основных задач с позиций ресурсосбережения является обоснование такого скоростного режима, при котором потери мощности в самом тракторе будут минимальными с учетом агротехнических ограничений на буксование.

Таким образом, с позиций системного подхода полученный в задании 2 оптимальный режим загрузки двигателя дополняется оптимизацией режима работы трактора при ограничении вредного воздействия на почву, связанного с буксованием.

Таблица 3.1. Индивидуальные задания

Типоразмерный ряд отечественных тракторов определяется номинальным тяговым усилием с учетом возможности агрегатирования с различными сельскохозяйственными машинами. Номинальным называют тяговое усилие трактора базовой модели, реализуемое на стерне колосовых культур нормальной твердости и влажности на суглинистом черноземе при допустимом уровне буксования.

По данному показателю принято десять классов сельскохозяйственных тракторов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8.

Каждому тяговому классу соответствует определенный диапазон номинальных тяговых усилий (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Тяговые классы тракторов и диапазоны номинальных тяговых усилий

Верхние границы каждого диапазона номинальных тяговых усилий в таблице 3.2 также относятся к соответствующему тяговому классу. Номинальное тяговое усилие трактора рассчитывают по формуле

где m – эксплуатационная масса трактора, т; g – ускорение свободного падения, g=9,81 м/с2; - коэффициент сцепления движителей трактора с почвой при допустимом буксовании; - доля веса трактора, приходящаяся на движители (коэффициент нагрузки ведущих колес); f- коэффициент сопротивления качению трактора.

При практических расчетах пользуются упрощенным равенством:

где - номинальный эксплуатационный вес трактора, соответствующий допустимому (номинальному) буксованию, кН; - коэффициент использования сцепного веса трактора при допустимом (номинальном) буксовании.

В процессе многочисленных тяговых испытаний тракторов получены следующие значения : 0,37…0,39 – для колесных тракторов с формулой 4К2; 0,4…0,45 – для колесных тракторов с формулой 4К4; 0,5…0,6 – для гусеничных тракторов.

Подставляя в формулу (3.1) значение применительно к заданному типу трактора, находят соответствующее номинальное тяговое усилие . Затем по значению из таблицы 3.2 следует выбрать соответствующий тяговый класс трактора и сравнить с тяговым классом трактора, заданного в таблице 3.1. При этом с учетом использования усредненных опытных данных возможны некоторые расхождения, которые следует кратко пояснить.

Знание номинального тягового усилия трактора и соответствующего тягового класса необходимо для правильного агрегатирования трактора с соответствующими сельскохозяйственными машинами. Обычно в каталогах по сельскохозяйственной технике указывают тяговый класс трактора, с которым следует агрегатировать конкретную машину.

Однако следует отметить, что тяговый класс трактора недостаточно полно характеризует его эксплуатационные показатели при работе в составе агрегатов разного назначения. К таким основным показателям относятся производительность соответствующих агрегатов, расход используемых ресурсов, затраты труда и др. Указанные эксплуатационные показатели, как будет показано в последующих заданиях, зависят непосредственно от мощности, поэтому более объективной была бы классификация тракторов по мощности, которая одновременно определяет и возможное тяговое усилие при заданной массе трактора.

Оптимальный энергосберегающий режим работы трактора характеризуется наименьшими потерями мощности в самом тракторе при ее передаче к рабочей машине и соответствует максимуму тягового КПД ()

Значение тягового КПД трактора можно определить по одной из двух эквивалентных формул

где - реализуемая мощность двигателя и соответствующая тяговая мощность трактора, кВт; - КПД, учитывающие соответственно потери мощности в трансмиссии, на самопередвижение трактора и на буксование.

В последующих расчетах по соображениям удобства и большей наглядности используем формулу (3.3).

При установившемся режиме работы можно принять =0,88, а значение в соответствии с теорией трактора рассчитать по формуле:

где - касательная сила тяги и тяговое усилие трактора, кН; - сила сопротивления качению трактора, кН; - коэффициент использования эксплуатационного веса трактора, кН; f - коэффициент сопротивления качению трактора (табл. 3.3).

Значение зависит от коэффициента буксования следующим образом: .Коэффициент буксования с достаточной точностью можно определить по эмпирической формуле:

Значения эмпирических коэффициентов, полученных в результате обобщения множества экспериментальных данных, приведены в таблице 3.3.

На основании формул (3.3)…(3.6) получим следующее выражение для тягового КПД трактора:

Таблица 3.3. Значения коэффициентов a, b, f для тракторов

Из условия находим оптимальное значение , обеспечивающее максимум тягового КПД трактора:

где

В формуле (3.8) перед корнем следует принять знак «+» при с<0 и d<0, а в остальных случаях – знак «-». Далее рассчитываем оптимальное тяговое усилие трактора:

Для оптимального режима работы трактора при коэффициент буксования:

Затем рассчитываем оптимальную рабочую скорость трактора:

где - оптимальная теоретическая скорость, м/с.

