1.1.1. Распределение Стьюдента (t-критерий).
Распределение было получено Госсетом (псевдоним Стьюдента) в 1908 г. Зависит от объема выборки N или числа степеней свободы , с которым определена выборочная дисперсия (среднее квадратическое отклонение (СКО) выборки S), и от заданной вероятности ответа, определяемой параметром уровня значимости q . Формула критерия:
где а — генеральное среднее исследуемой случайной величины
— выборочное математическое ожидание X.
Распределение симметрично относительно начала координат, т. е. .
Более полные таблицы квантилей распределения Стьюдента для уровня значимости содержатся в [1].
Таблица 1
Квантили распределения Стьюдента при q=0,05
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 20 | 30 | |
| 12,71 | 4,30 | 3,18 | 2,78 | 2,57 | 2,45 | 2,37 | 2,31 | 2,26 | 2,23 | 2,09 | 2,04 | 1,96 |
Распределение Стьюдента дает возможность находить генеральное среднее или проверять статистические гипотезы при очень малых выборках.
Пример 1. Известны три значения нормально распределенной случайной величины X:
Требуется оценить генеральное среднее с вероятностью р = 0,95 (задача первого типа).
Определим выборочное (N = 3) математическое ожидание
Определим выборочное СКО при f = N–1=2:
Запишем выражение для t в соответствии с (1):
По табл. 1 определим квантильные границы и запишем неравенство
Решив неравенство относительно а, получим с доверительной вероятностью р = 0,95
9,0 < а < 10,8.
Пример 2. Проверить гипотезу, состоящую в том, что нормально распределенная случайная величина Х имеет генеральное математическое ожидание а = 10 на основании результатов двух испытаний: (задача второго типа).
По результатам испытаний определяем =8,5 и s = 0,57.
Вычисляем по (1) значение критерия Стьюдента t:
Выбираем уровень значимости q = 0,05 и по табл. 1 находим для
f=N–1=1 границы критических областей гипотезы ,
Гипотеза не отвергается на уровне значимости q=0,05, поскольку
t = –3,71 лежит вне критических областей. Отметим, что очень малая информация (N = 2) и низкий уровень значимости не дают оснований отвергнуть плохую на взгляд гипотезу. Если бы, например, те же результаты ( = 8,5 и s = 0,57) были получены при N = 4 (f = 3), то, как легко видеть, гипотезу следовало отвергнуть на том же уровне значимости. При выборе более жесткого уровня значимости, т. е. гипотеза также должна быть отвергнута.
|