Практическое занятие по определению торговой площади магазина с помощью метода анализа съема товарооборота с единицы площади торгового зала


Целью практического занятия является изучение одного из методов определения тор-говой площади магазина.

Условия и исходные данные


Торговая фирма «Детский мир» планирует открыть новый филиал – магазин «Школь-ник» с месячным объемом реализации 6 млн. руб., площадь которого подлежит распределе-нию между различными отделами согласно табл. 4.1.
Предлагается определить торговую площадь каждого отдела и всего магазина «Школьник» в целом.

Методические указания


Для определения площади торгового зала, которую» необходимо выделить каждому товарному отделу, следует:
Таблица 4.1 - Характеристики товарных отделов
№ п/п Наименование товарных отделов Удельный вес в то-варообороте, % Примерный норматив месячного товарооборота тор-говой фирмы «Детский мир» на 1 кв. м торговой пло-щади, тыс. руб.
1 Швейные изделия, голов-ные уборы 25.6 50.5
2 Трикотаж 18.8 41.8
3 Обувь 20.4 20.9
4 Игрушки 13.2 18.6
5 Спорттовары 6.0 34.4
6 Канцелярские и школьно-письменные товары 8.2 18.8
7 Книги 7.8 20.4

Всего 100

1) определить месячный объем товарооборота товарного отдела (тыс. руб.), который составляет: 6000 тыс. руб. х уд. вес отдела (%);
2) рассчитать торговую площадь (кв. м), которую необходимо выделить каждому то-варному отделу. Для этой цели планируемый месячный объем товарооборота товарного от-дела следует разделить на примерный норматив месячного объема товарооборота соответст-вующего товарного отдела торговой фирмы «Детский мир» на 1 кв. м торговой площади;
3) определить общую площадь торгового зала магазина «Школьник».
Результаты следует представить в виде табл. 4.2.
Таблица 4.2 - Торговая площадь магазина «Школьник»
№ п/п Наименование товарных отделов Торговая площадь, кв. м




Всего

Применяемый метод распределения площади торгового зала дает приемлемые резуль-таты, но отнюдь не обязательно оптимальные.
В качестве единицы измерения торговой площади, выделяемой в торговом зале под те или иные товарные отделы, не обязательно применять товарооборот. В магазинах тканей, готового платья, обуви и целом ряде других в качестве такой единицы используют объем реализации (съем выручки), отнесенный к торговой площади (кв. м); в магазинах с преимущественно продовольственным ассортиментом, галантерейных магазинах, хозяйственных магазинах в качестве критерия чаще всего используют такой показатель, как съем выручки с единицы длины (1 п. м) полок торговых горок, стеллажей, на которых выложены товары; при продаже замороженных продуктов оценку продуктивности можно проводить по объему реализации, отнесенному к единице объема (1 куб. м) низкотемпературного ларя или холодильного прилавка-витрины самообслуживания.
Несмотря на приблизительность этого метода, с его помощью можно улучшить рас-пределение площади в магазине и, следовательно, увеличить общий объем оборота и при-быльность магазина.