Для определения с учетом выражения (3.4) воспользуемся равенством:

Откуда

где - оптимальная касательная сила тяги трактора, кН.

С учетом формулы (3.13) находим оптимальную рабочую скорость

Значения номинальной мощности двигателей тракторов указаны в таблице 2.2, а значения коэффициента загрузки двигателя и КПД трансмиссии трактора (при отсутствии более достоверных данных) можно принять следующими: =0,9; =0,88.

Таким образом, равенства (3.9), (3.10) и (3.14) позволяют определить основные показатели энергосберегающего режима работы трактора. Однако по заданию преподавателя возможен и расширенный, исследовательский вариант выполнения данного пункта. Тогда эксплуатационный вес трактора следует представить в виде суммы:

(3.15)

где - базовый эксплуатационный вес трактора, кН; - вес балластных грузов, кН; - дополнительная нагрузка на ходовую часть трактора, создаваемая гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ) или другим догружающим устройством, кН; ; - базовая эксплуатационная масса трактора, т.

Теоретическую скорость трактора также целесообразно рассчитывать по формуле:

где r – радиус качения колеса или радиус начальной окружности ведущей звездочки (в гусеничных тракторах), м; - угловая скорость вала двигателя, рад/с; - передаточное число трансмиссии трактора; n – частота вращения при заданной нагрузке, мин-1. При нормальной загрузке двигателя приближенно можно принять .

Коэффициент использования эксплуатационного веса трактора с учетом формул (3.14), (3.6), (3.15) и (3.16) можно представить и в таком виде:

Приняв в этом равенстве с учетом выражения (3.8), получим оптимальное соотношение между основными эксплуатационными параметрами трактора при :

Правая часть этого равенства без балластных грузов () и ГСВ () представляют собой приблизительно постоянную величину для однотипных тракторов на одном и том же почвенном фоне. Соответственно для обеспечения максимума тягового КПД фактора соотношение между его эксплуатационными параметра­ми в левой части равенства (3.18) также должно оставаться посто­янным. Поддержание такого постоянства возможно в основном за счет изменения передаточного числа трансмиссии при переклю­чении передач. При наличии балластирования и ГСВ правая часть равенства (3.18) увеличивается в определенном диапазоне. Соот­ветственно при прочих равных условиях необходимо пропорционально увеличить и левую часть за счет увеличения передаточного числа трансмиссии , т. е. за счет уменьшения рабочей скорости трактора. Зная диапазон изменения правой части равенства (3.18), можно определить диапазон изменения . Можно исследовать также эффективность балластирования и ГСВ на различных по­чвенных фонах применительно к различным типам тракторов. Можно решить и обратную задачу синтеза, т. е. задать желаемое значение и определить требуемые значения или для работы в оптимальном режиме.

Равенство (3.18) с учетом современных тенденций развития тракторостроения можно выразить и в функции энергонасыщен­ности трактора:

где - энергонасыщенность трактора, кВт/т. Из этого равенства видно, что с ростом энергонасыщенности тракторов для обеспечения максимума тягового КПД должна пропорционально возрастать скорость движения. Из равенства (3.19) видно также, что применение балластных грузов и ГСВ снижает скорость движения трактора.

На основании равенств (3.17)...(3.19) путем моделирования на ЭВМ можно получить многовариантные оптимальные решения с учетом многообразия работ, выполняемых трактором в составе различных агрегатов в существенно различающихся природно-производственных условиях.

Далее необходимо сравнить расчетное значение коэффициента буксования , полученное для оптимального режима работы, с допустимыми значениями: =0,15 — для колесных тракторов с формулой 4К4; =0,17 — для тракторов с формулой 4К2; =0,05 — для гусеничных тракторов. Если окажется, что , то по допустимому буксованию следует определить соответствующее значение тягового усилия , а также допустимую рабочую скорость . При этом равенство (3.6) следует представить в виде:

Откуда найти допустимый коэффициент использования эксплуатационного веса трактора:

Подставив это значение в формулу (2.9), получим допустимое тяговое усилие трактора по буксованию:

Затем можно определить соответствующую скорость движения:

Поскольку пока у специалистов нет единого мнения относительно допустимых значений коэффициента буксования, то с учетом конкретных условий работы трактора можно использовать и другие значения .

На основании равенств (3.2)...(3.23) можно обосновать оптимальный энергосберегающий режим работы трактора с учетом допустимых границ отрицательного воздействия на почву по буксованию.

Основные эксплуатационные показатели трактора, соответствующие оптимальному и допускаемому режимам работы, приближенно можно определить и по тяговой характеристике, представленной на рисунке 3.1. Максимум тягового КПД трактора в соответствии с формулой (3.2) имеет место на передаче с наибольшей тяговой мощностью (третья передача). Тяговое усилие и рабочую скорость трактора на этой передаче приближенно можно принять оптимальными. Допустимые значения тягового усилия рабочей скорости трактора получим при .