Тема 2. Информационное обеспечение маркетинга и методы получения маркетинговых данных

1. Система маркетинговой информации.
2. Классификация маркетинговой информации по объекту описания, функциональной принадлежности, характеру источников получения, по степени активности поиска.
3. Методы сбора маркетинговой информации: маркетинговая разведка, маркетинговые исследования и система анализа информации.
4. Понятие «маркетинговые исследования» и его базовые составляющие.
5. Виды маркетинговых исследований.
6. Процесс маркетингового исследования.
7. Методы проведения маркетинговых исследований: анализ документов; методы опроса потребителей; экспертные оценки; экспериментальные методы; экономико-математические.
8. Особенности инструментария опроса.
9. Содержание и направления маркетинговых исследований рынка, потребителей, конкурентов, товаров, цены, товародвижения и продаж; системы стимулирования сбыта и рекламы.

Вопросы и задания для подготовки к практическому занятию

1. В чем смысл понятия система маркетинговой информации.
2. Назовите основные типы маркетинговой информации.
3. В чем отличия первичной и вторичной информации.
4. Что означает: маркетинговые системы поддержки принятия решений?
5. Каковы основные информационные потребности маркетологов?
6. Назовите задачи построения маркетинговых информационных систем и их основные функции.
7. Для каких целей предприятию необходим анализ рынка?
8. Что такое емкость рынка? Назовите способы ее определения.
9. Какие методы применяются для составления прогноза продаж?
10. Объясните понятие «выборка», «генеральная совокупность», «респондент». Какие типы выборки вы знаете?
11. Перечислите основные этапы проведения маркетинговых исследований.
12. Что такое открытые, закрытые вопросы и вопросы «детекторы»?
13. Дайте сравнительную характеристику основным способам связи с аудиторией при проведении опросов по следующим показателям: охват, стоимость, обратная связь, уровень достоверности, скорость сбора. 14. Заполните таблицу 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика методов проведения маркетинговых исследований.

Метод Определение Формы Экономический пример Преимущества и недостатки
1. Первичные исследования        
1.1. Наблюдение        
1.2 Опрос
1.3 Эксперимент
1.4 Панель
2.Вторичные исследования